адачи изучения дисциплины.
Настоящий курс, предваряя предметы «Композиция костюма», «Основы художественного проектирования», «Конструирование швейных изделий» ставит задачи:
• сообщить сведения о закономерностях развития структуры костюма в зависимости от законов формообразования в природе и социальных явлений в обществе;
• выделить логику формообразования - пространственную и социальную значимость объекта и вытекающую отсюда структурную организацию формы;
• развить навыки восприятия, представления и творческого мышления в поиске объёмно-пространственных форм;
• овладеть технологиями создания объёмных форм из макетных материалов.
Знания и умения, приобретённые при изучении дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- иметь представление: о методе образно-пространственного мышления как области экспериментального творчества, логике формообразования объектов природы и искусственной среды, цикличности в развитии форм и периодичности их сменяемости;
- знать: основные свойства формы и их проявление в материале, основные свойства конкретных материалов; основные закономерности развития объемных структур, принципы взаимодействия формы и материала в композиции;
- уметь: выявлять структурные связи объектов, использовать пластические свойства материалов для решения художественных задач на основе технологического творчества, воплощать замысел в объемно-пространственную форму на уровне макета; применять на практикеприемы и средства архитектоники плоского листа, формообразования природных организмов, архитектурных форм, объектов искусственной среды;
– владеть: способностью формулировать цели проектирования, определять критерии и показатели художественно-конструкторских предложений, отдельными практическими приемами по формированию объемных (трехмерных) структур; использоватьобразное объемно-пространственное мышление и навыки создания новых форм костюма различной тектонической организации в дизайн-проектировании.
Защита лабораторных работ и оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
- «зачтено» выставляется студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы темы и продемонстрировал интересные, технологически грамотные архитектонические решения, соответствующие заданию, теоретически обосновал авторское предложение, представил полный объем заданий – проектов, лабораторной работы;
- «не зачтено» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на вопросы и сделал незначительную ошибку в приемах формообразования, продемонстрировал не достаточно качественный, стилистически грамотный вариант проекта; представил неполный объем заданий – проектов, лабораторной работы.
Хочется надеться, что данные методические рекомендации помогут в исследовании форм костюма и его составляющих, и освоение студентами курса архитектоники будет способствовать дальнейшему, сознательному овладению процессом дизайн-проектирования.
рактическая архитектоника
абораторная работа № 1
«Свойства формы. Палитра архитектоники»
Цели работы:
· ознакомление с различными видами бумаги, инструментами и приспособлениями, необходимыми для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
· приобретение практических навыков выполнения объемно-пространственных композиций из различных по плотности бумажных материалов;
· выполнение простейших схем, выкроек и лекал объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения.
Свойства формы: силуэт, геометрический вид, масса, пластика. Определение пластических свойств материалов (определение текстурные особенности бумаги – направление волокон).
Закономерности организации формы: масштаб, пропорции. Построение геометрической объёмной формы. Палитра средств архитектоники. Приемы и методы с листом бумаги.
Разработка эскизов и выполнение рельефа. Влияние орнамента на объём.
Форма (от лат. forma – наружный вид) в широком смысле – это структура, организация, внешнее выражение художественного содержания, в более узком – приведённая к единству совокупность художественных средств в отдельном произведении (целостная художественная форма). Внутренняя форма – это по преимуществу общеэстетический аспект искусства, внешняя – средства изображения, конструкции, специфичные для отдельных его видов. Данное определение формы и её структуры дано в Кратком словаре по эстетике под редакцией профессора М.Ф.Овсянникова[1].
Форма художественная – объёмно-пространственная структура художественного произведения, созданная при помощи изобразительно-выразительных средств. Костюм является объёмно-пространственной структурой границы, которой в пространстве определяются его формой. Форма включает в себя две органически взаимосвязанные стороны: внутреннюю форму – структуру и форму внешнюю – её наиболее обозримую граничную пластическую оболочку.
Силуэт как проекция формы на плоскости, которая базируется на 3-х основных геометрических фигурах (прямоугольник, круг, треугольник). К основным видам силуэтов костюмов относится: прямой, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий (песочные часы).
Простые геометрические объёмы (куб, конус, цилиндр, шар, прямоугольник) могут служить базой для создания более сложных форм путем использования таких приёмов как изгиб, срез, скручивание, изменение пропорций формы (выдавливание / сдавливание / растягивание), переход одной формы в другую (пересечение / исключение при пересечении / сложение при пересечении), сопряжение форм, наложение форм, свободная деформация.
Практическая работа
1. Выполнение образцов на сгиб, скручивание, гофрирование, плиссерование плоского листа бумаги (простейшие формы изменения плоскости - 5 образцов).
2. Выполнение образцов из плотной бумаги (типа ватмана) на надрезы, прорези, перфорации с различного вида раздвижками: радиальными, параллельными, комбинированными (5 образцов).
3. Выполнение образцов (объёмных модулей) на создание простейших рельефов (3 образца). (Приложение А).
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Резак
4. Шило
5. Ножницы
6. Карандаши графитовые
7. Линейка металлическая
8. Циркуль
9. Ластик
9. Картон, ДВП
10.Двусторонний скотч
Методические указания
1. При выполнении упражнений по рельефному членению плоскости, включённых в данную работу, студенты изучают и приобретают практические навыки конструирования из бумаги.
2. Плоский лист бумаги выступает как исходное материальное образование со своими физическими и пластическими свойствами и конструктивно-технологическими возможностями формообразования. Правильный выбор текстуры бумаги очень важен для изготовления изделий цилиндрического и конического характера. В зависимости от направления волокон она по разному поддаётся сгибанию. Скручивая бумагу поперёк волокон, вместо гладкой, можно получить поверхность измельчённую трещинами и надломами.
3. Технология конструирования из бумаги имеет ряд специфических особенностей. Любое изделие на основе конструкции представляет систему ряда рёбер жёсткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги как по прямой линии, так и по линиям криволинейного характера.
4. Использование простейших выкроек и схем позволят в дальнейшем создавать сложные конструктивные формы и объемно-пространственные композиции.
5. Образцы выполняются на заготовках бумаги размером 100x100 мм. На заданную поверхность карандашом наносится сетка с определенной схемой. С помощью металлической линейки и резака (шила) выполняются просечки, согласно нанесённой схеме. Затем заготовка лёгкими движениями пальцев прогибается.
6. К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки разрабатываемых моделей.
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
Особое внимание необходимо уделить чистоте техники исполнения образцов.
абораторная работа № 2
«Формообразование из плоскостных материалов»
Цели работы:
· научить основным принципам формообразования, с помощью инструментов и приспособлений, необходимых для выполнения упражнений в технике бумагопластики;
· приобретение практических навыков выполнения макетов объемно-пространственных композиций из различных по плотности бумажных материалов;
· разработка схем, выкроек и лекал рельефных поверхностей (элемент, рапорт, сопряжение элементов) для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения.
Формообразование из плоскостных материалов: разработка рельефных поверхностей (элемент, раппорт, сопряжение элементов). Анализ членений вертикали и горизонтали в архитектуре. Анализ членений в костюме.
Построение макетов простых объемов. Ритмические закономерности организации деталей формы, акцент (Приложение Б). Развить форму в пространстве (трансформируемая форма).
Любая объёмно-пространственная структура должна обладать рядом постоянных качеств: она должна быть целесообразной и совершенной с точки зрения функционирования; в ней должны быть заложены будущие удобства пользования вещью, должны учитываться вопросы экономики и требования, связанные с формальным решением и с эстетикой в целом. Уже на стадии решения объёмно-пространственной структуры должна зарождаться гармония между содержанием и формой. Эстетические средства рассматриваются как компонент архитектоники. К ним относятся все средства художественно-композиционной гармонизации, пластика, цвет, декор, фактура, представляющие в своей совокупности специфическую знаковую систему.
К сложным методам формообразования можно отнести:
1. Формообразование на основе экспериментов с материалами.
2. Стилизация как метод формообразования
3. Кинетическое формообразование.
4. Формообразование на основе природных форм.
5. Комбинаторное и модульное формообразование.
6. Конструкция как метод формообразования.
По мере развития навыков формообразования формируется индивидуальный (авторский) стиль дизайнерской деятельности.
Рассмотрим историю возникновения и эволюцию сумки как объекта проектирования и разработки новой конструкции.
Сумка – ёмкость, мешок, футляр из ткани, кожи и т.п. для ношения чего-нибудь.
«Сума, сумка, сумочка, сумишка, сумища – мех, мешок, кошель, киса. Привешенный к чему-либо мешок, карман. Кошель, котомка, носимая на плече или на поясе. Сума нищего, сума почтальона. Солдатская сума с патронами. Охотничья сума – для припасов и дичи. Денежная сумка – бумажник. Дорожная сумка – на ремне через плечо. Переметные сумы – две сумы кожаные, ковровые на одном полотнище или широком ремне, для перемета через седло, конский вьюк»[2].
Первой сумкой был мешок. В Европе сумка появились в XI веке. Она представляла собой сумку-кошелёк для мелкой монеты, которые знатные люди раздавали нищим. Называли его монетник или калита. Появление сумки вызвано необходимостью: одежда не имела кармана. И что-либо переносить в руках было неудобно. Чтобы освободить руки к поясу привязывали кожаный или матерчатый мешочек для переноски небольших предметов и монет. Купцы и менялы носили большой толстый кошель. С XV в. роль сумки в костюме резко меняется. Она становится предметом, популярным в любом обществе.
Основные формы сумок сложились в конце XIX веке. Несмотря на то, что в одежде широко использовались обычные карманы, женщины продолжали носить сумочки. Более того, они тратили огромное количество времени на вышивание своих сумочек; часто на них вышивались инициалы дамы и ее потенциального мужа.
Потребность в сумках, а значит и мода на них появилась со строительством железных дорог. Поскольку женщины становились все более мобильными, производители клади для багажа начали делать не только громоздкие чемоданы, но и небольшие сумки, которые можно было носить в руках. Появляется такое понятие, как ручная кладь. Современные сумки нередко напоминают старые чемоданы своими застежками, заклепками, а иногда и размерами.
Женщины могли выбирать между маленькими ридикюлями, небольшими кожаными сумками и сумками для шопинга довольно большого размера. После Первой мировой войны появился клатч – небольшая сумочка без ручек, которые женщины носили подмышкой. К 1930-м годам почти все виды сумок, которые люди используют сегодня, уже были изобретены. Популярный в это время стиль арт-деко вдохновлял дизайнеров использовать такие достижения индустриализации, как пластик и замок-молния.
Вторая мировая война изменила округлые, плавные формы на более жесткие и резкие, свойственные стилю милитари. Практически во всем мире женщины стали носить сумки на плечах; после окончания войны такие сумки стали атрибутом путешествий, и вернулись в моду лишь в 1970-х годах.
Экономический подъем, начавшийся в 1950-х годах, сделал сумку практически культовым элементов гардероба. Ведущие дома моды пользовались преимуществами эпохи, когда правильность сочетания цветов, текстур и аксессуаров стала почти моральным стандартом. Маленькая сумочка, ставшая модным атрибутом послевоенной моды, обозначила возвращение женственности.
В 1960-х сумочки на длинных цепочках или ремешках были первым шагом от традиций в сторону комфорта. Затем в моду начали входить сумки из ткани, часто вышитые цветами, символами эры хиппи. К концу 1970-х большие сумки насыщены застёжками-молниями, карманами, заклепками. Большая удобная сумка снова стала одним из символов борьбы за эмансипацию.
В 1980-х годах впервые был поднят вопрос о том, как сумки влияют на здоровье. Это немедленно нашло отклик у модных дизайнеров – они начали создавать сумки с двумя лямками, скорее напоминавшие спортивные, чем элегантные женские. Prada выпустила черный нейлоновый рюкзак, который стал первой сумкой в стиле унисекс.
Сегодня модными являются практически любые сумки. По крайней мере, дизайнеры используют самые разнообразные фасоны и материалы – от меха, льна, непромокающих синтетических тканей, до искусственной кожи рептилий. Сумки через плечо, долгое время считавшиеся женским атрибутом, сегодня становятся все более популярными среди мужчин. Возможно, именно демократичность сумок является причиной того, что они на протяжение многих лет остаются неизменным атрибутом гардероба и, судя по всему, если и выйдут из моды, то очень нескоро.
Фасоны и наименования сумок достаточно разнообразны. Например:
Баул (итал. baule) – небольшой, продолговатый дорожный сундук, чемодан, коробка особой округлой формы). По типу баула современная мода предлагает женские сумки, предназначенные для повседневной носки.
Пти-пув – в старину так называлась вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым по канве крестом.
Сумка-банан – сумка в форме банана. В 1973 г. появилась мода на юбки-бананы, затем брюки-бананы. В форме банана изготовлялись и сумки разного назначения – от нарядных до спортивных, которые носят через плечо. Иногда и в современной моде еще встречаются отголоски «бананового стиля».
Помпадур – дамская сумочка XVII в. в виде мешочка из ткани (обычно из бархата) или кружева. Название получила по имени мадам Помпадур, фаворитки Людовика XV.
Саквояж (франц. sac – мешок и voyage путешествовать). Представляет собой дорожную сумку, чемодан.
Бурс (bourse) – французское название кошелька или сумочки для туалетных принадлежностей. В XVIII веке (около 1730 г.) так назывался мешочек, в который убирались волосы.
В первое десятилетие XXI века проявляется увлечение экзотическими материалами для сумок: кожа змей, ящериц, крокодилов, кенгуру. Развитие химии дало новые материалы, сумки изготовляют из искусственных материалов, по качеству не уступающие натуральным. Это позволило разнообразить их ассортимент и упростить технологические процессы. Дальнейшее развитие техники приводит к совершенствованию технологии производства, а значит и к изменению конструкции, отделки сумок.
Практическая работа
Выполнение макетов изделий (сумка)
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Резак
4. Шило
5. Ножницы
6. Карандаши графитовые
7. Линейка металлическая
8. Ластик
9. Картон, ДВП
10. Двусторонний скотч
11..Циркуль
Методические указания
1. Упражнения по формообразованию из плоскостных материалов рельефных поверхностей полезны для развития конструктивно-комбинаторного мышления.
2. Анализ членений вертикали и горизонтали в архитектуре позволяет расширить диапазон творчества в сфере костюма. Выполняются упражнения на заготовках бумаги (текстура бумаги может быть разнообразной) размером 100x100 мм.
3. Построение макетов простых объемов. Моделирование геометрических фигур (цилиндр, конус, куб, тетраэдр, призма, усечённая пирамида и др.). Выполнение многофигурной композиции из простейших геометрических фигур (творческая работа).
4. Выполнение макета сумки выполняется с опорой на:
1) конструкцию;
2) декор.
Макет должен иметь рельефные поверхности, раппорт, сопряжение элементов. В чистовом варианте макет выполняется в натуральную величину.
5. Разработка макетов аксессуаров (по выбору) отрабатываются в масштабе. В чистовом варианте макеты выполняется в натуральную величину.
6. К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки разрабатываемых моделей.
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
Особое внимание необходимо уделить чистоте исполнения макета изделия из бумаги (ватмана, крафта, кальки) или макетного материала.
При выполнении творческой работы размеры макета можно изменить.
абораторная работа № 3
«Симметрия в организации формы»
Цели работы:
· ознакомление с основными принципами композиционного формообразования, инструментами и приспособлениями, необходимые для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
· приобретение практических навыков выполнения макетов объемно-пространственных композиций, опирающихся на принципы симметрии и асимметрии из различных по плотности бумажных материалов;
· разработка схем, выкроек и лекал рельефных поверхностей для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения.
Симметрия в организации формы: группы и виды симметрии. Построение пластической объемной композиции с помощью ритмически организованных рельефов и акцента, развитие форм в пространстве. Новые материалы.
Симметрия (от греч. symmetria – соразмерность, от syn – вместе и metreo – измеряю) – соразмерность, порядок, гармония) является всеобщим свойством природы. Представление о симметрии у человека складывалось тысячелетиями. Термин «симметрия» фигурирует в представлениях человека как элемент чего-то «правильного», прекрасного и совершенного. В своих раздумьях над картиной мироздания человек определял симметрию как магическое качество природы, ее целесообразность, совершенство и старался отразить эти свойства в музыке, поэзии, архитектуре, костюме.
Симметрия – это понятие, отражающее существующий в природе порядок, пропорциональность и соразмерность между элементами какой-либо системы или объекта природы, упорядоченность, равновесие системы, устойчивость, то есть некий элемент гармонии.
Асимметрия – понятие, противоположное симметрии, отражающее разупорядочение системы, нарушение равновесия, что связано с изменением и развитием системы.
Внешняя симметрия насекомых, животных и человека помогает держать равновесие при движении. Асимметрия также широко распространена в мире. Внутреннее расположение отдельных органов в живых организмах часто асимметрично. Например, сердце расположено слева у человека, печень – справа и т. д. Молекула ДНК асимметрична – ее спираль всегда закручена вправо.
Симметрия и асимметрия – это две полярные характеристики объективного мира. Фактически в природе нет чистой (абсолютной) симметрии или асимметрии. Эти категории – противоположности: где ослабевает симметрия, возрастает асимметрия, и наоборот. На разных уровнях развития материи ей свойственна то симметрия, то асимметрия. Эти категории тесно связаны с понятиями устойчивости и неустойчивости систем, порядка и беспорядка, организации и дезорганизации, а также взаимосвязь между динамическими и статическими законами.
Полагая, что равновесие есть состояние покоя и симметрии, а асимметрия приводит к движению и неравновесному состоянию, можно считать, что понятие равновесия играет в дизайне не менее важную роль, чем в бионике или физике.
Симметрия - средство создания художественного образа, гармонии.Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма предмета или композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.
При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Существуют несколько видов симметрии.
Наиболее простой вид симметрии – зеркальный – основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
Другой тип симметрии – осевая симметрия – связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Бионика широко используется в дизайне. Такое использование происходит в двух направлениях - заимствование чисто внешней формы и построение механизмов, сооружений, мебели на основании закономерностей, «подсмотренных» у природы. Природные формы обладают гармоничной согласованностью частей целого, единством общей логики развития, взаимосвязью формы и структуры. Формообразование в живой природе характеризуется пластической сопряженностью, постепенными переходами от одной части формы к другой, развитием пластики формы по принципу взаимосвязи элементов структуры. Встречаются в природе и правильные геометрические формы и фигуры – окружности и овалы, ромбы и кубы, треугольники, квадраты и другие многоугольники.
Нередко природа унифицирует конструкции, то есть строит их из элементов (модулей) одной и той же формы: лепестки цветов, семена злаков, чешуйки рыб, змей, шишек, панцири животных и т.д., что является примером яркого проявления ритма в объектах флоры и фауны. Гармоничное расположение упорядоченных элементов формы вызывает ощущение динамики и закономерностей красоты. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листья, цветы, травы, насекомые, кристаллы и т.д. по своей природе симметричны.
При разработке макетов аксессуаров необходимо опираться на принципы симметрии и асимметрии.
Аксессуары – довольно широкое понятие, включающее в себя предметы гардероба, не являющиеся собственно одеждой, а являющиеся её дополнением. Это различные украшения, помогающие подчеркнуть индивидуальный стиль и создать яркий, элегантный образ. Люди, сведущие в моде и разбирающиеся в понятиях стиля, очень тщательно подбирают себе аксессуары в зависимости от типа одежды.
Слово «аксессуары» в переводе с французского означает «дополнительные детали», вспомогательные детали, сопровождающие что-либо главное; сопутствующие чему-либо. В нашем случае аксессуары туалета — предметы, дополняющие костюм. Поэтому к аксессуарам относят: украшения, бижутерию: кольца, браслеты, серьги, клипсы, бусы, ожерелья, кулоны, дополнительные предметы гардероба: перчатки, митенки, шарфики, лёгкие шали и накидки, практические вещи: сумочки, зонты.
Эти предметы могут придать даже скромной одежде совершенно необычный вид. Однако стоит учесть, что неправильный подбор аксессуаров способен полностью испортить внешний вид.
Практическая работа
Выполнение макетов аксессуаров
1. Выполнение образцов рельефных поверхностей, опирающихся на принципы симметрии и асимметрии из различных по плотности бумажных материалов (5 обязательных образцов, остальные по желанию студентов)
2. Выполнение макетов аксессуаров (объемно-пространственной формы) из плотной бумаги (типа ватмана) оригинальной конструкции. 2 макета. Объекты по выбору студента.
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Тушь, цветная бумага
4. Кисть (белка, колонок)
5. Резак
6. Шило
7. Ножницы
8. Карандаши графитовые
9. Линейка металлическая
10. Ластик
11.Картон, ДВП
12.Двусторонний скотч
13. Циркуль
Методические указания
1. Упражнения по разработке и выполнению образцов рельефных поверхностей, опирающихся на принципы симметрии и асимметрии из различных по плотности бумажных материалов (5 обязательных образцов, остальные по желанию студентов)
2. Эти упражнения способствуют не только наглядному выявлению способностей студентов, но и развивают их конструктивные представления.
3. Первоначальный поиск декоративных объемных форм на основе геометрических фигур должен быть свободным и может определяться разнообразием комбинаторных соединений, вплоть до случайного в одной композиции.
4. Схемы-развертки выполняются на аудиторных занятиях, а выполнение сопряжений и соединений геометрических элементов можно выполнять на самостоятельной работе.
5. Выполнение образцов рельефов, макетов сложных объемов деталей и элементов композиции.
6. Построение макетов сложных объемов декоративных элементов аксессуаров отрабатываются в масштабе. В чистовом варианте макет выполняется в натуральную величину.
7. К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки, выкройки или лекала разрабатываемых моделей аксессуаров.
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
Особое внимание необходимо уделить чистоте техники исполнения образцов и их оригинальности, новизны.
При выполнении творческой работы следует придерживаться концепции проекта (размеры макета можно изменить).
абораторная работа №4
заимосвязь формы, конструкции и стиля.
Формообразование головного убора»
Цели работы:
- ознакомление с основными принципами композиционного формообразования, инструментами и. приспособлениями, необходимыми для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
- приобретение практических навыков выполнения макетов объемно-пространственных композиций (опирающихся на принципы создания исторического головного убора) из различных по плотности бумажных материалов;
- разработка схем, выкроек и лекал рельефных поверхностей для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения.
Понятие «головной убор». Форма головного убора как отражение стилистики исторической эпохи.
Основные этапы в развитии формы: обертывание (полотенечные головные уборы, чалма), накидывание (на голову: платок, шарф, капюшон), надевание или накладывание (каркасная форма: корона, шлем, шляпа и др.).
Головной убор, как и в целом, костюм физически является наиболее близким к телу человека культурным артефактом. Однако он в отличие от одежды, не является продолжением физической оболочки тела, но субъективно воспринимается как продолжение головы (лица), т.е. по сути, является визитной карточкой личности, частью его материальной визуализации.
Этимологически слово «убор» образовано от слова «убирать». В Толковом словаре русского языка В.И. Даля даётся следующее определение данному понятию. «Убрать, убирать… прибирать, собирать и прятать, для сбереженья, сохраненье, класть и ставить куда-либо на место, где оно будет в целости, впрок. Убирать хлеб с поля… Убирать комнаты…Убрать стол – украсить или нарядить. Невесту убирают к венцу, убирают голову. Уборка – убор, чем, что либо убрано, украшено, наряжено, головной уборщик – чесальщик, парикмахер. Головной убор с перьями.
Убранство – наряд, украса, украшение, нарядное платье, ожерелье и прочие принадлежности…»
Похожее значение данного понятия встречается как в Толковом словаре Ожегова, так и словаре Ушакова, где «убор» понимается как то, во что одеваются, что надевают на себя, наряд, а головной убор рассматривается в качестве верхней части костюма, который обычно укрывает (полностью или частично) волосы, оставляя открытым лицо.
Головной убор – общее название предметов покрытия для головы (фуражка, шапка, шляпа, кепка, платок).
Таким образом, головной убор – это некая конструкция, в которую прячутся волосы и часть головы.
Волосам в мифологии абсолютно всех народов мира придавалось сакральное значение. В одних религиозных воззрениях волосы связывали человека с космосом и высшим разумом, в других с нечистой силой и злыми духами, существует множество обрядов и традиций, связанных с волосами, часть которых частично перешла в правила этикета. От мистического отношения к волосам произошла некая сублимация восприятия головного убора, как объекта, придающего человеку какие-то дополнительные, не свойственные ему черты. Простой женщине (обычной) правильно подобранная шляпка может придать загадочность, таинственность, мужчине – чувство уверенности и солидности, и в то же время головной убор может совершенно слить человека с окружающей средой, придав ему полную обезличенность и анонимность (шапка-невидимка; капюшон – худи среди подростков).
Головной убор, его форма, фактура, декор и способ ношения активно коррелируют со стилем жизни его носителей, общим стилем эпохи в целом и социальной группы в частности.
На сегодняшний день все головные уборы можно условно разделить на две группы, а именно головные уборы, подчёркивающие индивидуальные особенности человека и нивелирующие их. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика обозначенных групп.
Таблица 1. Сравнительная характеристика головных уборов, подчёркивающих индивидуальные особенности личности и головных уборов их нивелирующих.
№ | Характеризующие признаки | Головные уборы, подчёркивающие индивидуальные особенности | Головные уборы, нивелирующие индивидуальные особенности |
Виды головных уборов | Шляпа, таблетка, венец и др. | Бейсболка, кепка, косынка, балаклава, капюшон, вязаная, плотно облегающая шапочка и др. | |
Цвет | Красный, розовый, жжёный зелёный, золотистый, любые чистые яркие цвета, сложные цветовые сочетания | Чёрный, белый, разбелённые и затемнённые цвета. Серый. Однотонность. | |
Форма | Сложные конструкции и классические формы | Лаконичные формы, простые конструкции | |
Материал | Сочетание различных материалов, лёгких и тяжёлых тканей (фетр, бархат), использование прозрачной ткани для декора (вуаль, фатин), перьев, меха, бисера и стекляруса и т.д. | Глухие непрозрачные ткани, отвечающие эргономическим требованиям. | |
Композиция: симметрия-асимметрия | Асимметрия в композиции убора и/или в предполагаемом способе его ношения | Симметрия как в самом головном уборе, так и в способе его ношения | |
Композиция: статика-динамика | Динамика, движение элементов убора: дрожание перьев, вибрация меха, вуали, цветов и т.д. | Отсутствие лишних эргономически необоснованных элементов и симметрия в композиции убора, придаёт ему статичность | |
Требование к носителю | Уверенность, аристократичность, ироничность | Комфортность, потребность в безопасности |
Головные уборы как подчёркивают, так и скрывают личностные черты в зависимости от дизайнерского решения.
Необходимо отметить различные национальные головные уборы, ношение которых может означать индивидуальные особенности, подчеркнуть их в зависимости от среды, в которой находится носитель. К таким головным уборам относится ушанка, папаха, тюбетейка, феска и пр.
Учитывая поликультурные черты современного социума и интегрирующую динамику жизни, шапка-ушанка как классическая, так и стилизованная является одним из знаков (символов) русской этничности.
Головной убор может говорить:
об уровне уверенности человека, ироничности (в том числе, самоироничности);
о вкусе, артистичности (аристократичности, самодостаточности, конформизме, демонстративности, открытости);
о творческом потенциале;
о статусе, отношению человека к собственной гендерной и этнической принадлежности, самооценке;
о социальной роли;
о стиле самопозиционирования и самопрезентирования.
Более того головной убор – это не только маркер и транслятор индивидуального стиля, но ещё и концентрат исторического, гендерного, этнического или иного стиля. А сложная история взаимоотношений человека и головного убора позволяет рассматривать головные уборы как своеобразный культурный и художественный феномен.
Практическая работа
1. Выполнение макетов сложных объемов (3 творческих работы головных уборов).
2. Зарисовки форм головных уборов.
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Клей «Момент»
4. Тушь, цветная бумага
5. Кисть (белка, колонок)
6. Резак
7. Шило
8. Ножницы
9. Карандаши графитовые
10. Линейка металлическая
11. Ластик
12.Картон, ДВП
13.Двусторонний скотч
14. Готовальня.
Методические указания
1. Упражнения по разработке и выполнению образцов рельефных поверхностей, опирающихся на принципы формообразования в костюме из различных по плотности бумажных материалов (3 обязательных образца, остальные по желанию студентов)
2. Эти упражнения способствуют не только наглядному выявлению способностей студентов, но и развивают их конструктивные представления.
3. Первоначальный поиск декоративных объемных форм на основе геометрических фигур должен быть свободным и может определяться разнообразием комбинаторных соединений, вплоть до случайного в одной композиции.
4. Схемы-развертки выполняются на аудиторных занятиях, а выполнение сопряжений и соединений геометрических элементов как составляющих композицию костюма можно выполнять на самостоятельной работе.
5. Выполнение образцов макетов головных уборов сложных объемов деталей и элементов как исторических головных уборов, так и авангардных.
6. Построение макетов сложных объемов головных уборов отрабатываются в масштабе. В чистовом варианте макет выполняется в натуральную величину.
7. К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки разрабатываемых моделей.
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
Особое внимание необходимо уделить чистоте техники исполнения образцов и их оригинальности, новизны, простоте исполнения.
При выполнении творческой работы придерживаться концепции проекта (размеры макета можно изменить).
абораторная работа №5
«Закономерности формирование обуви. Развёртка, крой»
Цели работы:
· ознакомление с основными принципами композиционного формообразования, инструментами и приспособлениями, необходимые для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
· приобретение практических навыков выполнения макетов обуви и их составляющих, опирающихся на принципы гармонизации композиции;
· разработка схем, выкроек и лекал поверхностей, в том числе и рельефных (основные этапы развития формы обуви и его составляющих) для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения.
Формирование обуви с помощью кроя; развёртки, модулей.
Формирование обуви на каркасных конструкциях. Зарисовки форм обуви.
Создание моделей обуви в объемно-пространственной форме из комбинированных материалов. Формирование как многослойной (взаимозависимой) оболочной системы. Зарисовки форм обуви. Разработка объёмно-пространственной формы. Создание моделей обуви в технике оригами. Некоторые закономерности стилеобразования.
Обувь – неотъемлемая часть нашего гардероба. В мире моды обувь всегда была представлена наравне с одеждой. Основная функция обуви – защита ноги человека от неблагоприятного действия внешних факторов (влаги, грязи, низких и высоких температур, электрического тока, укусов насекомых и т. д.) и создание удобства для работы и отдыха стопы. К кожаной относят обувь с верхом из натуральных кож, текстильных и трикотажных материалов, искусственных и синтетических кож и с комбинированным верхом из перечисленных материалов. Археологические раскопки подтверждают, что кожаная обувь появилась на очень ранней стадии развития человечества. Первые ее формы были предельно примитивны: кусок кожи, обернутый вокруг ноги и закрепленный в нескольких местах. Потом появилась обувь из выкроенных деталей различной формы. Из всех кожаных изделий обувь является самой утилитарной частью костюма и отличается наибольшим разнообразием конструкции.
На высоком и особо высоком каблуках изготовляют только женскую обувь, преимущественно, модельную.
Каблуки приклеивают или прикрепляют с помощью штифтов (гвоздей, шурупов, металлических втулок). Средние и высокие каблуки прикрепляют комбинированным способом (штифто-клеевым). Набойки приклеивают, прикрепляют гвоздями или специальными штифтами.
По способу изготовления различают обувь механического и ручного производства. При изготовлении обуви ручного производства отдельные операции выполняют ручным методом.
Фасон обуви определяется формой и размерами ее носочной части, формой и высотой каблука.
Модель обуви – конкретное изделие, которому присущи индивидуальные признаки конструкции, материалов и внешнего оформления обуви.
По назначению обувь делится на повседневную, модельную, домашнюю, специальную, производственную, профилактическую, ортопедическую, спортивную, дорожную, пляжную и национальную обувь, а также существует обувь для активного отдыха и специальная обувь для людей пожилого возраста. Кроме того, в зависимости от времени года, обувь подразделяется на зимнюю, летнюю и демисезонную.
Повседневная обувь является наиболее распространенной. Она предназначена для ежедневной носки на улице, на работе. Эта обувь должна быть удобной, комфортной, прочной, соответствовать температурным и другим условиям носки.
Модельная обувь предназначена для носки в торжественных случаях и должна соответствовать требованиям моды. Такая обувь - изящная и красивая, что не всегда сочетается с удобством. Использование ее в качестве повседневной приводит к болевым ощущениям, а при постоянной носке - к заболеваниям ног.
Домашняя обувь предназначена для носки в домашних условиях и должна быть в первую очередь удобной, мягкой, легкой, без специального закрепления на стопе. В домашней обуви стопа должна отдыхать, т.е. размеры и форма ее не должны стеснять стопу; такая обувь может быть без каблука или с каблуком не выше рационального.
Обувь для активного отдыха - это обувь облегченных и нежестких конструкций, используемая для носки на улице, для занятий физкультурой и прогулок.
Специальная обувь предназначена для защиты ног от определенных опасных воздействий. Для изготовления такой обуви применяются защитные материалы и детали, которые защищают стопу от расплавленного или раскаленного металла, активных химических веществ, постоянного воздействия влаги, повышенной или низкой температуры окружающей среды или поверхности, жиров, нефтепродуктов и т.п.
Она должна быть удобной и не травмировать стопу. Это достигается путем подбора рациональных материалов и конструкции обуви. В обуви, предохраняющей от механических повреждений, делают стальные носки, на нее одевают специальные козырьки из стали, которые воспринимают ударную нагрузку в случае падения на ногу тяжелых деталей. Для защиты от переохлаждения применяют обувь из материалов с малой теплопроводностью. Для работы в химических цехах и на нефтеперерабатывающих заводах обувь должна быть закрытых видов со специальным клапаном, исключающим проникновение активных химических веществ внутрь обуви, и из материалов, устойчивых к химическим воздействиям. Внутренние размеры специальной обуви должны обеспечивать применение внутренней обуви (толстых носков и др.).
Производственная обувь предназначена для общих работ, не требующих защитных материалов и деталей: для работников сельского хозяйства, торговли и др. Для работающих стоя обувь должна иметь рациональную высоту каблука (около 30мм). При выборе материалов, вида и конструкции обуви следует учитывать температуру окружающей среды.
Профилактическая обувь предназначена для предупреждения развития патологических отклонений в стопе. С этой целью в обуви применяются вкладные стельки с прокладками в геленочной части внутренней стороны или специальные вкладные стельки из перфорированного полиэтилена, предупреждающие гипергидроз. Верх такой обуви делают из мягкой кожи без грубых швов, особенно внутри обуви.
Ортопедическая обувь применяется в лечебных целях при патологических изменениях ног. Она способствует исправлению начальных нестойких деформаций нижних конечностей, предупреждает прогрессирование их, компенсирует укорочение конечностей и т.д. Такая обувь должна соответствовать форме и размеру больной стопы, быть достаточно легкой, эластичной, прочной и не деформироваться при эксплуатации. Внутренняя поверхность ее должна быть гладкой, без грубых швов, с углублениями для болезненных мест стопы. Верх такой обуви делают из мягкой кожи.
Спортивная обувь предназначена для занятий спортом. В зависимости от вида спорта она подразделяется на альпинистскую, туристскую, баскетбольную, теннисную, велосипедную, лыжную, горную, конькобежную, футбольную, гимнастическую; обувь для бега, прыжков, борьбы, бокса, фехтования и др.
Образцы народной обуви продолжают служить не только источниками вдохновения, но и примерами рациональных конструкций.
Обувь – наиболее скульптурная по форме часть костюма. Объемно-пространственную форму, приближающуюся к форме стопы, обуви придают с помощью членений и швов.
Членения могут быть конструктивные и декоративные; к первым относятся те, что разделяют заготовку на детали, ко вторым – имеющие только декоративное значение.
Древнейшая обувь, найденная в Египте, представляла собой деревянную пластинку, которая привязывалась к стопе ремешками. Она была названа сандалиями и широко распространилась в Греции, Риме. В северных странах требовалась обувь, которая предохраняла от холода, защищала не только стопу, но и голень. Так на ноге формировались сапоги. Первой обувью на Руси считаются сплетённые из лыка лапти, поршни и сапоги.
Конструкция обуви разделилась на две части – верх и низ (подошву), что позволило использовать для этих частей разные материалы. Позже в пяточной части подошвы возникли набойки, а затем каблуки.
Конструкция обуви (фр. classification de la chaussure; англ. shoe construction; нем. Schuhkonstruktion) – 1) устройство обуви в виде сборно-разборных деталей, элементов, компонентов. 2) расположение и способ соединения различных деталей в обуви. Конструктивно обувь подразделяется по виду, внутренним размерам и форме, материалу, размерам и форме деталей, способу их соединения, а также по определённым историческим типам. Каждый вид обуви представлен своей специфической конструкцией, например, конструктивную специфику сапог образуют голенища.
Некоторые термины и определения традиционной обуви:
Танкетка (фр. semette cuvelle; англ. wedgie; нем. Sandalette) – 1) вид клиновидной подошвы, утолщающейся от носка к пятке. 2) женские туфли с такой подошвой.
Платформа – промежуточная деталь между верхом обуви и подошвой.
Котурны (от греч. kothornor) – в античном театре род обуви с очень толстой пробковой подошвой, которую надевали трагические актёры на сцене (подиуме).
Поршни – древнейший вид кожаной обуви, встречающийся у многих народов – славян, туркмен и т.д.
Изготавливались из цельного куска кожи, в верхней части делали ряд отверстий для протягивания кожаной узкой полоски-завязки, стягивающей обувь и закрепляющей её на стопе. В Европе поршни носили до I тыс. н.э., а в Азии — с IV тыс. до н.э.
Постолы – старинная обувь славянских народов; видоизменённый вариант поршней. Шились из цельного куска выделанной шкуры, стянутого по верхнему краю ремешком. Наряду с утилитарной этот ремешок выполнял и эстетическую функцию.
Опанки (фр. souliers a semelles embouties; англ. sahara sandals, opankas; нем. Opanken) – один из древних видов обуви; обувь без каблуков, в которой формованную подошву с бортиком прикрепляют к заготовке верха плетением с помощью шнура из кожи (оплётки). Позже возник вид клеевого крепления. Ныне выделяются опанки, изготовленные бортовым и клеепрошивным методами крепления.
Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка или бересты. Находки для плетения лаптей на стоянках неолита свидетельствуют об исключительно древнем происхождении этого вида обуви. Лапти были распространены у западных и восточных славян, среди народов Прибалтики, Поволжья, Прикамья, Приуралья, были основным видом крестьянской обуви в Восточной Европе. В годы первой мировой войны русские солдаты, а позже –красногвардейцы, носили кожаные лапти.
Чуни – 1) лапти из пеньковой верёвки. 2) резиновая или кожаная обувь в виде галош, надеваемая непосредственно на обутую ногу при работе в рудниках и шахтах. 3) текстильная обувь, надеваемая посетителями непосредственно на обутую ногу в музеях, галереях.
Оборы – верёвки или завязки у лаптей.
Практическая работа
1. Выполнение макетов сложных объемов (3 макета обуви).
2. Зарисовки форм различных видов обуви.
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. КлейПВА
3. Клей «Момент»
4. Тушь, цветная бумага
5. Кисть (белка, колонок)
6. Резак
7. Шило
8. Ножницы
9. Карандаши графитовые
10. Линейка металлическая 1 L Ластик
12.Картон, ДВП
13.Двусторонний скотч
14.Готовальня.
Методические указания
1. Упражнения по разработке и выполнению образцов опирающихся на принципы формообразования в костюме из различных по плотности бумажных материалов (5 обязательных образцов, остальные по желанию студентов)
2. Эти упражнения способствуют не только наглядному выявлению способностей студентов, но и развивают их конструктивные представления.
3. Макет может выполняться по графическому эскизу. Цель создания макета – перевод или преобразование изобразительного, плоского в объемное без помощи сложных чертежей и расчетов.
4. Первоначальный поиск декоративных объемных форм на основе геометрических фигур должен быть свободным и может определяться разнообразием комбинаторных соединений, вплоть до случайного в одной композиции.
5. Схемы-развертки выполняются на аудиторных занятиях, а выполнение сопряжений и соединений геометрических элементов как составляющих композицию костюма можно выполнять на самостоятельной работе.
6. Выполнение образцов обуви. Разработка макетов обуви (по выбору) отрабатывается в масштабе. В чистовом варианте макеты выполняются в натуральную величину.
7. К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки, лекала разрабатываемых моделей.
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
Следует помнить, что приступая к выполнению макета необходимо обдумать план работы: композицию, структуру, внешнюю форму костюма.
Особое внимание необходимо уделить чистоте техники исполнения образцов и их оригинальности.
При выполнении творческой работы придерживаться концепции проекта.
абораторная работа №6
«Статистика и динамика как результат организации формы»
Цели работы:
· ознакомление с основными принципами композиционного формообразования на основе каркасных конструкций, инструментами и приспособлениями, необходимые для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
· приобретение практических навыков выполнения макетов элементов костюмов и их составляющих, опирающихся на принципы гармонизации композиции;
· разработка схем, выкроек и лекал рельефных поверхностей (основные этапы развития формы элементов костюма и его составляющих) для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения
Статистика и динамика как результат организации формы. Построение макетов объемно-пространственных форм.
Зарисовки форм элементов и частей костюма: рукав, воротник, карман, юбка, лиф. Разработка объёмно-пространственной формы. Создание моделей элементов костюма в различных техниках бумагопластики. Формообразование объектов во многом стало определяться технологическими особенностями их создания, что утвердило свои ритмы организации внешней формы (ритмы кладки деревянных изб, каменных крепостей, кирпичных стен, плетеных поверхностей, вязаных изделий, ритмы конструктивных швов, соединяющих полотнища тканей). Таким образом, ритмическая организация формы, созданной человеком, есть внешнее проявление внутренней структуры, полученной определенным технологическим путем.
Некоторые закономерности стилеобразования. Идея - образ – функция - структура- материал - конструкция - форма. Акцент при выполнении работы можно сделать на следующие детали и элементы костюма:
Воротник – деталь или узел швейного изделия для обработки и оформления выреза горловины. Воротник может состоять из верхнего и нижнего воротника. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения).
Драпировка – укладывание материала в свободно лежащие или падающие мягкие складки с их последующим закреплением.
Жабо – деталь швейного изделия из лёгких материалов или кружев для декоративного оформления его у воротника со сборками или складками. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)
Карман –деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения).
Рукав – деталь одежды, покрывающая руку или часть руки; может быть различной длины и конструкции (одношовным, двух- и трехшовным, втачным, реглан, цельновыкроенным со спинкой, полочкой и др.). Рукав долгое время были самостоятельным предметом одежды. У большинства древних народов платье и нижнее белье всегда делали без рукавов. В XII в. появилось множество вариантов рукавов. Только с этого времени следует говорить о возникновении кроя прочно вшитого рукава. У него было много разновидностей: мешкообразные, висячие рукава-крылья, воронкообразные, присборенные, в складку. Позднее появились рукава с прорезями, а также сильно присборенные. XV и XVI вв. были эпохой сменных рукавов, которые богато и пышно декорировались. В XVII в. рукав опять вернулся к своей нормальной форме. В XIX в. форма рукава имела также большое разнообразие. Одновременно были модными рукава, имеющие широкий, почти шарообразный верх, а ниже локтя плотно облегающие руки, и рукава узкие в плечах, у запястья стянутые широкой лентой, спускающиеся вниз, образуя широкую, шарообразную форму. XX в. возвращается к естественным линиям и формам рукава. Однако фасоны и конструкции их стали очень выразительны и разнообразны. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Практическая работа
1. Выполнение макетов сложных объемов деталей и элементов костюма (рукав, карман, воротник, юбка, лиф).
2. Зарисовки моделей деталей и элементов костюма сложных форм.
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Клей «Момент»
4. Тушь, цветная бумага
5. Кисть (№ 3-10; белка, колонок)
6. Резак
7. Шило
8. Ножницы (маникюрные с закруглёнными концами)
9. Карандаши графитовые
10. Линейка металлическая
11. Ластик
12.Картон, ДВП
13.Двусторонний скотч
14.Готовальня.
Методические указания
1 Упражнения по разработке и выполнению образцов опирающихся на принципы формообразования в костюме из различных по плотности бумажных материалов (5 обязательных образцов, остальные по желанию студентов)
2 Эти упражнения способствуют не только наглядному выявлению способностей студентов, но и развивают их конструктивные представления.
3 Макет может выполняться по графическому эскизу. Цель создания макета – перевод или преобразование изобразительного, плоского в объемное без помощи сложных чертежей и расчетов.
4 Первоначальный поиск декоративных объемных форм на основе геометрических фигур должен быть свободным и может определяться разнообразием комбинаторных соединений, вплоть до случайного в одной композиции.
5 Схемы-развертки выполняются на аудиторных занятиях, а выполнение сопряжений и соединений геометрических элементов как составляющих композицию костюма можно выполнять на самостоятельной работе.
6 Выполнение образцов деталей и элементов костюма. Разработка макетов аксессуаров (по выбору) отрабатываются в масштабе. В чистовом варианте макеты выполняется в натуральную величину.
7 К отчёту прилагается папка, содержащая схемы, эскизы, технические рисунки разрабатываемых моделей.
8 Следует помнить, что приступая к выполнению макета необходимо обдумать план работы: композицию, структуру, внешнюю форму костюма. Определить стиль выполняемых деталей моделей. Разработать составляющие костюма в рамках выбранного стиля.
9 Особое внимание необходимо уделить чистоте исполнения макетов изделий, их оригинальности, новизне, конструкции и эстетике формы.
При выполнении творческой работы придерживаться концепции проекта (размеры макета можно изменить в рамках концепции).
Если студенты не успели выполнить все предлагаемые образцы на лабораторной работе в аудитории или выполненные образцы не отвечают качеству работы, задания следует выполнить дома.
абораторная работа №7
«Организация формы исторического костюма. Основные принципы композиционного формообразования на основе каркасных конструкций»
Цели работы:
· ознакомление с основными принципами композиционного формообразования на основе каркасных конструкций, инструментами и приспособлениями, необходимые для выполнения упражнений в технике бумажной пластики;
· приобретение практических навыков выполнения макетов костюмов и их составляющих, опирающихся на принципы гармонизации композиции;
· разработка схем, выкроек и лекал рельефных поверхностей (основные этапы развития формы каркасного костюма и его составляющих) для выполнения объемных композиций.
Содержание работы
Теоретические сведения
Зарисовки форм образцов исторического костюма. Разработка объёмно-пространственной формы. Создание модели костюма в любой технике бумагопластики (по выбору). Некоторые закономерности стилеобразования. Идея – образ – функция – структура – материал – конструкция – форма.
Смена культурных доминант порождает разнообразие архитектонических систем и стилевых направлений в пластических искусствах и, в частности, в костюме. Под доминантой в культуре понимается такой феномен или процесс, который наиболее адекватно выражает сущность данной культуры и обладает свойством притяжения к себе, «прилаживания» под себя других явлений культурного ряда.
Являясь основным носителем специфики художественного стиля, его образно-выразительных особенностей, архитектоника выявляет характер материального и духовного функционирования произведения искусства внутри определенной культуры.
Анализ костюма различных исторических периодов показывает использование различных тектонических систем: каркасной, оболочковой. В первом случае фигура человека подчиняется искусственно заданным формам, т.е. находиться внутри определённого каркаса, не всегда соответствующего естественному строению тела. Каркасные тектонические системы костюма моделируют и порой деформируют фигуру человека, подчиняют ее господствующей эстетичной форме: корсет, кринолин, вертюгад, панье, турнюр.
Кринолин (из франц. crinoline) – первоначально жесткая материя из волоса. Широкая отстающая женская юбка из жесткой материи или поддерживаемая другой жесткой юбкой, подушкой, деревянной или проволочной конструкцией, китовым усом, бамбуковыми кольцами, резиновыми шлангами, наполненными воздухом, или нижней юбкой из накрахмаленного полотна. В истории моды такая юбка появляется несколько раз. Особенно модной была в 1850—1870 гг.
Вертугаде – испанское название кринолина. Vertu-gado – каркас, который находится внутри. Во Франции возникло понятие vertugadin, которое, собственно говоря, означает «страж целомудрия», в Германии используется термин Reifrock.
С помощью каркасных конструкций формы костюма получали возможность развиваться в пространстве во всех направлениях, но технических возможностей своего времени.
Оболочковая система опирается на фигуру человека или на его естественный костно-мышечный каркас, повторяя его формы. Оболочковые системы костюма (по исследованиям О.Н. Даниловой, И.А. Шеромовой, А.А. Ереминой) основываются на пластических свойствах материала, а также особенностях кроя костюма. Оболочковые системы костюма образуются на двух опорных поясах фигуры человека (плечевом и поясном). Кроме того, в настоящее время в конструировании костюма подразделяются нагрудный, грудной, подгрудный, талиевый, бедренный, надколенный, коленный, подколенный, икряной, лодыжный опорные пояса.
Оболочковые системы костюма подразделяется на четыре подсистемы:
1. Обертывание – система характеризуется простым обертыванием, окутыванием фигуры человека куском материала или ткани. Материал удерживается поясом; форма изделия целиком зависит от ширины материала и его пластических свойств. Этот способ организации костюма известен с самых ранних этапов развития человечества.
2. Ниспадание – свободное ниспадание материала в зависимости от собственной массы и под действием силы тяжести; характерно для простейших типов кроеной одежды – поясной и плечевой. Плотные тяжелые ткани с эффектной поверхностью дают интересные монументальные решения форм костюма Византии, Средневековой Европы, Востока.
3. Драпирование одежды на фигуре человека характеризует высокую степень культуры костюма, требует индивидуального решения, культуры движения человека в костюме. Появившись в Греции, эта система обогатила всю последующую историю костюма разнообразными приемами организации драпировок и складок. Их можно подразделить на основные группы: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные складки. Образное содержание исторического костюма Европы составляют вариации различных сочетаний складок на фигуре с использованием бесконечного разнообразия свойств тканей.
4. Облегание – система, возникшая на основе достаточно высокого мастерства в крое одежды Средневековой Европы. С этого периода части костюма формируются не только на основе пластических свойств материалов, не менее важным и активным средством становится крой. Ярко проявилось это в эпоху ампир в XIX веке. Свободное облегание фигуры с сохранением максимальной свободы движения стало возможным с развитием производства трикотажных изделий. Структура трикотажного полотна, обладая подвижностью в каждой ячейке, обеспечивает любое движение, позволяя обходиться без сложного кроя изделий.
Современный костюм строится на сочетании признаков и свойств каркасных и оболочковых систем.
Практическая работа
1. Выполнение макета исторического костюма.
Выполнение образцов макетов объемно-пространственной формы костюма из плотной бумаги (типа ватмана) с учетом композиционных построений.
2. Зарисовки форм исторического костюма (каркасные формы).
Инструменты и материалы:
1. Бумага (рисовальная или чертежная типа «ватман»)
2. Клей ПВА
3. Клей «Момент»
4. Тушь, цветная бумага
5. Кисть (№ 3-10; белка, колонок)
6. Резак
7. Шило
8. Ножницы (маникюрные с закруглёнными концами)
9. Карандаши графитовые
10. Линейка металлическая
11. Ластик
12.Картон, ДВП
13.Двусторонний скотч
14.Готовальня.
Методические указания
1. Упражнения по разработке и выполнению образцов опирающихся на принципы формообразования в костюме из различных по плотности бумажных материалов (3 обязательных образца, остальные по желанию студентов)
2. Э