3 марта 1993 г. генеральный секретарь представил Совету Безопасности ООН доклад, содержавший рекомендации по наиболее эффективной трансформации ЮНИТАФ в ЮНОСОМ-2. Б. Бутрос-Гали отметил в нем, что с момента принятия резолюции № 794 в декабре 1992 г. ЮНИТАФ разместила около 37000 военнослужащих в южных и центральных частях Сомали, взяв под свой контроль 40% территории страны. Присутствие и активные действия миротворцев положительным образом сказались на ситуации в Сомали и позволили более эффективно проводить операцию по доставке гуманитарной помощи нуждающимся сомалийцам. Тем не менее, подчеркнул генеральный секретарь, несмотря на определенный прогресс, в стране сохраняется напряженная ситуация и иногда происходят рецидивы вооруженных действий. До сих пор отсутствуют стабильное центральное правительство, организованная гражданская полиция и дисциплинированные вооруженные силы. В некоторых районах Могадишо и других регионах сохраняется угроза безопасности персонала ООН, ЮНИТАФ, других международных организаций, участвующих в гуманитарной миротворческой операции в Сомали. Кроме того, до сих пор не удалось разместить миротворческие силы на северо-востоке и северо-западе страны, а также вдоль Сомалийско-Кенийской границы. В этих регионах продолжаются вооруженные столкновения между различными группировками.
Мандат ЮНОСОМ-2, по мнению Б. Бутроса-Гали, должен был включать следующие военные задачи: контроль за соблюдением всеми сомалийскими фракциями соглашения о прекращении враждебных действий; предотвращение возобновления насилия и принятие, в случае необходимости, соответствующих действий против любой фракции, которая нарушит или будет угрожать нарушению упомянутой выше договоренности; наблюдение за тяжелым вооружением всех фракций, которое должно быть поставлено под международный контроль, до полного уничтожения или передачи новой законной национальной армии; конфискация легкого вооружения у всех вооруженных бандитских формирований и помощь в регистрации этого вооружения; создание безопасных условий или поддержание безопасности в аэропортах, морских портах и других коммуникационных линиях, необходимых для доставки гуманитарной помощи; охрана персонала и оборудования ООН и ее вспомогательных учреждений, Международного комитета Красного Креста и других неправительственных международных организаций и принятие необходимых силовых мер против тех вооруженных элементов, которые нападают или угрожают нападением на них, до организации новых сомалийских полицейских структур, которые смогли бы выполнять эти обязанности; продолжение разминирования наиболее опасных участков; помощь в возвращении на родину всех беженцев и репатриантов; выполнение других функций по распоряжению Совета Безопасности ООН.
Относительно проблемы разоружения Генеральный секретарь подчеркнул, что на основе Договоренностей, достигнутых в Адис-Абебе, был создан комитет из высших должностных лиц ЮНИТАФ и ЮНОСОМ, который разработал концепцию прекращения огня и разоружения в Сомали. Эта концепция предусматривала создание специальных военных складов для хранения тяжелого вооружения, а также транзитных пунктов для временного пребывания членов вооруженных формирований с сохранением личного легкого стрелкового оружия, их регистрации и подготовки последующей интеграции в мирную жизнь. Эти склады и транзитные пункты должны были быть отделены друг от друга во избежание попыток со стороны отдельных фракций или групп захвата тяжелого вооружения.
По предложению Генерального секретаря военные операции в рамках ЮНОСОМ-2 должны были проводиться в 4 этапа. На первом этапе было необходимо осуществить передачу полномочий от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ, в ходе которой продолжалась деятельность по оказанию помощи гуманитарным миссиям и разоружению сомалийских фракций. Второй этап, предназначенный для обеспечения полного контроля ООН над проведением операции в Сомали, завершался после полного развертывания сил ЮНОСОМ в стране, в том числе и в пограничных регионах. Во время третьего этапа основные усилия предполагалось сосредоточить на уменьшении военной активности ЮНОСОМ с одновременным расширением их созидательных функций. Этот этап завершался с созданием в Сомали реально функционирующих национальных полицейских сил. Четвертый этап начинался с сокращения численности контингента ЮНОСОМ-2. Точные даты перехода от этапа к этапу в значительной степени определялись успехом или неудачами политического примирения и программ восстановления экономики страны.
Развертывание сил ЮНОСОМ-2 предполагалось осуществлять под наблюдением Генерального секретаря, его Специального представителя и Главнокомандующего по решению Совета Безопасности без каких-либо соглашений с сомалийскими фракциями.
По подсчетам Б. Бутроса-Гали, количественно силы ЮНОСОМ-2 должны были состоять из 20-тысячного воинского контингента и 8-тысячного вспомогательного для обеспечения логистической поддержки. Кроме того, США в принципе согласились создать группировку сил быстрого реагирования для оказания помощи Командованию ЮНОСОМ 2. Кроме того, в состав ЮНОСОМ-2 должны были войти около 2800 человек гражданского персонала.
По предложению Генерального секретаря передача финансового и административного контроля от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ-2 должна была произойти 1 мая, а передача военного командования - 4 мая 1993 г.
5 марта Б. Бутрос-Гали назначил адмирала Дж.Т. Хова (США) своим новым Специальным Представителем в Сомали на три месяца, начиная с 9 марта. В его обязанности входило наблюдение за передачей полномочий от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ-2 в дополнение к деятельности по содействию политическому урегулированию конфликта, координации гуманитарной операции и налаживании путей восстановления социально-экономической жизни страны. Ранее, Генеральный секретарь назначил генерал-лейтенанта Бевик Бира (Турция) Командующим силами ЮНОСОМ-2.
26 марта Совет Безопасности, в соответствии со ст. 7 Устава ООН, принял резолюцию № 814, которая санкционировала расширение мандата ЮНОСОМ согласно рекомендациям Генерального секретаря. Она также продлила его действие на очередной срок вплоть до 31 октября 1993 г. Совет Безопасности в свою очередь потребовал от всех сомалийских фракций безусловного выполнения принятых обязательств и, в особенности, Соглашения о вступлении в силу прекращения огня и механизме разоружения, а также гарантий безопасности персонала всех международных организаций, участвующих в оказании гуманитарной и иной помощи Сомали. Кроме того, Совет Безопасности призвал все страны и, особенно соседние, к сотрудничеству в плане соблюдения эмбарго на поставки любых видов вооружений в Сомали, установленного резолюцией № 733 в 1992 г.
В других положениях этой резолюции содержалась просьба Совета Безопасности Генеральному секретарю продолжать оказывать гуманитарную и иную помощь народу Сомали в целях восстановления его политических институтов и экономики и достижения политического урегулирования конфликта и национального примирения. Эта помощь должна была включать в себя экономическую составляющую, возвращение беженцев и перемещенных лиц, восстановление национальных и региональных политических институтов и гражданской администрации на всей территории страны, воссоздание полиции, разминирование и деятельность средств массовой информации в поддержку усилий, предпринимаемых ООН в Сомали [22].
В соответствии с соглашением, подписанным в Адис-Абебе, главной и решающей задачей ЮНОСОМ-2, подтвержденной Советом Безопасности, было разоружение всех сомалийских фракций и вооруженных групп, которые терроризировали население и препятствовали гуманитарной деятельности. Это обстоятельство привело к враждебным действиям со стороны нескольких сомалийских лидеров, боявшихся вместе с оружием потерять свой авторитет, по отношению к силам ЮНОСОМ. Они не только отказались сложить оружие, но
и прибегли к насильственным действиям, пытаясь воспрепятствовать усилиям ЮНОСОМ-2 по установлению мира и согласия в стране. 5 июня 25 пакистанских военнослужащих были убиты, 10 пропали без вести и 54 получили ранения в результате серии вооруженных нападений на силы ЮНОСОМ-2 в южных предместьях Могадишо, совершенных вооруженными сомалийцами, подконтрольными лидеру Объединенного Сомалийского Конгресса генералу Мохаммеду Фараху Аидиду [23]. Пакистанские военнослужащие одними из первых прибыли в Сомали летом 1992 г. Они принимали активное участие в операции «Возрождение надежды» в рамках ЮНИТАФ и остались в Сомали после передачи полномочий от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ-2. Пакистанские военные занимались поддержанием порядка в одном из секторов Сомалийской столицы. 5 июня 1993 г. в ходе обычного патрулирования они были обстреляны из легкого стрелкового оружия. Следуя тактике ЮНОСОМ-2, они стали преследовать нападавших и попали в заранее подготовленную сомалийцами засаду.
Генеральный секретарь ООН 6 июня строго осудил «чудовищный акт» против миротворцев, которые «выполняли миссию мира, примирения и восстановления» и призвал к «быстрым и жестким действиям» против «виновников этого преступления». Его Специальный представитель подчеркнул, что «погибшие солдаты оказывали помощь наиболее нуждающимся людям в городе». Он также заявил, что «12 военнослужащих помогали разгружать продовольствие на складе и были в это время атакованы трусами, которые прикрывались живым щитом из женщин и детей».
Совет Безопасности, получив доклад Генерального секретаря о случившемся инциденте, 6 июня принял резолюцию № 814. В этой резолюции строго осуждались неспровоцированные вооруженные атаки против военнослужащих из состава сил ЮНОСОМ-2, «которые следует рассматривать как часть продуманных и преднамеренных действий, направленных на срыв соглашения о прекращении огня и воспрепятствование ЮНОСОМ-2 выполнения мандатных полномочий». Члены Совета подтвердили, что в соответствии с резолюцией № 814 Генеральный секретарь имеет право принимать все необходимые меры против лиц, совершающих вооруженные нападения или подстрекающих к таким нападениям, включая арест, содержание под стражей и наказание по судебному решению. Совет Безопасности в очередной раз потребовал, чтобы все сомалийские фракции выполняли в полном объеме свои обязательства относительно политического примирения, прекращения огня и разоружения. Кроме того, резолюция подчеркнула крайнюю важность скорейшего начала процесса разоружения всех вооруженных формирований и нейтрализации радиотрансляционных станций, призывающих к нападению на силы ЮНОСОМ-2 [24].
Сразу же после принятия этой резолюции ЮНОСОМ-2 начал подготовку для ее претворения в жизнь. 12 июня миротворческие подразделения предприняли решительную военную акцию в южной части Могадишо. После серии воздушных и наземных атак силы ЮНОСОМ-2 взяли под свой контроль Радио Могадишо, которое использовалось лидером Сомалийского Национального Альянса, генералом Аидидом как мощное пропагандистское средство, направленное против ООН. Кроме того, было уничтожено много оружия и военного оборудования, находившегося в специально организованных тайниках. Генеральный секретарь поддержал решительные действия миротворцев, назвав их «объективными акциями по восстановлению мира в Могадишо для того, чтобы процессы политического примирения, восстановления и разоружения могли успешно развиваться на всей территории Сомали». Он подчеркнул, что эти действия вполне согласуются с обязательствами, взятыми на себя мировым сообществом, по выполнению программы разоружения, одобренной всеми сомалийскими фракциями 27 марта 1993 г. в Адис-Абебе.
Одновременно с операциями по разоружению силы ЮНОСОМ-2 началось расследование событий, происшедших 5 июня. 17 июня, после того, как стало очевидным участие вооруженных ополченцев, подчиненных генералу Аидиду, в нападении на пакистанских военнослужащих, Специальный представитель Генерального секретаря ООН предложил Аидиду добровольно сдаться и приказать своим сторонникам сложить оружие. Он также приказал Командующему силами ЮНОСОМ-2 арестовать Аидида для более успешного расследования событий 5 июня. Однако нападения на миротворцев продолжались.
17 августа в своем докладе Совету Безопасности Генеральный секретарь подчеркнул, что недальновидная политика лидеров нескольких фракций дестабилизирует ситуацию в стране в целом. Нападение на миротворцев 5 июня и последующие инциденты вынудили их применить вооруженную силу для продолжения эффективного процесса разоружения. Б. Бутрос-Гали снова подчеркнул, что реальное разоружение всех сомалийских фракций и региональных вождей являлось предварительным условием для продолжения миротворческой деятельности ООН в стране. Он также добавил, что в Сомали не будет стабильности до тех пор, пока криминальные элементы не будут арестованы и преданы суду.
Командование американским контингентом миротворцев разработало специальную операцию по поимке генерала Аидида, который считался главным дестабилизирующим фактором в Сомали. 3 октября силами спецназа предпринимается попытка задержания и ареста целой группы руководителей Объединенного Конгресса Сомали во главе с мятежным генералом. Однако эта операция закончилась полным провалом. Цель ее не была достигнута. Кроме того, американцы только по официальным (сильно заниженным) данным потеряли убитыми 19 и ранеными 84 военнослужащих. Потери понесли также малазийский и пакистанский контингенты ООН. Сомалийским повстанцам удалось уничтожить 6 вертолетов и несколько бронетранспортеров.
Вашингтон пристально следил за развитием ситуации в Могадишо. «Как такое могло произойти?» - спросил президент США у своих советников после того, как ему доложили обо всех деталях операции [25]. Он был явно растерян и потребовал провести тщательное расследование случившегося. После демонстрации по телевидению шокирующих кадров издевательства толпы сомалийцев над пленным американским пилотом американская общественность также задалась вопросом: каким образом «гуманитарная» миссия могла превратиться в смертельную битву между сомалийским народом и теми, кто был призван спасти его. Цена жизней американских солдат оказалась выше той цены, которую американское общество согласилось заплатить за отстаивание жизненно важных национальных интересов в этой далекой и страшной стране. Реакция
Америки была быстрой и жесткой. Многие конгрессмены потребовали от президента немедленно вывести все американские войска из Сомали и отправить в отставку Государственного секретаря и министра обороны [26].
В ответ на широкую общественно-политическую кампанию, развернувшуюся в течение нескольких дней после событий 3 октября 1993 г. в Могадишо, президент Клинтон определил дату окончательного вывода американских войск из Сомали. Несмотря на возражения официальных представителей ООН, он отдал приказ прекратить операцию по поимке генерала Аидида, отправил поредевший батальон рейнджеров домой и приказал всем наземным американским войскам покинуть территорию Сомали не позднее 31 марта 1994 г. [27]. После ухода американцев другие страны стали также готовиться к выводу своих подразделений, что сделало невозможным дальнейшее осуществление миротворческой операции ООН ЮНОСОМ-2. После потери контроля над столицей страны в условиях нарастающего хаоса и интенсификации вооруженных столкновений ООН приняла решение завершить свою миссию 31 марта 1995 г.
Итак, одна из первых крупных миротворческих операций ООН постбипо-лярной эпохи завершилась в середине 1990-х годов. Расходы на ее проведение составили 1643485500 долларов. В операции приняли участие около 28 тысяч военнослужащих США, Великобритании, Пакистана, Малайзии, Зимбабве и некоторых других стран-членов Организации Объединенных Наций. Число погибших в ней составило 147 человек, из них 143 военнослужащих, 3 человека из числа гражданского персонала ООН и 1 человек из числа привлеченных к миротворческой операции сомалийских граждан.
Главным достижением этой операции функционеры ООН считают содействие прекращению боевых действий, которые действительно были прекращены сначала в Могадишо, а затем и в других регионах страны. В заслугу миротворцам следует также поставить проведение двух крупных конференций, которые имели далеко идущие позитивные последствия. Имеются в виду Первая Конференция по национальному примирению, состоявшаяся в марте 1993 г. и завершившаяся подписанием Соглашения в Адис-Абебе, а также консультационная встреча представителей всех сомалийских фракций в Найроби в марте 1994 г.
Представители ООН отмечают также большие успехи миротворческой операции в гуманитарной области. Благодаря массированным поставкам продовольствия, одежды и медикаментов были спасены жизни 250 тысяч сомалийцев. Причем следует подчеркнуть, что гуманитарная деятельность ООН продолжалась в стране и после вывода миротворческих подразделений.
Однако объективный анализ миротворческой операции в Сомали позволяет отметить целый ряд существенных неудач, которые ставят под сомнение радужные выводы Организации Объединенных Наций. Прежде всего необходимо отметить, что силовая составляющая этой операции полностью провалилась. Тысячи хорошо вооруженных и экипированных военнослужащих оказались бессильными перед партизанскими действиями десятков тысяч сомалийцев. Трагедия 3 октября 1993 г. и гибель десятков американских военнослужащих стали поворотным пунктом в практике проведения миротворческих операций. США под давлением общественного мнения были вынуждены вывести свои
подразделения из Сомали, что послужило сигналом для вывода контингентов других стран. Сам этот факт уже говорит о неудаче.
Еще одно свидетельство неудачи ООН в Сомали. Гражданская война в этой стране продолжалась до конца 20 века и по наследству перешла в 21 век. Только в январе 2004 г. было подписано общее мирное соглашение, которое подвело черту под многолетней вооруженной борьбой и заложило основы для формирования переходного правительства, в состав которого должны войти представители всех военно-политических группировок. 7 декабря 2004 г. премьер-министр Сомали А.М. Геди завершил его формирование. Таким образом, был сделан важный шаг в трудном процессе перехода сомалийского общества от войны к миру.