САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ (от ср.-век. лат. identicus — тождественный, одинаковый) — тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.
СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus —восприятие, чувство, ощущение) — чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; например, физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П.Гассенди, Т.Гоббс, Дж.Локк, К.Гельвеции, Д.Дидро, П.Гольбах, а также Дж.Беркли, Д.Юм.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство) — направление, провозглашавшее культ естественного чувства, природы, (по духу представители были близки к идеализму).
СИБЛИНГИ — братья и сестры.
СИНТЕЗ (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания.
СМЫСЛ — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.
СОЗНАНИЕ высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж.Беркли, имманентной философии, эмпириокритицизма). В этическом смысле — крайний эгоизм, эгоцентризм.
СОФИСТЫ (от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец) — в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия второй половины V — первой половины [V вв. дон. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софистов выступили Сократ и Платон. Профессиональные ораторы И—V вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.
СОЦИОГЕНЕЗ (от лат. soci (etas) — общество и греч. genos — происхождение) —происхождение, развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.
СТОИЦИЗМ (от греч. stoa — портик [галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма]) — направление античной философии. Древняя Стоя (III —II вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; средняя Стоя (II — I вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); поздняя Стоя fill вв.}; римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне — логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса, как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
СТРУКТУРАЛИЗМ — направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода моделирования элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма — культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры, как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-хгг. во Франции (К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида; особое течение — генетический структурализм ЛТольдмана).
СУБЛИМАЦИЯ (лат, sublimare — возносить) — в психоанализе один из механизмов психологической защиты (см. замещение),
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в Новое время — Г.В.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж.Беркли, Д.Юма, раннего И.Г,Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI—XII вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (АнсельмКентер-берийский и др.).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат, tolerantia — терпение} — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
ТОМИЗМ — учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В ХШ-ом в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.
ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —психология за пределами личности — относительно новое направление в психологии, развивающееся с 70-х гг. XX в. в США (основателем считается С.Гроф), ищущее новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках гуманистической психологии, психоанализа, бихевиоризма. В центре трансперсональной психологии — измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.
УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий) — общие понятия. Онтологический статус универсалий — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии X—XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
УСТАНОВКА готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ -одно из главных направлений в философии XX в., основателем которого является Э.Гуссерль, непосредственными предшественниками — Ф.Брентано и К.Штумпф. Исходный пункт феноменологии, как философского учения, — интенциональная жизнь сознания (Гуссерль), бытие личности (Шелер) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии.
ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
ФРЕНОЛОГИЯ (от греч. phren — душа, ум и.логия) — концепция, согласно которой на основании краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.
ЦЕЛЬ — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
ЭВРИСТИКА — наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
ЭГО (лат. ego — Я) — один из компонентов структуры личности в теории З.Фрейда.
ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — Я и centrum — центр круга) — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia —- существование), или философия существования — направление современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период2-й мировой войны во Франции, а после войны и в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают
ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio — выражение) — выразительность; сила проявления чувств, переживаний.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — внешний) — переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Противоположность — интериоризация.
ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra — вне, versio — поворачивать, обращать) — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
ЭЛЛИНИЗМ — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II — I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция, эмпиризм сформировался в XVII- XVIII вв. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. empeiria — опыт) — термин, введенный немецким философом Х.Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.
ЭПИКУРЕИЗМ — учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах — «Сад» Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме — Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем— в течениях XVII — XVIII вв. (П.Гассенди), Как этический принцип родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.