Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Волюнтаризм и философия жизни

Волюнтари́зм (лат - воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В аллегорическом смысле волюнтаризм является своего рода борьбой личности с обстоятельствами. Представители волюнтаризма: А.Шопенгауер (1788-1860), С.Киркегор (1813-1855), Ф.Ницше (1844-1900).

Основные положения философии А.Шопенгауэра: 1. Примат (доминирование) воли над разумом. Воля не имеет причин и оснований, т.е. превращена в первоначало и названа главной способностью не только человека, но и всех существ. 2. Мир – это лестница всеобщего развития волевых начал, вечное становление, бесконечный поток. Воля «разлита» в мире и культуре. 3. Воля слепа, отсюда жизнь есть страдание, тоска, вечное бессмысленное противоборство. Основное произведение: «Мир как воля и представление».

Основные положения философии С.Киркегора: 1. В центре философии – понятия страха, смерти, вины, выбора, экзистенции (существования). Основные произведения: «Страх и трепет», Болезнь к смерти». 2. Главная беда человека – в том, что он отдается во власть чего-то внешнего – закона, духа, безличностного разума. Болезни философии: панрационализм, панлогизм. В философии нет поворота к человеку. 3. Как иудей выступает против Богочеловека (отрицает Христа), против доктрины первородного греха, но признает, что только в стадии абсолютного отчаяния человек способен обрести себя через поиск Бога как высшей Истины.

Основные положения философии Ф.Ницше: 1. Воля к власти – главный принцип жизни. Воля – способность, свойственная всем существам: «Эта формула должна в равной мере относиться как к дереву и растению, так и к животному и человеку». 2. Нет истины вне и выше сущего. Ницше утверждает безвластие сверхчувственного, отрицает сверхчувственный мир. Критерий истины для Ницше – возрастание власти. 3. Нет морали как сферы сверхчувственных ценностей. Ценности – кванты власти. Мерило ценностей – сам человек. «Добродетель должна быть нашим изобретением». 4. «Бог умер, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек». Человек – мера всех вещей.

Философия жизни — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков. Основные представители: Г.Зиммель, В.Дильтей (вторая пол. 19 в.).

Основные тезисы: 1. Кантовская модель разума механистична. 2. «Сущностная форма морального закона чужда сущностной форме жизни. Закон, который следовало бы признать – витально подвижен и вовсе не тождественен нравственному долженствованию».

Вывод: Волюнтаризм и философия жизни – это критика обезличивания человека, что было характерно для новоевропейской философии (16-18 вв.). Однако критикующие «впали» в другую крайность – абсолютизация свободы выбора и свободы действий человека. В итоге понятие личности так и не было выработано в западной философии 19-20 вв.

Ошибки волюнтаризма и философии жизни: 1. Противопоставление разума и воли (см. преп. Иоанн Дамаскин: воля – это разумное движение ума). Главной способностью человека названа воля (слепая!), а не разум. 2. Отвержение Абсолюта, Бога. Человек – мера всех вещей. 3. Игнорирование понятия «человеческая сущность». Акцент сделан на свободном существовании, на энергийности. В итоге свобода отождествилась с произволом.

26. Франкфуртская школа: Т.Адорно, М.Хоркхаймер.

Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную Систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Т.Адорно. Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения»), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, марксистской социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «негативной диалектики» (Negative Dialectics), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели.

Хоркхаймер Макс - немецкий философ и социолог, один из основателей франкфуртской школы. Директор Института социальных исследований (1931—1965), в 1934—1949 годы в эмиграции в США. Издатель журнала «Zeitschrift für Sozialforschung» (1932—1941) и серии публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков. Написанная Хоркхаймером совместно с Адорно «Диалектика просвещения» явилась программным выражением философско-социологических идей франкфуртской школы. В развитой им так называемой критической теории общества Хоркхаймер пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа Фрейда, а также этики Шопенгауэра. В центре внимания Хоркхаймера — проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по Хоркхаймеру, решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем, анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой «массовой культуры». Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного «индустриального общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы.

Сознание неизбежности этой тенденции приводило Хоркхаймера к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определенных культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю «устремлённость к иному», исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал значительное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам Хоркхаймер отмежевался.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Snow melting. Degree-day method. | Маха Лакшми джи ки аарати, джо кои джан гаата, мэйя джо кори джан гаата, ур ананда самаатаа, ур ананда самаатаа, паапа утар джаата ом джай Лакшми маата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 634 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.