Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


нализ статьи М. С. Городнёвой Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15, вып. 3. – С. 13-16.

 

Всё изученное в курсе дисциплины «Основы мировоззренческой безопасности» позволяет согласиться с той мыслью, с которой Марина Станиславовна Городнёва начинает свою статью: «В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху «под знаменем» глобализации»[1] [1, с. 13]. А также – со следующей мыслью второго абзаца: «Большинством авторов глобализация понимается как явление экономическое и политическое, иногда исследуется культурная глобализация, однако в гораздо меньшей степени изучен пласт, связанный с процессами, протекающими в религиозной сфере» [1, с. 13]. Действительно, все передачи в СМИ обсуждают «плюсы» и «минусы» экономической, политической глобализации, а также «минусы» распространения массовой культуры (это распространение всеми авторами признаётся одной из сторон процесса глобализации). А вот про связь глобализации с религией, действительно, практически не пишут. Но прежде чем рассматривать, как эту связь трактует М. С. Городнёва, согласимся с ней в оценке глобализации как таковой. Нам кажется правильным, что из всего множества авторов, пишущих про глобализацию, автор статьи «выбирает» американского марксиста (философа и социолога) И. М. Валлерстайна. «Согласно И. М. Валлерстайну, глобализация лишила государства суверенности, человека – возможности сопротивляться правилам рынка, аннулировала право на культурную автономию, поставила под серьезное сомнение стабильность нашей идентичности» [1, с. 13]. Отметим, что и в рамках курса философии процесс глобализации оценивался нами именно под таким, критическими углом. Также отметим, что сам феномен религии и его основные черты были описаны нами в реферате.

Ссылаясь на работу именно И. М. Валлерстайна «Глобализация или переходная эпоха? Взгляд на долгосрочное развитие мир системы // Русский исторический журнал. 1998. Т. 1, № 4. URL: http://www.archipelag.ru (дата обращения: 11.01.2014)» М. С. Городнёвой начинает рассматривать связь глобализации и феномена религии: «нарастание процессов цивилизационного противостояния и, как выражение этого, усиление роли религиозного фактора во взаимодействии обществ, а также изменение роли национальных государств [1, с. 13]. В частности, она отмечает, что глобализация «интенсивно воздействует и на религию, религиозное поведение, мышление» [1, с. 13]. Поэтому «в сфере религиозно-социального она конструирует некий религиозный «глобал-маркет», функционирующий по рыночному принципу свободы предложения и выбора» [1, с. 13-14]. Этот, как мы можем его назвать, «супер-маркет религии», по словам М. С. Городнёвой, соответствует «индивидуализму общества потребления». В отношении последнего автор статьи ссылается на такую характеристику этого индивидуализма К. Л. Ерофеевым: «гедонистический, обывательский, массовый» (Ерофеев К. Л. Религиозное сознание эпохи глобализации: некоторые противоречия // Вестн. Иванов.гос. энергетич. ун-та. 2009. Вып. 1. С. 62-65). И действительно, опираясь на курс философии, можно сказать, что применительно к античности «индивидуализм» следует понимать как самостоятельность мышления, его автономность, независимость от суждений других. Недаром уже первые греческие философы противопоставляли свои идеи «мнениям толпы». А современный «индивидуализм», как верно говорится в статье, подразумевает гедонизм (стремление к наслаждению), обывательский эгоизм. Это же касается и сферы религии: «Современная глобальная религиозность – американизированная по происхождению и во многом содержательно протестантская» [1, с. 14]. Как мы помним из курса философии, именно протестантизм разрушил мысль о «коллективном (солидарном) спасении души», которая была в католицизме, и тем более в православии. М. С. Городнёва пишет об этом так: «субъектом выбора становится отдельная личность» [1, с. 14].

Более того, автор статьи указывает и более радикальные последствия глобализации для религии: «вестернизация и модернизация усиливают процесс секуляризации, нивелируются традиционные религии и культуры» [1, с. 14]. Чтобы это понять, надо учитывать, что вестернизация и модернизация – составные части процесса глобализации. А именно: «Вестернизация (от англ. west – запад) – термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные»[2] [, с. 512]. Соответственно, «Модернизация социальная – совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа» [3] [, с. 597]. А секуляризация – «обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии»[4] [, с. 512]. Т.е. это процесс, обратный сакрализации: религия и вообще «священное» уходят из «центра» культуры, перестают занимать главенствующее положение).

И, наконец, перейдём к главной мысли рассматриваемой статьи. А именно – к такому противопоставлению. Можно согласиться с М. С. Городнёвой в том, что «отличительной чертой традиционной религиозности является этнопсихологическая самоидентификация личности с историческим самосознанием народа, несмотря на изначально надэтнический характер исповедуемых религий, будь то христианство, ислам или буддизм» [1, с. 15]. Действительно, слова Апостола Павла из Послания к Колоссянам (гл. 3): «нет ни Еллина, ни Иудея, … ни варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». И в то же время не менее общеизвестно, что Русская православная церковь всегда стояла на страже патриотизма и самобытности русской культуры. В противоположность этому, тот вариант религии и религиозности, который распространяется в результате глобализации, принципиально отказывается от этнопсихологической самоидентификации «верующего». Более того, говорит М. С. Городнёва, этот вариант религиозности избавляется и от идеи «святости»: «одним из вариантов заполнения идеологического вакуума может стать религия, продуцирующая в широкие социальные пласты так называемую «формальную» религиозность. Она основана на глубоком равнодушии к вопросам религии, веры и духовного совершенствования при демонстративном соблюдении культовой стороны» [1, с. 15]. Более того, отмечает автор статьи, теоретики глобализации приветствуют такое «выхолащивание» религии: «С точки зрения американского ученого Ф. Фукуямы, подобный тип религиозной практики «полезен для сообществ». Люди обнаруживают, что «их жизнь беспорядочна, что их детям нужны ценности и нормы или, что они изолированы и дезориентированы; они обращаются к определенному вероисповеданию не потому, что они стали истинно верующими, а потому, что это самый удобный источник правил, порядка и общения»» [1, с. 15]. В отношении этого можно вспомнить, что великий русский философ Н. А. Бердяев резко критиковал подобное (как он это называл) «обрядовое православие», состоящие в соблюдении внешних обрядов без глубокой лмчной веры.

Это приводит М. С. Городнёву к итоговому выводу: «Таким образом, массовые формы религиозности превращаются в один из продуктов, транслируемых обществом потребления. Проводится различие между «формальной религиозностью» как неким продуктом и личным переживанием сакрального, лежащим в основе любого духовно-религиозного действия» [1, с. 15]. Соглашаясь с этим выводом, оценим его как ещё один аргумент «против» глобализации (Хотя, как мы отмечали, есть и аргументы «за»).


[1] Городнёва М. С. Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15, вып. 3. – С. 13-16.

[2] Федотова В. Г. Вестернизация // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. – 2-е изд. – М.: Мысль, 2010. – С. 388-389.

[3] Поляков Л. В. Модернизация социальная // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. – 2-е изд. – М.: Мысль, 2010. – С. 597-599.

[4] Гараджа В. И. Секуляризация // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. – 2-е изд. – М.: Мысль, 2010. – С. 512-513.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
нешняя политика Петра 1. Северная война. | ема Україна наприкінці ХVІІ – поч. ХХ ст. Суспільно-політичний та національно-визвольний рух в Україні в ХІХ ст.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.