Наиболее известной эмпирической классификацией типов личности является систематика, предложенная К.Г. Юнгом (Юнг К.Г., 1995). Основу типологии составляет установка, принимающая одно из двух качеств:
· экстраверсия как обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира;
· либо интроверсия как рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие объектам.
Понятия экстраверсии-интроверсии как общих установок впервые в типологии человеческого характера были отмечены в 1896 г. Ф. Джорданом, хотя именно эти термины он не использовал.
Интроверты более обращены к своему субъективному состоянию, они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны, склонны к самосозерцанию, обладают развитой психологической интуицией.
Экстраверты, напротив, обращены вовне, ориентированы на объективность, наблюдательны, черпают жизненные силы в событиях вокруг и не всегда утруждают себя рефлексией. Экстраверты менее способны воспринимать естественный ход жизни, которая чаще приносит им неожиданности.
Нередко считается, что экстраверты общительны, а интроверты – нет, но это не совсем правильно, потому что эти типы просто по-разному общаются, и нет противопоказаний тому, чтобы интроверт, например, занимал пост руководителя. При размышлении о психологической совместимости различных людей в процессе общей деятельности полезно стремиться к тому, чтобы интровертированность одного уравновешивалась экстравертированностью другого, отмечал К.Г. Юнг. Однако по-настоящему понять друг друга могут только люди одного типа[1].
Экстраверсия-интроверсия выражает отношение сознания к объектам, независимо от того, во внутреннем или внешнем, окружающем человека мире они находятся. Большинство людей являются экстравертами; большинство интровертов – мужчины. Но это соотношение непостоянно, прослеживаются и возрастные закономерности. Согласно К.Г. Юнгу, значительная часть людей для обогащения внутреннего мира нуждается в том, чтобы присваивать себе объекты, идентифицироваться с ними, поэтому первая половина жизни, как правило, проходит под знаком экстраверсии. После кризиса середины жизни человек больше обращается внутрь себя, переходя от жизни в мире предметов и явлений к жизни духовной, благо что внутренний мир уже обогатился новым содержанием за время существования человека в экстравертированном состоянии. Впрочем, если до середины жизни человек был склонен к интроверсии, то во второй ее половине он имеет шанс стать большим экстравертом, приобрести уверенность во взаимодействии с объектами. Юнг не связывал однозначно экстраверсию-интроверсию ни с действием опыта, ни с наследственностью, подчеркивая, что в разных социально-культурных слоях представители этих установок встречаются в общем равновероятно, и в одной семье также могут расти как интроверт, так и экстраверт (Нартова-Бочавер С.К., 2003).
Позже понятие экстраверсии-интроверсии получило свое развитие в трудах Дж. Гилфорда, выделившего при помощи факторного анализа пять составляющих экстраверсии-интроверсии (социальную интроверсию, мыслительную интроверсию, депрессию, склонность к перепадам настроения, беспечность), и Г. Айзенка, однако эти работы реализуют подход с позиции черт.
Экстраверсия-интроверсия как отношение к объектам – не единственное основание для выделения типов. В зависимости от того, каким способом формируется это отношение, можно говорить не о двух, а о целых восьми психологических типах.
Два основания, 8 типов личности
1. Установка сознания (2 значения)
2. Ведущая функция Эго (4 значения)
Вводя различение по типу функций, Юнг отмечал, что если человек в своем опыте прежде всего опирается на ощущения (его называют сензитивом), то он доверяет своим органам чувств, сообщающим ему, что нечто действительно существует. Если у человека преобладает мышление (тогда его называют интеллектуалом), то он стремится получить ответ на вопрос, что же такое есть данная реальность.
Люди третьего типа основывают свои жизненные решения на чувствах (их называют эмоционалами), благодаря чему они в первую очередь определяют, нравится им данный объект или нет, а вопрос о том, что он представляет, остается для них второстепенным. И, наконец, представители четвертого типа – интуитивисты – способны строить свои заключения и принимать решения, исходя не только из имеющейся информации, но и восполняя ее недостаток особым внутренним чувством, которое К.Г. Юнг определял как способность видеть то, что происходит «за углом».
Четыре функции сознания, по преобладанию которых выделены перечисленные типы, находятся в оппозиционных отношениях: чем лучше развита сфера ощущений, тем слабее интуиция, а интеллектуалы, как правило, хуже ориентируются в области чувств. Это соотношение, таким образом, позволяет приблизительно определить слабые места у представителей различных типов. Так, сензитив реалистичен, но многим может показаться чересчур прагматичным, лишенным полета, в то время как интуитивист, напротив, не всегда отдает себе отчет в реалиях сегодняшнего дня, склонен строить иллюзии и воображать несбыточное. Интеллектуал не всегда может понять, кто и как к нему относится, а эмоционал бывает раздосадован, когда его просят объяснить, что и как он делает – по его мнению, «все и так понятно», а воспроизвести цепочку причин и следствий ему бывает не под силу.
Помимо ведущей функции, Юнг говорил также о подчиненной (той, которая противоположна ведущей и в рамках которой человек переживает основные трудности недостаточной адаптации), и вспомогательные (отличные от ведущей, но не противопоставленные ей, как, например, интуиция по отношению к ведущему мышлению). Определив тип личности, можно логически достраивать ее «теневую» противоположность: так, у экстравертированного сензитива противоположностью будет интровертированный интуитивист. Основные области уязвимости определяются исходя из типа «подчиненной» личности, которая, прорываясь, приводит к возникновению неврозов различного содержания. Поэтому полезно развивать и упражнять подчиненные функции, обеспечивая им возможность «легального» проявления (Хрестомат. 8.1).
«Чистых» типов в реальности практически не существует, и каждый человек, конечно же, обладает всеми четырьмя функциями. Однако если возникают проблемы в какой-то области, следует задуматься, дефицитом каких психических функций они вызваны. Теория Юнга относится к числу хорошо проработанных классических учений о типах личности, отвечающих требованиям к составлению научных классификаций. В практической психологии, однако, чаще используют эмпирические классификации, дающие ключ к пониманию существенных особенностей личности современного человека.
Таблица 8.1
Психологические типы (по: Юнг К.Г., 1995)
Тип | Основные особенности | |
Экстравертные рациональные типы То, что делают, – разумно; то, что происходит, – иррационально | Экстравертный рациональный тип | Ориентирован на объективную действительность, представленную в ее интеллектуальной форме. Подавляются все зависящие от эмоций проявления. Чувства чрезмерно эстетизированы |
Экстравертный эмоциональный тип | Ценит и любит все, что соответствует объективно хорошей оценке («разумные» браки). Подавляются логические доводы. Чаще всего отмечается среди женщин | |
Экстравертные иррациональные типы Объективно происходящее переживается как закономерное; присутствует чувство существующего согласия, даже если оно и противоречит разуму. | Экстравертный сензитивный тип | Руководствуется реалистическим чувством факта. Связанность с объектом может быть беспредельной, приводя к компульсиям и высвобождая навязчивые предчувствия (в результате подавления интуиции) |
Экстравертный интуитивный тип | Психическое приспособление происходит естественно и почти бессознательно; мышление, восприятие и чувства подавляются. Ощущения – лишь опора для созерцания. Интуиция стремится к наиболее полному открытию возможностей, поэтому перенос с одной ситуации на другие затруднен, а факты уходят от субъекта | |
Интровертные рациональные типы Разумное суждение основывается не на объективном, а на субъективном факторе, что нередко производит впечатление эгоизма | Интровертный рациональный тип | Находится под влиянием идей субъективного происхождения. Холодное отношение к объектам (И. Кант). Переоценка себя как субъекта мышления сопровождается страхом перед другими людьми (особенно противоположного пола) |
Интровертный эмоциональный тип | «Гармонически стушеванный», находится во власти непонятных другим чувств. Чаще всего отмечается у женщин. Если чувство, поднимаясь до уровня Эго, начинает подпадать под объективные оценки других, возможны неврозы по типу истощения | |
Интровертные иррациональные типы Мало доступны для обсуждения. С рациональной точки зрения наименее бесполезны для практической жизни, но в контексте исторического развития – двигатели культуры | Интровертный сензитивный тип | Ориентируется преимущественно по интенсивности субъективной части ощущения (нарушена пропорциональность между объектом и ощущением). Человек поступает согласно своим бессознательным образцам. Вращается в мифологическом мире. Подавленная интуиция может прорываться в сознание в форме истерических представлений об объектах, приводящих к истощению. |
Интровертный интуитивный тип | Ясно воспринимает все происходящее на задних планах сознания, открывает новые возможности без связи между объектом и собой. Находится во власти архетипов, мистик-мечтатель. Возможны навязчивости ипохондрического содержания, основывающиеся на прорыве чувствующего экстравертного начала |
Резюме:
Типология личности, предложенная К.Г. Юнгом, основана на выделении установки (экстраверсии-интроверсии) и ведущей функции сознания (мышления, чувств, восприятия и интуиции); всего выделено восемь типов.
Психологический тип определяется сочетанием установки, ведущей-подчиненной и вспомогательных функций сознания; знание типа позволяет определить области личностной уязвимости и ресурсы самоизменения.
Типы развиваются, испытывают влияние обучения и могут изменяться в середине жизни.
Установка сознания:
Экстраверсия - обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира.
Интроверсия - рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие объектам.
Описал как типологические особенности в 1896 г. Ф. Джордан.
Функции Эго (способы формирования опыта
1. Сензитив опирается на ощущения (Что это?)
2. Интеллектуал опирается на мышление (Как оно действует?)
3. Эмоционал основывают свои решения на чувствах (Нравится данный объект или нет?)
4. Интуитивист строит свои заключения, восполняя недостаток информации особым внутренним чувством (Чем оно может стать?) - способность видеть то, что происходит «за углом». Функции Эго
Функции взаимодополняемы и подчиняются принципу квартерности.
Ведущая определяет типичные для человека способ функционирования
Подчиненная наиболее приближена к бессознательному, плохо рефлексируется, энергетически сильна
Вспомогательная
Психотипы
Рациональные (позволяют выносить суждение): интеллектуалы, эмоционалы
Иррациональные (основаны на непосредственном опыте-запечатлении): сензитивы, интуитивисты
Развитие психотипа
В детстве большинство детей - экстраверты.
Экстравертов больше, чем интровертов.
Среди интровертов большинство – мужского пола.
Воспитание способствует асимметрии развития установок и функций Эго.
Кризис середины жизни: период изменения установки и ведущей функции Эго на противоположную.
Влечение возникает к представителям противоположного типа, но понимание наиболее велико внутри одного психотипа.
Подчиненная функция
Распознавание:
- Занимает больше времени
- Создает больше психологических проблем
- Связана с задачами, которые считаются трудными
[1] К.Г. Юнг связывал экстраверсию и интроверсию с двумя эволюционно сложившимися способами приспособления к объективному миру. «Первый путь – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь – это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости» (Юнг К.Г., 1995. С. 404). Поскольку экстраверт склонен растрачиваться, внедряться, а интроверт – обороняться посредством рефлексии, воздерживаться от затрат энергии, то, ссылаясь на Блейка, Юнг называет эти типы плодородным (prolific) и прожорливым (devouring). Биология показывает, что оба стиля существования эффективны, но один приходит к успеху благодаря множеству отношений, а другой – посредством установления монополии (можно связать эти две стратегии с мерой разборчивости во взаимодействии с объектами).