Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


редметное поле философии права, ее соотношение с философскими и юридическими науками.

Предмет (шир., критер., синдромное поним-е): смысл, содержание, понятие права, его место в жизни человека, общества, государства, народов и человечества в целом. (Нерсесянц)

Предмет (узк., генетич.) + её единств. проблема – справедливость.

Соотношение с фил. и юр. науками: По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Сегодня сложилось 2 подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права. 1 подход: философия права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа (т.е. соц. философия). 2 подход: часть правовой науки (1. ФП занимается теоретическими вопросами бытия и познания права, 2. ФП как методологическое основание правовой науки). То есть философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

ФП – знание, учение или наука – нельзя проверить.

2. Онтология права: право как текст и право как идея. Существует несколько учений о праве в его сопоставлении с законом. Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал В. Нерсесянц. Таковыми, с его точки зрения, являются: а) легизм; б) юснатурализм; в) юридический либертаризм.

Первый относится к концепции позитивистского правопонимания. Он исходит из отождествления права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, - это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма). Для легизма, и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей.К основным идеям и положениям "юридического позитивизма"относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как, единственная отличительная особенность права, "очищение" учения о праве от разного рода "метафизических" положений о сущности, природе, причинах, ценностях права и т.д. Сторонники: Д. Остин, Ш. Амос К. Гербер, Е.В. Васьковский. В ХХ в. - "юридический" неопозитивизм: "чистое учение о праве " Г. Кельзена, "концепция права" Г. Харта и т.д.

Второй — противопоставление права и закона, т.е. различение естественного права и позитивного права. Естественное право как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или человека, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д. (природное равенство и свобода всех людей, естественное право на неравенство и привилегии). Позитивное право, напротив, рассматривается юснатуралистами как отклонение (как игнорирование, искажение, отрицание и т.д.) от естественного права, как искусственное, ошибочное или произвольное установление людей (официальных властей). В юснатурализме отсутствует свое понятие правового закона, т.е. позитивного права, воплощающего сущность права, поскольку естественноправовая сущность уже воплощена в естественноправовом явлении. Поэтому невозможно в государственном порядке позитивировать (т.е. официально-властно признать, выразить и закрепить в положениях позитивного права) некую естественноправовую сущность, отделенную от естественноправового явления.

Третий - соответствует собственной позиции автора и по его замыслу должен синтезировать крайние позиции. В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства: взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер: объективная правовая сущность (формальное равенство) - это сущность определенного реального правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) - это явление именно и только данной определенной сущности (формального равенства). Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя в общеобязательном законе (правовом явлении действительности), а правовое явление (общеобязательный закон) проявляет, выражает во внешней реальной действительности правовую сущность (формальное равенство).

Только на основе и с учетом такой необходимой связи между правовой сущностью и правовым явлением возможно достижение их искомого единства в виде правового закона, т.е. устанавливаемого государством и официально действующего общеобязательного позитивного права, выражающего в нормативно-конкретизированной форме свойства и требования принципа формального равенства. С позиций легизма и юснатурализма такое единство правовой сущности и правового явления в виде правового закона недостижимо. Данное принципиальное обстоятельство свидетельствует о том, что либертарно-юридический подход выражает теоретически более развитую, чем юснатурализм или легизм, концепцию правопонимания и трактовки предмета философии права.

Данный тип правопонимания и соответствующую концепцию философии права мы называем юридико-либертарной, поскольку, право - это всеобщая и необходимая форма свободы людей, а свобода в социальной жизни возможна и действительна лишь как право, только в форме права.

3. Онтология права: право как система интеракций и право как социальное поведение.

Проблемы правовой онтологии (учения о бытии права) в рамках каждого типа правопонимания рассмотрение вопросов онтологического характера (что есть право?) тесно, а порой и неразрывно связано с проблематикой правовой гносеологии (как познается право?) и правовой аксиологии (в чем ценность права?).

1. Легистская онтология означает, что бытие права для легистов (позитивистов и неопозитивистов) это наличное существование эмпирически-реального (и в этом смысле позитивного) явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактуется (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правового акта и источника права. Этим обусловлен и повышенный интерес легистов (позитивистов и неопозитивистов, особенно представителей аналитической юриспруденции) к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций легистской лингвистики и герменевтики (теории толкования текстов). все, что выходит за рамки подобного анализа текста акта, является нереальным, непозитивным. Подобные непозитивные понятия, идеи, принципы (типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т.д.) это лишь ложные слова. И. Бентам, оказавший влияние на становление взглядов аналитической юриспруденции (Д. Остин и др.). Естественное право - это, согласно его оценке, словесная фикция, метафора, а неотчуждаемые права че­ловека - химера воображения. Начатое Бентамом "очищение" языка от по­добных "обманных" слов было продолжено, особенно последовательно - в кельзеновском "чистом" учении о праве. В.Д. Катков. Реформируя юриспруденцию с помощью "общего языковедения", он даже предлагал вовсе отказаться от слова "право" и пользоваться вместо него словом "закон", поскольку, как утверждал он, в реальности "нет особого явления "право". Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен (явление) лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.

2. Естественноправовая онтология. Бытие права, согласно онтологии юснатурализма, представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование позитивного права).

Под подлинностью как самого естественного права, так и его бытия при этом имеется в виду объективная преданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право. Бытие естественного права как подлинное бытие права самодостаточно, поскольку такое бытие это одновременно и бытие сущности, и непосредственное существование (и действие) данной сущности в качестве явления. Инобытие же права (т.е. существование права вне подлинного бытия, в форме внешнего явления, не тожденного истинной сущности, различаемого с ней), согласно такой онтологии, представлено в неподлинном бытии неподлинного (искусственного, произвольного) права в существовании и действии позитивного права.

С таким подходом связано и представление об одновременном действии двух прав (двух форм бытия права) подлинного (естественного) права и неподлинного (позитивного) права.

Естественноправовая онтология, исходящая из разрыва двух форм бытия права (подлинного и неподлинного), в своей в принципе верной критике недостатков легистского подхода (отрицание объективной сущности права и т.д.) впадает в другую крайность в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения (осуществления, существования, действия) сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления правового закона (позитивного права, соответствующего сущности права). Однако подлинность права это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления.

3. Либертарно-юридическая онтология. Бытие права, согласно либертарно-юридической онтологии, это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства).

Бытие права, его существование и действие предполагают необходимую связь между правовой сущностью и правовым явлением, взаимосвязанное единство которых и есть право как особая форма и специфический регулятор общественных отношений. Правовой закон это надлежащая (адекватная, полная, завершенная и в этом смысле подлинная) форма бытия права, поскольку лишь в данной форме сущность и явление представляют собой правовую сущность и правовое явление в их взаимосвязи и необходимом единстве. Невозможность правового закона как формы бытия права с позиций юснатурализма и легизма свидетельствует о том, что у представителей этих направлений нет соответствующей концепции права (и его бытия), применительно к которому теоретически возможно говорить о различении правовой сущности и правового явления, о необходимом характере их взаимосвязей и их единства. Бытие права включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга свойств и характеристик права как необходимого единства правовой сущности и правового явления, права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. С точки зрения либертарно-юридической онтологии принципиальное значение имеет реально-практическое утверждение исторически достигнутой ступени и меры равенства, свободы и справедливости в форме общеобязательного государственного закона (т.е. правового закона), без чего нет ни бытия права, ни правовых явлений как таковых. В рамках бытия правового закона все правовые феномены (не только правовая норма, правовое отношение, правовое сознание) являются формами выражения, осуществления и существования уже качественно определенной для данного социального времени и пространства сущности права, принципа формального равенства. Различие этих форм бытия права носит, следовательно, функциональный, а не сущностный характер. Смысл единого принципа формального равенства выражается (и существует), например, в правовой норме в виде правил поведения субъектов права (в форме долженствования определенной модели поведения субъектов права), в правовом отношении в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правосознании в форме осознания смысла и требований принципа права членами данного правового сообщества, в правосубъектности в форме признания индивидов формально равными, свободными и независимыми друг от друга субъектами правового типа общения, в правовых процедурах в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами разрешения спора о праве и т.д. Особое место и значение нормы права как правового феномена обусловлена юридико-доктринальной трактовкой правовой нормы как системного элемента права (отсюда и доктринальное определение права в целом как системы норм) и связанной с этим интерпретацией положений текста закона в качестве определения содержания соответствующих структурных частей нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). Либертарно-юридическая доктрина права, оперируя правовой нормой и отвергая ее легистскую подмену неправовой нормой, не только не отрицает, а напротив, развивает дальше собственно юридическое понимание нормативности права. И с точки зрения либертарно-юридической онтологии задача состоит не в денормативизации права, а в юридизации нормы закона как правового явления, как формы существования и действия права. При этом роль исходного правового начала, определяющего правовой смысл и характер тех или иных явлений и форм, включая и норму, играет принцип формального равенства, которому должны соответствовать все формы бытия и действия права.

4. Логические особенности изучения права. Деонтология права. Общенаучные (или общетеоретические) методы применяются, как правило, всеми науками, и представляют собой совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К ним относятся: логические методы, в том числе дедукция и индукция, анализ и синтез и др. Логические методы включают средства и способы изучения и объяснения государственно-правовых явлений на основе формальной логики. Логические операции и приемы доказательства, аналогии – с древних времен используются юриспруденцией. Право в силу своих особенностей является наиболее благоприятной сферой для приложения логики. Оно является формально определенной, логически последовательной, строго фиксированной системой. Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при формировании законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное (писаное) право с требованиями естественного права, правильно и грамотно применить юридические нормы. Логический метод успешно применяется и при изучении государства. Благодаря диалектической логике можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Вне этой логики государство существовать не может.

Методы дедукции и индукции (от общего к частному и от частного к общему) являются разновидностями диалектической логики. Любая юридическая норма – это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения. Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку – это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права – большая посылка, рассматриваемый случай – меньшая посылка, а решение по делу – вывод.

Анализ и синтез также представляют собой разновидность логических приемов. Анализ заключается в мысленном или фактическом разложении целого на части, что позволяет выделить структуру исследуемого объекта (например, логическая структура нормы права). Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического соединения целого из отдельных элементов для формирования общих понятий важнейших юридических явлений (например, путем объединения признаков права).

*Диалектика – это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Юридическая деонтология - отрасль юридической науки и учебная дисциплина, которая представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста.

Термин "деонтология" происходит от греческих слов "деон"- родительный падеж слова "нужное, должное" и "логос" - учение, т.е. исследование должного. Сколько-нибудь существенного различия в смысловом содержании терминов "юридический" и "правовой" нет, и они употребляются как взаимозаменяемые. Разница лишь в том, что термин "юридический" - строгий, официальный, а термин "правовой" несет более глубокую этическую, моральную нагрузку.

Юридическая деонтология как отрасль научного знания имеет свой предмет, методы, цель и задачи исследования.

Анализ юридической литературы показывает, что однозначного определения понятия юридической деонтологии пока не существует. В толковании этого вопроса наметились такие подходы:

юридическая деонтология (в узком смысле) - наука о применении общих норм морали в специфических условиях деятельности юристов-профессионалов;

юридическая деонтология (в широком смысле) - наука, анализирующая, наряду с моральными, психологические, политические, профессиональные, этические, эстетические требования, которые регламентируют отношение специалиста к объекту труда - клиенту, а также к своим коллегам, и обеспечивают в целом режим наиболее оптимального и гарантированного поведения лиц в состоянии их взаимозависимости.

Разумеется, юридическую деонтологию нельзя сводить к узко профессиональным требованиям, и юристы, как и лица других профессий, должны руководствоваться общими понятиями этики: быть внимательными другу к другу, честными, правдивыми, гуманными, отзывчивыми, душевными и т.д. Однако эти качества у юриста-профессионала имеют свою специфику и нюансы. Чуткость, гуманность приобретают в высшей степени должный характер, являются мерой моральной ответственности. В деятельности людей иных профессий чуткость, гуманность имеют несколько иной характер, чем у юристов. У юриста они определяются спецификой деятельности каждой из юридических специальностей: адвоката, прокурора, судьи, следователя, нотариуса, юрисконсульта и др.

Особенность профессии юриста состоит в том, что он постоянно сталкивается с необходимостью решать (а порой в считанные минуты) сложные проблемы, за которыми стоит жизнь и честь людей. Принятие юридических решений требует от профессионала-юриста большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед клиентом, коллективом, в котором он работает, наконец, перед обществом. Поэтому юрист должен овладеть в необходимой мере (в зависимости от специальности) нормами психологии, политики, этики, эстетики; обладать суммой культурных ценностей - юридических, психологических, политических, этических, эстетических.

Особенность юридической деонтологии состоит в том, что она характеризует юриспруденцию сквозь призму юридической профессии и деятельности юриста как личности,

Предмет юридической деонтологии - оптимальный свод правил, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист; система психических, правовых, политических, этических, эстетических норм-требований, в совокупности определяющих правовой режим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами (атмосферу взаимоотношений по линии "юрист-гражданин"), его профессиональное поведение.

Важнейшей формой существования (материализации, объективизации) профессионально-правовой работы является поведение юриста, который руководствуется соображениями юридического характера. Поведение человека определяется не только знанием социальных норм (морали, обычаев, права, общественных организаций), но и его отношением к тем социальным ценностям (правовым, политическим, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.

5. Методология философии права: правовые ценности, юридические принципы и презумпции.

Аксиология права. Ценности и право. Аксиология права как распространение философского учения о ценностях в сферу правовых отношений. Понятия ценности, оценки как определенности положительного или отрицательного значения права. Право и мораль. Понятие справедливости.

Критерии ценности права. Диалектика индивидуальных, групповых, общечеловеческих ценностей. Их проявление в правовой деятельности.

Либертарное понимание права. Право как мера свободы индивида в обществе. Социологическое понимание права. Право как регулирование общественных отношений, средство обеспечения социальной стабильности. Диалектика личной свободы и общественного блага.

Правовой идеал. Право как свобода. Право как ограничение свободы. Понятие естественного права. Принцип формального равенства, его аксиологический смысл.

Понятия «благо», «общее благо». Долг, Справедливость, Воля как средства реализации правовых ценностей. Безопасность, Правопорядок, Стабильность общества как практические формы бытия правовых ценностей.

6. Методология философии права: иерархия методов правового познания. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ этих средств.

Условно делится на 2 части: 1) методология познания права; 2) методология юридической практики.

1: делится на 2 уровня – философский и научный. Философский: философско-правовой идеализм (осуществляется с позиций идеального права), философско-правовой материализм (нет ничего сверхъестественного, позитивное право), фил-прав рационализм (основа права – знание, все законное - справедливо), фил-прав иррационализм (акцентирует внимание на дорациональных основах права), фил-прав позитивизм (право – как совокупность норм), фил-прав персонализм (определенную роль отводит правовой реальности личности), фил-прав либерализм (основа права – либеральные ценности). Научный: общенаучные методы познания (дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент, наблюдение); частнонаучные методы (социологические, психолог., ист., матем.); специально-юридич. (нормативно-аналитич., догматич., сравнит-правов.).

2: методология правотворчества, методология правоприменения.

7. Традиционное право, его мировоззренческие основания. Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином).

Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене Давид.

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе.. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их множественность, неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей. Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда.

Система обычного права подразделяется на две большие группы: традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов; традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании. Индия имеет сложно-смешанный правовой режим, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

8. Сакральное право, его мировоззренческие основания. Изначально гос. власть в Риме испытывала на себе громадное влияние религии, что выражалось в институтах сильной жреческой власти. Само господство Рима над остальными народами римляне рассматривали как плату богов за усердие римлян в религии. Римляне утверждали, то они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого или наказывали врагов за нарушение договоров. Поэтому боги всегда оказывались на их стороне. Жреческая должность была пожизненной и нередко совмещалась с гражданской магистрату­рой.

При достаточно большом видовом разнообразии жрецов для истории права важны только три коллегии: 1) понтификов; 2) авгуров; 3) фециалов. Жрецы являлись хранителями и толкователями этого права. Каждой коллегии была поручена своя отрасль права.

Понтифики разрабатывали вопросы гражданского, процессуального и боже­ственного права. Например ведали вопросами семейного и наследственного права, вопросы нарушения клятвы, присяги. В этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права. Они вырабатывали правила и приемы толкования, вели даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название commentarii pontificum; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права.

А вгуры разрабатывали вопросы публич­ного права, одним из главных средств для этого служили так наз. "ауспиции" (религиозные гадания). Без участия авгуров не могло произойти ни одно существен­ное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства. Перед началом всякого сколько-нибудь значительного акта, как каждый отдельный гражданин, так и все государство в лице своих властей предварительно старались узнать волю богов: благоприятствует ли она предполагаемому предприятию (созываемому народному собранию и т. п.) или нет. Средствами для познания этой воли богов были небесные знамения, поведение священных птиц и т. д. Но толкование этих признаков требовало опять-таки известных специальных знаний, и эти знания сохранялись и поддерживались в жреческой коллегии авгуров. Подобно тому, как понтифики имели большое значение для вопросов гражданского права, так коллегия авгуров имела большой вес в области публичного права и в вопросах политики: объявив наблюдаемые предзнаменования неблагоприятными, авгуры могли затормозить любое государственное начинание.

Фециалы разрабатывали вопросы военного и международного права. Перед объявлением войны они в качестве послов отправлялись для переговоров к неприятелю и, в случае безуспешности их, уходя, бросали с пограничной черты с особыми обрядами в неприятельскую землю копье. Они же скрепляли мир клятвами и жертвоприношениями.

Свои наработки они помещали в специальные книги, существование которых подтверждается только у понтификов, но были они и у фециалов и авгуров. Поскольку жрецы были хранителями права, то они были и его толкователями, в этом они конкурировали с ца­рем. Поэтому известны следующие виды жреческой работы: со­ставление календаря; собирание ритуальных предписаний; имена всех божеств с формулой призыва в помощь ко­го-либо из них; собирание записанных юридиче­ских советов, которые жрецы давали по какому-нибудь поводу.

9. Волюнтаристское (волеустановленное) право, его мировоззренческие основания. Понятие «установленное право» было введено Аристотелем и подробно развито Гуго Гроцием. Он первый крупный теоретик школы естественного права. Трактат «О праве войны и мира. Три книги» (1625). Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Гроций выделял 2 вида права: волеустановленное и естественное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми.

Волеустановленное право, имея своим источником волю (человеческую или божественную), соответственно делится на право человеческое и право божественное. Человеческое право, в свою очередь, подразделяется Гроцием на внутригосударственное право, человеческое право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом) и человеческое право в широком смысле.

Внутригосударственное право характеризуется Гроцием как право, которое исходит от гражданской власти. Это — так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определяется как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства.

Волеустановленное человеческое право в более узком (по сравнению с внутригосударственным правом) смысле, согласно Гроцию, бывает различного характера и охватывает веление отца (отцовское право), веление господина (господское право) и т. д. Это право, хотя и не исходит от гражданской власти, но подчиняется ей. Волеустановленное же человеческое право в более широком (чем внутригосударственное право) смысле - это, по Гроцию, "право народов, а именно - то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права. Даже бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Позитивное право, таким образом, трактуется Гроцием с позиций договорной теории государства и внутригосу­дарственного права. Концепция договора (соглашения, союза) здесь выражает представление о волевом (воле-установленном) характере гражданского сообщества и гражданских законов. Цель договора, которым учрежда­ется государство - соблюдение права и общей пользы.

10. Философия права Платона. Прямым продолжателем учения Сократа о справедливости, праве и законе был его ученик Платон (427 — 347 гг. до н. э.). Книги: «Государство», «Законы», «Политик».

Онтологические представления: Мы живем в мире вещей, а душа нас связывает с миром идей (эйдосов). После смерти тела душа отправляется туда, созерцает идеи и приобщается к высшему знанию. Спускается в мир вещей, вселяется в тело и забывает о знании. Человек имеет возможность вспомнить забытое, обнаружить в себе эти знания, раскрыть их. Но все же мы не сможем вполне постичь идеальный мир, потому что находимся преимущественно в мире телесном, который зол и несовершенен.

Согласно платоновской философии, "истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи" (мир идей); данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления (мир вещей) — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению. Истинное познание - это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно лишь "редким людям" — философам. Так же существует небытие - небытием является материя как таковая. Она – источник смертности.Таким образом, мир Платона состоит из трех уровней: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей - изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, "чувственный". 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.

Гносеологические взгляды: постижение идеи права возможно только человеком и только философской диалектикой (повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать неопределенные и сбивчивые чувственные впечатления и представления, и таким образом получать из их беспорядочной массы единство общего понятия, добывать из чувственных явлений сверхчувственную идею и, наоборот, из единства общего понятия выводить понятия о родах, видах, подразделениях видов и, по нисходящей градации, достигать до понимания индивидуальных предметов).

Учение о государстве: идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель. Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Хорошие формы правления: монархия, аристократия (власть мудрецов). Плохие: демократия (власть бедного народа, приводит к хаосу, беспорядкам), тирания (несправедливая власть одного над всеми; рождается из необузданной демократии), плутократия (воры), тимократия (воины, стремление к славе -> богатству -> олигархия). Все граждане идеального государства составляют одну семью, одно государство. Все они друзья между собой; а между друзьями все должно быть общее - жены и имущество. Такое упразднение семьи и собственности имело целью между всеми гражданами установить общность интересов, единодушие, товарищество, взаимную любовь. Для этого требовалось устранить все обособляющие индивидуальные интересы. Этим Платон думал положить конец всем общественным раздорам и смутам, прекратить борьбу политических партий.

11. Философия права Аристотеля. Гл. трактат – Этика, Политика.

Онтология права: закон является формой, а право – материей, первичной по отношению к закону.

Гносеология права: формализовал процесс постижения правовых явлений.

Учение о государстве: Рассматривая проблему государства и права, Аристотель в трактате «Политика» пишет, что общество не может существовать без государства, которое является необходимой формой человеческого общежития. И типы государства различаются им в зависимости от количества правящих: один, немногие (группа людей) или все (власть большинства). Каждый из этих видов государства может оказывать как положительное воздействие на жизнь людей, так и разрушительное. В этом случае возникают шесть модификаций государственного устройства: неправильные: тирания (несправедливая власть одного над всеми; рождается из необузданной демократии), демократия (власть бедного народа, приводит к хаосу, беспорядкам), плутократия (воры). Правильные: полития (ориентир. на сред. класс, самая правильная форма государства, смешение олигархии и демократии), монархия, аристократия.

Справедливость: уравнивающая (Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и "проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена". Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.), политическая справедливость (естественное право + волеустановленное право (законы и традиции)), распределяющая (это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. и.), что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами).Политическая справедливость, согласно Аристотелю, возможна лишь между свободными и равными людьми.Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, т. е. политическую справедливость. Естественное право, как часть политического права, естественно прежде всего потому, что оно политично, адекватно политической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. В таком понятии права фиксируется совпадение и единство естественного, политического, этического (волевого), интеллектуального и правового моментов. Под условным (волеустановленным) правом Аристотеля позднее начинает обозначаться позитивное (положительное) право.

Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Однако Аристотель не признавал обоснованным обращение военнопленных в рабство, по его мнению, рабами должны быть те, кто обладая физической силой не обладают рассудком.

12. Философские основания сословного феодального права. В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Основной формой развития философской мысли в период раннего средневековья была патристика (учений отцов церкви). Связано было с распространением христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африки.

А. Блаженный: Онтология права: основатель идеи теодиции (создание мира Богом и последующей его отстраненности); существование божественного права (богооткровение), естественного и позитивного. Естественное право отождествляется с действующим законом. Отношения м/у божественным и естественным правом не выяснил. Антропология права: отстаивал принцип неравенства людей перед законом, но = перед Богом. Это обуславливал косностью тела человека по отношению к его душе. Тело не совершенно. Гносеология права: выдвигал принцип агностицизма (непознаваемости права, «верую, чтобы понимать»). На учении Блаженного

Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь». Ему претит всякое насилие над личностью: от насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности.

Ф. Аквинский: Онтология: обоснование бытия Бога (доказательство ч/з движение, т.е. необходим был толчок; ч/з производящую причину; ч/з необходимость; ч/з степени бытия; ч/з целевую причину). Отсюда он выводит идею сущ-я 3-х видов права: Вечным законом Фома называет "сам божественный разум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Наконец, к божественному, или откровенному, закону Фома относил Библию. Антропология права: отстаивал равенство всех перед Богом и законом. В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает человека, прежде всего как социальное существо, а государство как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, в частности, с добром и справедливостью, и даже (правда, с некоторыми оговорками) говорит о праве народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.

Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах: «естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и «божественном законе», который определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь – это только приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей – духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на Земле – Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти в конечном счете идут от Бога.

По учению Фомы Аквинского получилось так, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом ("грехом неповиновения").

Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию сословного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических движений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных привилегий, осуждение приниженного положения крестьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в ранг божественного установления. Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение – "добродетель подданных".

Для обоснования же феодальной зависимости крестьян использовались не только тексты священного писания, обращенные к рабам, но и все вообще доводы в защиту рабства: "Рабство установлено природой", "оно необходимо для обеспечения досуга" (оба довода взяты у Аристотеля), "рабство установлено "правом народов" (довод римских юристов), "источник рабства – грех" (Августин Блаженный).

В отличие от Аристотеля, считавшего частную собственность установлением природы, естественного закона, Фома Аквинский относит ее к сфере человеческого закона и даже ставит ниже "божественной общности имуществ", восславленной Платоном и существующей в монастырях. Однако частную собственность он считает незыблемой, поскольку она является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров между людьми.

13. Философия права Н.Макиавелли. Основные черты ф.п. XV-XVI вв.: 1) отход от религиозной догматики, признание человека как существа, обладающего двойственной природой: биологической и культурной. 2) природа права рассматривается ч/з призму человека.

Онтологические идеи: человеческая природа власти и права. Борьба за власть предусматривается. Естественное право человека не находит прямого отражения в светских и религиозных законах.

Учение о государстве: 3 формы гос. правления: монархия, аристократия, демократия. Предпочтение отдает монархии.

Церковь расшатывает государство. Цель оправдывает средства, государство несовместимо с моралью. Мораль – явление частное. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. "Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных". Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско.

14. Конвенциональные концепции права: Г.Гроций. «О праве войны и мира». В основе всего подхода Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. Право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом".

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естественное и волеустановленное. "Наилучшее деление права в принятом значении, - отмечает он, - предложено Аристотелем, согласно которому, с одной стороны, есть право естественное, а с другой - право волеустановленное, которое он называет законным правом, употребляя слово "закон" в более тесном смысле. Иногда же он называет его установленным правом. Естественное право определяется им как "предписание здравого разума".

Внутригосударственное право характеризуется Гроцием как право, которое исходит от гражданской власти. Это - так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определяется как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства. "Матерью же внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права". Сам принцип соблюдения договоров (в том числе и договора об установлении государства и, следовательно, также государственных законов) диктуется естественным правом, ибо, замечает Гроций, необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств.

Естественное право выступает у Гроция в качестве необходимой основы для учения о внутригосударственном праве в виде научной системы. Внутригосударственное право изменчиво во времени и различно в разных местах (сообществах). И только благодаря учению о естественном праве, которое образует "естественную, неизменную часть юриспруденции", можно, по мысли Гроция, придать юриспруденции форму и характер научной, собственно теоретической дисциплины.

В трудах Гроция нередки ссылки на бога и священное писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

С естественноправовых позиций Гроций признает право подданных сопротивляться противоправным действиям властей: "все по природе имеют право противиться причинению им насилия" и поэтому "не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям".

При исследовании права войны и мира Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций подчеркивает, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение".

Гроций обосновывал необходимость формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

15. Конвенциональные концепции права: Т.Гоббс. "О гражданине", «Левиафан".

Онтологические взгляды: 1) источником права считали общественный договор, в котором сторонами выступали государство и общество, а результатом – позитивное право. 2) естественное право он выводил из естественного состояния. 3) формулирует суть основного (естественного) закона – поиск мира и следования ему. Конкретизирует его в 19 естественных законах. Суть – не делай другому того, чего не хотел бы себе. "природа со­здала людей равными в отношении физических и умственных способно­стей". Это равенство людей, означающее их равные возможности вре­дить друг другу в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничеством, недоверием, любовью к славе) приводит, согласно Т. Гоббсу, к тому, что естественное состоя­ние превращается во всеобщую непрекращающуюся войну (войну всех против всех). Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с войной всех против всех. Гос-во возникает на основе договоренности, т.е. люди признали верховную власть над собой, иначе война никогда не закончится. Он называет государство, возникшее в результате соглашения – политическими государствами. Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающей­ся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии. По отношению к носителю верховной государственной власти Т. Гоббс различает три вида государства: первый, когда власть у со­брания и каждый гражданин имеет право голоса, называется демократи­ей; второй, когда власть у собрания, но не все, а лишь избранная часть граждан имеет право голоса, — аристократией; третий, когда верховная власть сосредоточена в одних руках, именуется монархией. Из этих форм государства наилучшей Т. Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духов­ном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, о повышении уровня морали. В этом ему помогают законы, их обяза­тельность гарантируется государственной властью. Он убежден, что монархия больше других форм выражает абсолютный характер власти, здесь общие интересы совпадают с частными. Однако признает право на восстание, но только тогда, когда суверен призывает убивать себя, либо не защищаться от нападения врагов. Антропологические взгляды: отрицал естественное неравенство, считал, что все равны от рождения и обладают одинаковым набором прав. Гносеологические взгляды: индукция, дедукция, эксперимент.

16. Конвенциональные концепции права: Дж. Локк. «Два трактата о государственном правлении».

Онтологич. взгляды: в основе появления государства – потребности человека во внешней и внутренней безоп.. Позитивный закон распр. не только на граждан, но и на власть. До возникновения гос-ва люди пребывали в естественном состоянии, но это не война всех против всех, здесь просто не было органов, которые могли бы беспрепятственно решать споры. В целях надежного обеспечения естеств. права, права соб-ти, люди соглашаются учредить гос-во. Гос-во представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, управомоченную разрешать конфликты м/у ними. От всех прочих форм коллективности, гос-во отличается тем, что гос-во осущ. полит. власть во имя общего блага – создавать законы.

Требование крепкой и сильной государственной власти (опирающей­ся на разум) объективно соответствовало и интересам формирующейся буржуазии. По отношению к носителю верховной государственной власти Т. Гоббс различает три вида государства: первый, когда власть у со­брания и каждый гражданин имеет право голоса, называется демократи­ей; второй, когда власть у собрания, но не все, а лишь избранная часть граждан имеет право голоса, — аристократией; третий, когда верховная власть сосредоточена в одних руках, именуется монархией.

Из этих форм государства наилучшей Т. Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духов­ном и материальном возвышении подданных, о развитии экономики, о повышении уровня морали. В этом ему помогают законы, их обяза­тельность гарантируется государственной властью. Он убежден, что монархия больше других форм выражает абсолютный характер власти, здесь общие интересы совпадают с частными. Однако признает право на восстание, но только тогда, когда суверен призывает убивать себя, либо не защищаться от нападения врагов.

Антропология права: признание за человеком естественных, не передаваемых государству права на жизнь, собственность, равенство, свободу.

Гносеологич. взгляды: познание права осущ. на принципах эмпиризма (чувствит. познания мира). Путь познания: 1. ориентироваться на ощущение, 2. выстраивать рассужд., 3. применять интуицию.

17. Правовая теория Ш.Л. Монтескье. «О духе закона», «Размышления о величии и падении Рима». Основатель ф-п натурализма. Онтологич. взгляды: теория влияния окружающей среды на политику и право; разраб. собств. классифик. форм правления: республика (достоинство), монархия (честь), деспотия (страх).

Основной предмет философско-правовых исследований Монтескье и главная ценность, отстаиваемая в них, — политическая свобода. Необходимыми условиями обеспечения этой свободы являются справедливые законы и надлежащая организация государственности. Монтескье занят поисками "духа законов", т. е. закономерного в законах. Опираясь на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д., он стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

В процессе исследования необходимых отношений, порождающих закон (т. е. законообразующих отношений и факторов), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Причем также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Большое значение, далее, уделяется необходимости соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д. Монтескье подчеркивает необходимость учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя (т. е. законодательную политику) и т. д.

Монтескье считает, что решающее влияние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают "основные краеугольные законы'" данной формы правления.

Исследуя соотношения закона и свободы, Монтескье различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРОИЗВОД. хоз-ву, развитию ин-та ч/с появл. необходимость контроля в обществе не только мононормами, а уже правом.

18. Конвенциональные концепции права: Ж.Ж.Руссо. «Рассуждения». С позиций обоснования и защиты принципа народного суверенитета он по-новому интерпретирует представления о естественном состоянии и договорном происхождении государства.

В его трактовке естественное состояние - строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден с помощью соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление развития общества и государства, Руссо выдвигает свой проект "исправления" истории — создание Политического организма как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде'".

Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: "Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое', образующееся, следовательно, в результате объединения всех других. Называют этот Политический организм Государством. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства"

В социально-экономическом плане Руссо, не отрицая самой частной собственности, вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, согласно Руссо, ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать. Это, поясняет Руссо, предполагает как ограничение размеров имущества и влияния знатных и богатых, так и умерение скаредности и алчности бедных.

В конкретно-историческом плане идеи Руссо были непосредственно направлены против современного ему феодального строя, который в свете буржуазно-демократических принципов общественного договора лишался своей легитимности, справедливого и законного характера, словом — права на существование. Своей доктриной общественного договора Руссо по существу обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь низвержения феодальных порядков. И деятели французской буржуазной революции были во многом воодушевлены именно его идеями.

Законы характеризуются Руссо как необходимые условия гражданской ассоциации и общежития.

 

19. Концепция права И.Канта. Глубокая философская разработка проблем права, государства, закона (в контексте системно-философских учений о природе, обществе, государстве, праве, морали, религии, эстетике и т. д.) связана с творчеством представителей немецкой философии и прежде всего Канта (1724—1804) и Гегеля (1770—1831). Их диалектический подход.

Вопросы должного и правильного в человеческих отношениях и действиях привлекали пристальное внимание Канта и находились в центре его философского интереса. "Если существует наука, действительно нужная человеку, — писал он, — то это та, которой я З^У» — а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком'".

В возражение Гегелю и в защиту Канта можно, напротив, сказать, что в кантовском практическом разуме как раз присутствует "материя", а именно — правовая "материя" (принцип правового равенства), адекватным выражением чего и является категорический императив. А без такой правовой "материи" и просто невозможно (факт



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
чебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. | еловек как объект и субъект социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1221 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.