Хаммаршельд рассматривал операцию ООН в Конго слишком упрощенно. По его мнению, главная угроза безопасности исходила из присутствия бельгийских войск в стране. Таким образом, вывод этих войск Хаммаршельд считал основной задачей миротворческих сил. Создание международных вооруженных сил под эгидой ООН должно было побудить Бельгию вывести свои войска и в тоже время предупредить возможную агрессию других стран. Он полагал, что после вывода бельгийских войск силы ООН будут поддерживать в стране законность и порядок до тех пор, пока соответствующие структуры центрального правительства Конго смогут делать это самостоятельно. К сожалению, взгляды Хаммаршельда на роль ООН в Конго противоречили позиции Лумумбы, который предполагал использовать миротворцев в качестве основной силы для борьбы с сепаратизмом провинции Катанга.
Внутренние аспекты проблемы Конго были связаны с ситуацией в Катанге. Хаммаршельд рассматривал этот кризис как чисто конституционный, который можно решить путем мирного диалога между центральным правительством и руководителем мятежной провинции Чомбэ. Однако проблема Катанги была более сложной и впоследствии она стала определяющей для всего кризиса в Конго.
Катанга была щекотливой темой для Хаммаршельда. Хотя он не разрешал использовать силы ООН для решения проблемы сепаратизма в провинции, но он и не мог согласиться с признанием ее независимости. Он утверждал, что отношения между провинцией и центральным правительством должны быть решены в результате переговоров обеих сторон без постороннего вмешательства. Кроме того, он не допускал возможности участия вооруженных сил ООН на стороне одной из сил противостояния в стране, в тоже время не допуская вмешательства третьих стран во внутренний конфликт.
Хаммаршельд твердо придерживался позиции неучастия сил ООН в политической жизни Конго. Однако, по мере того как кризис углублялся, а политическая и военная ситуация в провинции Катанга заходила в тупик, миротворцы постепенно втягивались в вооруженное противостояние и в конечном итоге стали активно поддерживать центральное правительство страны.
Ошибки мышления ООН
Первоначальная концепция миротворчества Генерального секретаря была основана на ограниченном участии сил ООН в Конго. Однако он и Совет Безопасности исходили из четырех предположений, которые оказались ошибочными. Во-первых, они полагали, что Бельгия вскоре выведет все свои войска из Конго. Во-вторых, что силы ООН сравнительно легко восстановят в стране порядок. Тем не менее Бельгия не торопилась выводить свои подразделения из Конго и даже спустя год после принятия соответствующей резолюции Совета Безопасности бельгийские офицеры и наемники продолжали служить в армии Чомбэ, и их присутствие в мятежной провинции спровоцировало несколько столкновений с миротворческими силами.
Совет Безопасности и Генеральный секретарь также полагали, что правительство Конго сможет взять под свой жесткий контроль подразделения Национальной армии и восстановит в ней дисциплину. Это предположение также не оправдалось. Впоследствии миротворческие силы неоднократно вступали в вооруженные столкновения с подразделениями конголезской армии. И хотя массовые насилия против европейцев удалось остановить в начальной стадии конфликта, силы ООН были неспособны предотвратить спорадические проявления жестокости, часто совершавшиеся бандами из местных жителей или мятежными подразделениями национальной армии. Последнее ошибочное предположение заключалось в том, что конфликт между Катангой и центральным правительством может быть сравнительно легко разрешен.
Краеугольным камнем политики Хаммаршельда был принцип невмешательства во внутренние дела Конго. Этот принцип на практике означал, что миротворцы не могут использоваться в качестве инструмента давления ни центральным правительством, ни режимом Чомбэ в провинции Катанга. Главная задача миротворцев заключалась в создании в стране необходимой атмосферы для мирного решения существовавших проблем.
Хаммаршельд был также озабочен сложными взаимоотношениями сверхдержав в рамках Совета Безопасности. Он понимал, что первоначальный консенсус между США и СССР был основан не на взаимопонимании или общих целях. Пытаясь сохранить это хрупкое согласие между двумя непримиримыми противниками, Хаммаршельд настаивал на соблюдении всеми государствами принципа невмешательства во внутренние дела Конго и запретил использование миротворческими войсками ООН вооруженной силы, за исключением случаев самообороны. Это ограничение на применение силы поставило командование миротворцев перед серьезной моральной дилеммой и существенно ослабило их способность выполнять в полном объеме стоявшие перед ними задачи.