Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


еобходимость проведения экспериментов на человеке и этические последствия этого




В медицинской биологии больше, чем в других областях, невозможно проводить фундаментальные научные исследования и применять их результаты в терапии без постановки экспериментов на человеке, получивших название "клинических исследований" или "опытов на человеке". Такими необходимыми исследованиями занимались Геннер и Пастор. Однако при том, что проведение таких клинических опытов является необходимым на заключительном этапе конкретного исследования, их проведение является небезопасным и не проходит бесследно для тех лиц, которые служат материалом для таких опытов. С другой стороны, проблема состоит в том, чтобы снизить степень риска пропорционально цели и ожидаемым результатам конкретного исследования.

Не упоминая повторно о нацистских врачах, осужденных на Нюрнбергском процессе, отмечу достоверность того факта, что некоторые исследователи, не имевшие нравственных принципов, и руководствовавшиеся своими личными интересами, безо всяких угрызений совести игнорировали этические нормы постановки экспериментов на человеке - если у них была уверенность в том, что их действия останутся безнаказанными. Уже упоминались позорные эксперименты в Государственной больнице Уиллоубрук, Пью Йорк, и Еврейской больнице для страдающих хроническими заболеваниями в Бруклине. Широко известным является тот факт, что фармацевтические компании часто ставят свои эксперименты в других странах, пользуясь тем, что законодательство этих других стран не запрещает постановку тех экспериментов, которые запрещены их собственным законодательством. Экспериментальная апробация вакцин "Антибэби" на людях проводилась в Индии, так как проводить ее в США не представлялось возможным.

Организация подобных мероприятий огласке, естественно, не подлежит. Когда в 1972 году выяснилось, что в Таскеги на протяжении сорока лет ставились опыты на чернокожих американцах, больных сифилисом, без их осознанного согласия, пресса подняла скандал, хотя было уже поздно (эксперимент состоял в том, что некоторым давали плацебос, не проводя никакого лечения для того, чтобы проследить за естественным развитием заболевания). Необходимость проведения опытов на людях очевидна, и в нравственном отношении является приемлемой при условии, что человек, подлежащий такому эксперименту в лечебных целях, дал на его проведение свое согласие в условиях совершенно свободного волеиз'явления, и был полностью ознакомлен с планом и методикой его проведения, а также осведомлен о том риске, которым чреват этот эксперимент.

"Человека следует уважать в себе и в других " (Э.Кант).

Это моральное обязательство, сформулированное Эммануилом Кантом, носит абсолютный характер, и исключений из него не должно быть. Из него следует правило, состоящее в том, что "проводить на человеке какие-либо эксперименты можно лишь при условии полной осведомленности человека об эксперименте и при наличии его (или ее) согласия на эксперимент, полученного в условиях свободного волеиз'явления" (Нюрнбергская Декларация, 1974 год). Вот почему требуется, чтобы те люди, на которых в лечебных целях предполагается апробировать лекарства, были полностью информированы, дали на это свое согласие или даже добровольно заявили о своем желании подвергнуться эксперименту на благо человечества. Этические проблемы возникают, когда не соблюдаются критерии получения осознанного согласия: например, когда на детях, особенно на детях с физическими недостатками, ставят клинические эксперименты без согласия их родителей, или когда клинические опыты ставятся на больных с психическими расстройствами и душевнобольных без их предварительного осведомления.

Ученые восприняли этот принцип не без сопротивления. В спорах в качестве довода они говорили, что по методическим соображениям для гарантии об'ективности результатов необходимы именно исследования на "вдвойне неосведомленных". Они также говорили, что на результаты оказывает влияние предубеждение, особенно в случае добровольцев (например, тюремные заключенные в США добровольно пошли на эксперимент для того, чтобы им улучшили условия содержания в местах лишения свободы). Тем не менее эксперимент в медицине становится все более смелым и требовательным, проводится на грани нравственности. В 1966 году в "Journal of Medicine" - известном журнале, издающемся в Новой Англии - был опубликован доклад анестезиолога из Медицинской школы Гарварда о методах, которые применялись при проведении 22 экспериментов на людях. Это сообщение было своего рода бомбой, брошенной в научную общественность. В 1973 году Вич и Соллито опубликовали статью, которая представляла собой обзор результатов 43-х подобных экспериментов, сообщения о которых появлялись в медицинских журналах с 1966 года. В 75% этих случаев согласия пациентов, подвергшихся эксперименту, никто не спрашивал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2283 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.