Проблема международной правосубъектности физических лиц уже нарушалась при рассмотрении видов международной правосубъектности (см. раздел 4). Эта проблема приобретает свое особое звучание при рассмотрении роли и правового статуса физических лиц в современном международном праве.
Под физическими лицами принято понимать граждан данного государства, иностранцев, лиц без гражданства и лиц, имеющих двойное гражданство. Все они вместе составляют населения, проживающего на территории определенного государства, подчинено ее юрисдикции. Время термин «население» в международном и во внутригосударственном праве имеет неодинаковое значение. В международном праве под населением понимается совокупность физических лиц, индивидов, населяющих территорию государства в настоящее момент, то есть проживающих на ее территории. Во внутригосударственном праве основной акцент делается на юрисдикцию (осуществление властных полномочий) государства над этим населением. В силу того, что на территорию государства распространяется его полный и исключительный суверенитет, лица, населяющих ее, находятся под полной и исключительной юрисдикцией этого государства, которое устанавливает в качестве праве их соответствующий юридический статус и правовой режим.
Государство осуществляет в отношении своего населения три вида юрисдикции - законодательную, исполнительную (административную) и судебную. В силу законодательной юрисдикции государство устанавливает юридический статус лиц, составляющих ее населения, относя их к категорий своих граждан (подданных для государств с монархическим строем правления), иностранных граждан, лиц без гражданства или лиц с двойным гражданством. Таким образом, регулирование правового положения физических лиц, находящихся на территории государства и составляют ее населения, входит в исключительную компетенцию данной государства.
Круг, объем и характер прав и свобод, предоставленных населению, зависят от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждого государства.
Но следует иметь в виду, что регламентация правового положения населения внутренним законодательством государства не исключает возможностей межгосударственного сотрудничества в области политических, экономических и гражданских прав населения, определение правового положения иностранцев, урегулирование вопроса о лицах с двойным гражданством, взаимной правовой помощи в гражданских, семейным и уголовным делам, а также совместной борьбы с международным преступлениями.
В современной доктрине международного права подавляющее большинство авторов уже очень длительное время рассматривает предоставление индивидам прямого доступа в международные судебные органы в качестве стороны в процессе как одно из основных доказательств возможности прямого регулирования международным правом положения индивидов.
В отечественной доктрине по этому поводу высказываются различные точки зрения. Наиболее часто акцентируется внимание на том, что межгосударственные соглашения, предусматривающие прямой доступ индивидов в международные судебные органы, встречаются чрезвычайно редко, они нетипичные и не могут изменить общее правило. Некоторые авторы, как отмечено, подчеркивают, что международная правосубъектность индивидов носит в этих случаях производный, ограниченный характер и не должна противопоставляться государственному суверенитету.
Время существует и мнение, согласно которой такого рода соглашения создают лишь только взаимные права и обязанности для их участников по поводу прямого доступа индивидов в международные судебные органы. Но они объективно не могут превратить индивидов в субъектов международного права, подчинить их непосредственному воздействию норм, содержащихся в этих соглашениях, поскольку индивиды не в состоянии участвовать в межгосударственных отношениях.
Международное право играет значительную роль в регулировании прав и свобод индивида. В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивидов, в других - является непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Следует иметь в виду, что форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой в ней концепции соотношения международного и внутригосударственного права.
Роль международного права в регулировании правового статуса индивидов выражается, частности, в том, что государства:
- В силу обычных правовых норм международного права взаимно признают исключительную юрисдикцию государств в регулировании правового статуса лиц, составляющих их населения;
- Взаимно согласились признавать право патримониальной (отечественной) государства в установленных случаях способствовать своим гражданам, находящимся за пределами их государственных границ на иностранной территории, в осуществлении их прав, предусмотренных для иностранцев;
- На взаимных договорных началах регулируют вопросы, касающиеся коллизии их внутригосударственных норм об определении статуса лиц, относящихся к категорий их граждан (например, заключая соглашения об исключении двойного гражданства);
- Регулируют на уровне норм общего международного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных органов внешних сношений (дипломатические представительства, консульские учреждения и т.д.);
- В специальных соглашениях договариваются о праве физических лиц в порядке, установленном внутренним законодательством, обращаться в международные организации за защитой своих прав.
Таким образом, в международном праве есть достаточно оснований для становления системы межгосударственного сотрудничества по вопросам правового статуса физических лиц.
Эта проблема приобретает особую значимость с учетом того, что на современном этапе развития мирового сообщества общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и другие права человека выступают не в качестве дара государства или его должностных лиц, а являются неотъемлемыми правами каждого индивида, которыми он наделен в силу своего рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу не только гражданского общества, но и базис современной цивилизации.