Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.




 

 

В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Архетипы и реклама

Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь.

Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»).

Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.

Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы

«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).

В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.

Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.

В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».

Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию.

Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.

 


3. Игровая концепция культуры

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.

Представители игровой концепции

Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002),Эйгена Финка (1905-1975),Йохана Хёйзинги (1872-1945).

Концепция Й. Хёйзинги

Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга.

Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.

Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.

Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается.

Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.

В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.

Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.

4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры

Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.

По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.

Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.

Символика

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.

Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.

У разных европейских народов подкова – символ удачи.

Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.

Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).

По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.

Части этой вселенной –

Язык

Миф

Искусство

Религия

Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.

В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.

Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.

Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.

Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».

 

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

– акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

 

 

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Эта фаза тянется до наших дней.

Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.