Эраст"
Медиумы-пневматографы - те, которые получают непосредственное писание. Феномен весьма редкий и которому легко могут подражать фокусники (§177).
Примечание. Духи потребовали, чтобы мы поместили непосредственное писание в числе физических явлений на следующем основании: "Разумные явления - те, для произведения которых дух пользуется мозговым аппаратом медиума, чего не бывает при непосредственном писании. Здесь действие медиума чисто матерьяльное, между тем как у пишущего медиума, даже совершенно механического, мозг всегда играет деятельную роль."
Медиумы-целители - те, которые могут излечивать или облегчать болезни посредством возложения рук или молитвы.
"Эта способность не есть собственно медиумическая. Она принадлежит всем истинно верующим, будут ли они медиумы или нет. Часто она бывает следствием магнетической силы, подкреплённой, в случае надобности, содействием добрых духов." (§177).
Медиумы возбуждающие. Это особы, которые посредством своего влияния могут развивать у других способность писать.
"Это скорее действие магнетическое, чем собственно медиумическое, потому что здесь ничто не доказывает вмешательства духов. Во всяком случае, этот феномен принадлежит к разряду физических явлений." (См. главу "Образование медиумов").
§190. Медиумы, способные производить разумные явления.
Различные способности.
Медиумы слышащие - те, которые слышат духов. Довольно обыкновенны.
"Есть много таких, которые воображают. что слышат то, чего вовсе нет."
Медиумы говорящие - те, которые говорят под влиянием духов. Довольно обыкновенны. (§166).
Медиумы видящие - те, которые видят духов в бодрствующем состоянии. Явления духов случайные, непредвиденные, повторяются довольно часто. Но видеть духов вообще и произвольно - это способность исключительная. (§167).
"Этой способности мешает наличествующее состояние органов. Поэтому не всегда нужно верить на слово особам, говорящим, что они видят духов."
Медиумы вдохновенные - те, которым мысли внушаются духами, большей частью без их ведома, будут ли они относиться к обыкновенным поступкам жизни или к великим произведениям ума. (§182).
Медиумы предчувствующие. Это особы, которые, при некоторых обстоятельствах, имеют смутное сознание будущего, касающегося обыкновенной жизни. (§184).
Медиумы-прорицатели - видоизменение медиумов вдохновенных или предчувствующих. Они получают с позволения Божьего и с большей точностью, чем медиумы предчувствующие, откровения будущего, относящиеся к общему интересу, которые они обязаны сообщить людям для их назидания.
Если есть истинные пророки, то есть ещё больше пророков мнимых, принимающих бред своего воображения за откровения, если только это не плуты, выдающие себя за пророков из честолюбия. (См. "Книгу Духов", N 624, Характер истинных пророков).
Медиумы-сомнамбулы - те, которые в состоянии сомнамбулизма бывают вспомоществуемы духами. (§172).
Медиумы-экстатики, те, которые в состоянии экстаза получают откровения духов.
"Многие экстатики бывают обмануты собственным воображением и низшими духами, пользующимися их экзальтацией. Экстатики, заслуживающие полного доверия, весьма редки."
Медиумы-живописцы и рисующие - те, которые пишут масляными красками или рисуют под влиянием духов. Мы говорим о таких, которые получают серьёзные вещи, потому что нельзя дать этого названия тем медиумам, которые под влиянием духов-насмешников рисуют вещи грубые, недостойные последнего ученика.
Лёгкие духи любят подражать. В то время, когда появились замечательные рисунки Юпитера,2 возникло множество мнимых медиумов рисующих, которых духи-насмешники заставляли делать вещи самые нелепые. Один из них, между прочим, желая затмить рисунки Юпитера если не качеством, то хоть размером, заставил медиума нарисовать памятник, занимающий такое число листов бумаги, что высота его должна была равняться высоте двухэтажного дома. Другие заставляли рисовать портреты, имевшие вид совершенных карикатур ("Revue Spirite", август 1858г.).
Медиумы-музыканты - те, которые исполняют, сочиняют или пишут музыкальные пьесы под влиянием духов. Есть музыкальные медиумы механические, полумеханические, сознательные и вдохновенные, как и медиумы пишущие. (См. медиумы для музыкальных явлений).
Видоизменения медиумов пишущих
§191. 1) Способы действий.
Медиумы пишущие, или психографы, - те, которые имеют способы писать сами под влиянием духов.
Медиумы пишущие механические - те, рука которых получает невольное движение и которые не сознают вовсе того, что пишут. Весьма редки (§179).
Медиумы полумеханические - те, рука которых движется невольно. Но они сознают слова и фразы по мере того, как пишут. Самые обыкновенные (§181).
Медиумы сознательные, т.е., с которыми духи сообщаются посредством мысли, причём рука приводится в движение их собственной волей. Они отличаются от медиумов вдохновенных тем, что эти последние не имеют надобности писать, между тем как медиум сознательный пишет мысль, внушённую ему внезапно относительно определённого предмета. (§180). "Они очень обыкновенны, но зато весьма подвержены заблуждению, потому что часто не могут отличить того, что происходит от духов, от того, что составляет плод их собственных мыслей."
Медиумы-полиграфы - те, почерк которых изменяется сообразно характеру сообщающегося духа или которые способны воспроизводить тот почерк, каким дух писал во время своей телесной жизни. Первые весьма обыкновенны. Вторые же, получающие тождественный почерк, встречаются гораздо реже (§219).
Медиумы-полиглоты - те, которые имеют способность говорить или писать на языках, неизвестных им. Весьма редки.
Медиумы неграмотные - те, которые пишут как медиумы, не умея в нормальном состоянии ни читать, ни писать.
"Встречаются реже предыдущих. Здесь труднее преодолевать матерьяльное препятствие."
§192. 2) Степени развития способности.
Медиумы начинающие - те, способности которых не вполне развились и которые не имеют ещё необходимой опытности.
Медиумы недостаточные - те, которые получают ответы только незначительные, односложные, черты или буквы, без всякой последовательности. (См. главу "Образование медиумов").
Медиумы готовые, или сформированные, - те, способности которых вполне развились и которые получают сообщения легко, скоро, без затруднения. Понятно, что этого результата можно достигнуть только навыком. У медиумов начинающих сообщения получаются медленно и с трудом.
Медиумы лаконические - те, сообщения которых хотя получаются легко, но бывают кратки и без развития мыслей.
Медиумы точные. Сообщения, получаемые ими, отличаются полнотой и ясностью, каких можно ожидать от искусного писателя.
"Эта способность зависит от выделения токов и лёгкости, с какой они соединяются с токами духа; духи предпочитают этих медиумов, когда нужно говорить о предмете, требующем хорошего и пространного изложения."
Медиумы опытные. Лёгкость сообщения есть дело навыка, который приобретается часто в короткое время, между тем как опытность - это результат серьёзного изучения затруднений, встречающихся в практике Спиритизма. Опытность даёт медиуму возможность оценять свойства проявляющихся духов, судить об их хороших или дурных качествах, узнавать обманы низших духов, скрывающиеся под наружным видом истины.
"Легко понять всю важность этого качества, без которого все другие не могут быть действительно полезны. Часто зло состоит в том, что многие медиумы смешивают опытность, плод изучения, со способностью, следствием организации. Они пренебрегают советами и делаются добычей духов-обманщиков и лицемеров, которые овладевают ими, льстя их гордости." (См. дальше главу об одержании).
Медиумы гибкие - те, которые способны получать различного рода сообщения и через которых все духи или почти все могут проявляться самопроизвольно или вследствие вызова.3
"Это видоизменение медиумов приближается к медиумам чувствующим."
Медиумы исключительные - те, через которых известный дух проявляется преимущественно и даже исключительно и отвечает за других духов, вызываемых через посредство такого медиума.
"Это всегда зависит от недостатка гибкости медиумизма; если это добрый дух, то он может привязаться к медиуму вследствие симпатии и с похвальной целью; если же злой, то он всегда имеет в виду подчинить себе медиума. Это скорее недостаток, чем достоинство, состояние, близкое к одержанию." (См. гл. об одержании).
Медиумы-вызыватели. Медиумы гибкие более других способны к этого рода сообщениям и к подробным вопросам, которые можно предлагать духам. В этом отношении есть медиумы совершенно специальные.
"Их ответы почти всегда бывают заключены в тесные рамки, что несовместимо с развитием общих предметов."
Медиумы для самопроизвольных сообщений. Они получают преимущественно самопроизвольные сообщения духов, являющихся без призыва. Когда эта способность специальна у медиума, тогда бывает трудно и иногда даже невозможно сделать через него вызов.
"Между тем они наделены лучшим орудием, чем медиумы предыдущего видоизменения. Помните, что под орудием разумеются здесь мозговые материалы, потому что для сообщений самопроизвольных требуется часто, и скажу даже всегда, больше ума, чем для вызываний. Здесь под именем самопроизвольных сообщений нужно понимать сообщения, заслуживающие действительно это название, а не пустые мысли или неполные фразы, которые можно встретить на каждом шагу."
§193. 3) Род и специальность сообщений.
Медиумы-стихотворцы. Они получают легче, чем другие медиумы, сообщения в стихах. Довольно обыкновенны в отношении дурных стихов и очень редки в отношении хороших.
Медиумы поэтические. Сообщения, получаемые ими, не рифмованы и имеют в себе что-то туманное, сентиментальное. В них нет ничего резкого. Медиумы эти более других годны для выражения нежных чувств и симпатий. Всё у них отвлечённо, и бесполезно требовать от них чего-нибудь точного.
Медиумы положительные. Их сообщения имеют характер определённости и точности, что даёт им возможность излагать подробности и сообщать точные сведения. Довольно редки.
Медиумы литературные. Они не имеют ни отвлечённости медиумов поэтических, ни точности медиумов положительных, но рассуждения их прекрасны, слог их правилен, изящен и часто они бывают замечательно красноречивы.
Медиумы неправильные. Они не могут получать вещей очень хороших, мыслей безукоризненно нравственных. Язык их многословен, неправилен, наполнен повторениями и терминами, употреблёнными некстати.
"Матерьяльная неправильность слога зависит большей частью от недостатка умственного образования медиума, который в этом отношении не может быть хорошим орудием для духа. Но дух мало обращает внимания на это. Для него мысль есть главное, и потому он предоставляет вам давать ей приличную форму. Относительно же мыслей ложных, непоследовательных - совсем другое. Они всегда бывают указанием низкой степени развития проявляющегося духа."
Медиумы исторические, те, которые имеют специальную способность получать исторические сообщения. Эта способность, как и все другие, независима от познаний медиума, потому что есть люди без образования и даже дети, трактующие о предметах, которые превышают их сведения. Редкое видоизменение медиумов положительных.
Медиумы для учёных сообщений. Мы не говорим медиумы-учёные, потому что они могут быть весьма несведущи, но несмотря на это, они способны получать сообщения, относящиеся к наукам.
Медиумы для медицинских сообщений. Их специальность состоит в том, что они легче передают медицинские предписания духов. Не нужно смешивать их с медиумами-целителями, потому что они передают только мысли духа и сами по себе не имеют никакого влияния. Довольно обыкновенны.
Медиумы религиозные. Они получают сообщения преимущественно религиозного характера или касающиеся религиозных вопросов, независимо от их верований и их привычек.
Медиумы-философы и моралисты. Их сообщения имеют вообще предметом вопросы морали и высокой философии. Весьма обыкновенны относительно морали.
"Все эти оттенки суть видоизменения способностей хороших медиумов. Что же касается до тех, которые имеют специальную способность относительно известного рода сообщений учёных, исторических, медицинских и прочих, превышающих их настоящие понятия, то будьте уверены, что они обладали этими познаниями в другом существовании и что они остались у них в состоянии бездейственном; они составляют часть умственных материалов, необходимых для проявляющегося духа. Это элементы, облегчающие ему путь для сообщения его собственных мыслей, потому что эти особы для него орудия более разумные и более годные, чем другие.
Эраст"
Медиумы для сообщений пошлых и сквернословных. Эти слова обозначают род сообщений, получаемых некоторыми медиумами, и натуру духов, которые диктуют их. Кто изучил мир духов на всех ступенях его иерархической лестницы, тот знает, что есть между ними такие, которые нравственным состоянием равняются людям самым развратным и которые находят удовольствие высказывать мысли свои в выражениях самых грубых. Другие, стоящие менее низко, довольствуются пошлыми выражениями. Понятно, что эти медиумы должны желать избавиться от подобных духов и завидовать тем, в сообщениях которых не встречается ни одного грубого слова. Нужно не иметь вовсе здравого смысла, чтобы думать, будто подобный язык может быть делом добрых духов.
194. 4) Физические качества медиумов.
Медиумы спокойные. Они пишут всегда несколько медленно и не испытывают ни малейшего волнения.
Медиумы быстрые - те, которые пишут с большей скоростью, чем они могут писать в нормальном состоянии. Духи сообщаются с ними с быстротой молнии. Они имеют, можно сказать, избыток тока, который позволяет им мгновенно сообщаться с духами. Это качество представляет иногда невыгоду: быстрота писания делает его весьма неразборчивым для всякого, кроме самого медиума.
"Оно даже весьма утомительно, потому что при этом растрачивается слишком много тока без всякой пользы."
Медиумы конвульсивные. Они находятся в состоянии почти лихорадочном. Их рука, а иногда всё тело приходят в судорожное волнение, которого они не в силах удержать. Первоначальная причина заключается, без сомнения, в организации их, но она зависит также от натуры духов, сообщающихся с ними. Духи добрые и благосклонные всегда производят спокойное и приятное впечатление. Злые же, напротив, производят впечатление тягостное.
"Эти медиумы должны редко пользоваться своей медиумической способностью; слишком частое упражнение её может повредить нервной системе." (См. в главе о тождестве и самоличности отличие добрых духов от злых).
§195. 5) Моральные качества медиумов. Мы упоминаем о них только вкратце для того, чтобы дополнить таблицу медиумов, потому что о них подробно будет говориться дальше, в особых главах: о нравственном влиянии медиумов, об одержании, о самоличности духов и в других, на которые мы советуем обратить внимание. Там увидят, что качество и недостатки медиумов могут иметь влияние на верность сообщений и каких именно медиумов можно считать медиумами несовершенными, а каких - медиумами хорошими.
§196. Медиумы несовершенные.
Медиумы одержимые - те, которые не могут, освободиться от духов докучливых и обманщиков, но не подчиняются обману.
Медиумы ослеплённые - те, которых обманывают низшие духи и которые не сознают недостатков в получаемых ими сообщениях.
Медиумы порабощённые - те, которые испытывают нравственное, а иногда и матерьяльное порабощение со стороны злых духов.
Медиумы легкомысленные - те, которые не смотрят с серьёзной точки зрения на свою способность и пользуются ею как забавою только для удовлетворения пустого любопытства.
Медиумы равнодушные - те, которые не извлекают никакой нравственной пользы из получаемых ими наставлений и не изменяют ни в чём своё поведение и свои привычки.
Медиумы самонадеянные - те, которые воображают, что они одни только сообщаются с Высшими Духами. Они верят в свою непогрешимость и считают недостойным внимания и ошибочным всё, что получается не через них.
Медиумы гордые - те, которые гордятся получаемыми сообщениями. Они думают, что им уже ничего не остаётся изучать в Спиритизме, и не принимают на свой счёт уроков, которые часто дают им духи. Они не довольствуются теми способностями, какие имеют. Они хотят иметь их все.
Медиумы обидчивые. Это видоизменение медиумов гордых. Они оскорбляются, когда сообщения их делаются предметом критики, недовольны малейшим противоречием, и если показывают получаемое ими, то с целью возбудить удивление, а не для того, чтобы спросить мнение других. Вообще они не любят тех, которые не восхищаются их сообщениями, и удаляются от собраний, в которых не могут господствовать.
"Пусть они удаляются себе и ищут слушателей более благосклонных или же остаются в уединении. Общество, лишённое их присутствия, не много на том теряет.
Эраст"
Медиумы корыстолюбивые - те, которые извлекают матерьяльную выгоду из своей способности.
Медиумы честолюбивые - те, которые, не имея в виду денежного интереса, надеются извлечь из своей способности какие-нибудь выгоды.
Медиумы недобросовестные - те, которые, имея действительные способности, стараются подражать тем способностям, которых не имеют, чтобы придать себе больше важности. Нельзя назвать медиумами особ, не имеющих никакой медиумической способности и производящих явления с помощью фокусов.
Медиумы-эгоисты - те, которые употребляют способность свою только для личной пользы и сохраняют лишь для себя полученные ими сообщения.
Медиумы завистливые - те, которые с завистью смотрят на других медиумов, коих больше ценят и которые выше их.
В противоположность всем этим дурным качествам медиумов встречаются хорошие.
§197. Медиумы хорошие.
Медиумы серьёзные - те, которые пользуются своей способностью только для добра и для вещей истинно полезных. Они считали бы святотатством употребить её для удовлетворения людей любопытных или равнодушных или для разрешения пустых вопросов.
Медиумы скромные - те, которые не вменяют себе в заслугу получаемые ими сообщения, как бы они ни были хороши. Они смотрят на себя как на посторонних в этом деле и не считают себя безопасными от обманов. Вместо того, чтобы избегать бескорыстного мнения других, они сами стараются узнавать его.
Медиумы преданные - те, которые понимают, что истинный медиум имеет миссию, возложенную на него, и должен, если это необходимо, жертвовать своими склонностями, привычками, удовольствиями, временем и даже своими матерьяльными интересами для блага других.
Медиумы достоверные - те, которые, кроме лёгкости действия, заслуживают доверия своим характером и возвышенной натурой духов, сообщающихся с ними, и которые менее других подвержены обманам. Мы увидим дальше, что эта достоверность не зависит вовсе от более или менее почтенных имён, принимаемых духами.
"Нет сомнения, - вы сами можете это почувствовать, - что, разбирая таким образом качества и недостатки медиумов, можно возбудить противоречие и даже неудовольствие у некоторых из них. Но что же делать? Число медиумов увеличивается с каждым днём, и тот из них, который принял бы рассуждения эти в дурную сторону, доказал бы только, что он плохой медиум, т.е. что с ним сообщаются злые духи. Впрочем, как я сказал, всё это пройдёт, и дурные медиумы, употребляющие во зло свою способность, испытают грустные последствия, как это и случилось уже с некоторыми. Они узнают, в ущерб себе, что значит обращать в пользу земных страстей своих дар, который дан им Богом для их нравственного усовершенствования. Если вы не можете обратить их на путь истины, то жалейте о них, потому что, я могу сказать смело: они отвержены Богом.
Эраст"
"Эта классификация чрезвычайно важна не только для медиумов искренних, которые желают чистосердечно, читая её, избежать камней преткновения, но даже и для всех тех, которые обращаются к медиумам, потому что она указывает им, чего они могут ожидать от них. Классификация эта должна была бы находиться пред глазами каждого занимающегося явлениями точно так же, как и иерархия духов,4которой она служит дополнением. Эти две классификации заключают в себе все основания и будут содействовать больше, чем вы думаете, восстановлению Спиритизма в его настоящем положении.
Сократ"
§198. Все эти видоизменения медиумов представляют бесчисленные степени, некоторые из них составляют, собственно говоря, только оттенки, но не менее того зависящие от специальных способностей. Понятно, что случается редко, чтобы способность медиума строго ограничивалось одной специальностью. Один и тот же медиум может, без сомнения, иметь несколько специальностей, но всегда есть одна господствующая, и её-то нужно стараться обрабатывать, если она полезна. Весьма заблуждаются медиумы, заботящиеся о развитии способности, которой не имеют. Нужно обрабатывать все те, зародыши которых заметны в нас. Но гоняться за другими - это значит, во-первых, терять время, во-вторых, ослаблять, а может быть, и терять те, которые есть в действительности.
"Когда начало, зародыш способности существует, то она проявляется всегда несомненными признаками. Ограничиваясь своей специальностью, медиум может достигнуть многого и получать великие и прекрасные вещи. Занимаясь же всем, он не получит ничего хорошего. Заметьте мимоходом, что желание распространять до бесконечности круг своих способностей есть притязание гордыни, которую духи не оставляют безнаказанной. Добрые духи всегда оставляют тщеславных, и те делаются, таким образом, жертвой духов-обманщиков. К несчастью, встречаются нередко медиумы, не довольствующиеся полученными дарами и жаждущие, из самолюбия или тщеславия, приобрести способности исключительные, могущие сделать их заметными. Это притязание лишает их качества самого драгоценного: качества медиумов достоверных.
Сократ"
§199. Изучение специальности медиумов необходимо не только для них самих, но и для вызывателя. Смотря по натуре духа, которого намерены вызвать, и по вопросам, какие желаем предложить ему, следует избирать медиума более способного для этого. Отнестись к первому попавшемуся - значит подвергать себя неприятности получить ответы неполные или ошибочные. Возьмём пример из обыкновенных дел. Не доверять редакцию или даже простую копию первому встречному потому только, что он умеет писать. Музыкант желает, чтобы исполнили сочинённую им для пения пьесу. Он имеет в своём распоряжении несколько искусных певцов. Однако он не возьмёт из них того, кто подвернётся первым. Он выберет исполнителем того, голос которого, выражение - словом, все качества лучше согласуются с характером его пьесы. Духи делают то же в отношении медиумов, и мы должны поступать так, как духи. Здесь нужно заметить ещё, что оттенки, которые представляет медиумизм и к которым можно было бы прибавить ещё другие, не всегда соответствуют характеру медиума. Так, например, медиум, от природы весёлый и игривый, может постоянно получать сообщения важные, даже строгие. Это ещё одно из доказательств, что он действует по побуждению постороннего влияния. Мы возвратимся к этому предмету в главе, которая говорит о нравственном влиянии медиума.
1 Первая материализация полной человеческой фигуры в Европе была получена в 1873 г. медиумом Флоренсою Кук, у которой явилась знаменитая Кэтти Кинг, между тем Кардек писал о медиумах для материализаций в 1859 г. Отсюда понятна неполнота его сообщений и осторожность в предположениях. И всё-таки достойно внимания то обстоятельство, что он уже положительно говорит о духах не только видимых, но и осязаемых участниками сеанса. Это и есть полная материализация. (Асгарта)
2 Викторьен Сарду, знаменитый драматург, будучи начинающим писателем, приобрёл известность как превосходный медиум. Через него проявился Бернар Палисси, изобретатель фарфорового производства. Сарду был медиумом-рисовальщиком, хотя не умел ни рисовать, ни гравировать. Палисси среди целого ряда нежных воздушных рисунков набросал дом Моцарта на Юпитере. Сарду в течение 9 часов, действуя как медиум, сделал на меди превосходный офорт, передающий эти рисунки. Замечательно, что он никогда не делал раньше офортов. Прекрасно дух описывает жизнь на Юпитере. По словам Палисси, все люди там светлы и эфирны. Они обладают способностью скорее духов, чем людей. Взгляд заменяет им фразу. Их день длится 5 ч., ночь тоже 5 ч. Они летают силой своей воли. Их пища нежна, как и их флюидические тела. Они никогда не едят мяса животных, которые их слушают и любят. Жизнь на Юпитере прекрасна, но есть планеты, где жить ещё лучше. Главный город на Юпитере - Юлиус. Он подробно и картинно описан Бернаром Палисси. (Асгарта)
3 Это драгоценное качество для инкарнационных медиумов. Инкарнация, или, точнее, инкорпорация, - кратковременное одержание, ещё мало изучена в Европе, между тем как это один из удивительных оккультных феноменов. (Асгарта)
4 Иерархия духов помещена в "Книге Духов" ("Le Livre des Esprits"). Эта книга явилась в русском переводе под заглавием "Спиритуалистическая философия. Книга о духах. Издание Г.П.О'Рурк. С.-Петербург, 1889 г. Тип. Балашова. В настоящее время этого издания не существует в продаже. (Асгарта)
Глава Семнадцатая
ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИУМОВ
Развитие медиумизма - Перемена почерка - Потеря и временное прекращение медиумической способности
Развитие медиумизма
§200. Мы займёмся здесь особенно медиумами пишущими, потому что этот род медиумизма более распространён и вместе с тем представляет самый простой и самый удобный способ сообщений, дающий результаты самые удовлетворительные и полные. Его-то преимущественно все желают приобрести. К несчастью, мы до сих пор ещё не имеем никакого признака, который мог бы указать хотя приблизительно, что обладают этой способностью. Физические признаки, в которых некоторые видели указание, не представляют ничего верного. Её встречают в детях и стариках, в мужчинах и женщинах, какого бы ни были они темперамента, здоровья, умственного и нравственного развития. Единственное средство удостовериться в её существовании - это пробовать.
Можно получить писание, как мы видели, посредством корзинки и дощечки или прямо, взяв карандаш в руку. Так как этот последний способ самый лёгкий и, можно сказать, единственный, употребляемый теперь, то мы советуем заниматься преимущественно им. Способ производства его самый простой: он состоит единственно в том, чтобы взять карандаш и бумагу и сесть в положение, какое обыкновенно принимают, желая писать, без всяких других приготовлений. Но для успеха некоторые советы необходимы.
§201. Как матерьяльное условие мы советуем избегать всего, что может мешать свободному движению руки. Лучше даже, чтобы она вовсе не лежала на бумаге. Остриё карандаша должно упираться на бумагу достаточно, чтобы чертить, но не в такой степени, чтобы представлять сопротивление. Все эти предосторожности делаются бесполезными, коль скоро начали уже писать плавно, потому что тогда никакое препятствие не может помешать движению руки. Они необходимы только для начинающего.
§202. Можно употреблять для этого как перо, так и карандаш. Некоторые медиумы предпочитают перо, но оно может быть годно только для медиумов сформированных, которые пишут уже свободно. Некоторые из них пишут с такой быстротой, что употребление пера было бы почти невозможно или, по крайней мере, весьма неудобно. То же самое можно сказать, когда писание бывает порывистое и неправильное или когда имеют дело с низшими духами, которые нередко ударяют концом пера и ломают его, прорывая бумагу.
§203. Каждый начинающий медиум имеет естественное желание беседовать с духами любимых им особ, но он должен умерять своё нетерпение, потому что сообщение с определённым духом представляет часто матерьяльные затруднения, делающие его невозможным для начинающего. Чтобы дух мог сообщаться, между ним и медиумом должно существовать известное соотношение токов, которое не всегда устанавливается скоро. Только по мере того, как способность развивается, медиум мало-помалу получает возможность входить в сношения с первым встречным духом. Следовательно, может случится, что тот дух, с которым желают сообщаться, не находится в благоприятных для этого обстоятельствах, несмотря на своё присутствие, и может случиться также, что он не имеет ни возможности, ни позволения явиться на наш призыв. Поэтому в начале медиумических занятий не надо настаивать на вызове определённого духа, потому что часто случается, что соотношение токов может быть восстановлено с другими духами легче, чем с ним, какую бы ни имели к нему симпатию. Итак, прежде чем думать о том, чтобы получить сообщения известного духа, нужно заботиться о развитии способности, а для этого надо делать общий вызов и обращаться в особенности к своему ангелу-хранителю.
Здесь нет никаких таинственных формул. Того, кто вздумал бы предлагать их, можно смело считать шарлатаном, потому что для духов форма ничего не значит. Но во всяком случае вызов должен делаться во имя Бога. Его можно делать в следующих выражениях или в других, соответствующих им:
"Я прошу Всемогущего Господа дозволить доброму духу сообщиться со мною и заставить меня писать. Я прошу также моего ангела-хранителя не лишать меня своей помощи и удалить от меня злых духов."
Тогда нужно ожидать, пока дух проявится, заставляя руку написать что-нибудь. Может случиться, что это будет тот дух, которого желают, но может быть также, что проявится дух неизвестный или ангел-хранитель.
Во всяком случае, дух обыкновенно открывает это, подписав своё имя. Но тогда возникает вопрос о самоличности духа. Это один из тех вопросов, которые требуют большой опытности, потому что мало начинающих медиумов, которые не подвергались бы обманам. Мы будем говорить об этом в особой главе.
Когда желают вызвать определённого духа, то вначале следует обращаться к тем только, доброта и симпатия которых известны и которые могут иметь причину явиться, как, например, родные или друзья.
Необходимо, чтобы первые вопросы были предложены так, чтобы ответы могли быть просто "да" или "нет", как, например:
- Здесь ли ты? Желаешь ли отвечать мне? Можешь ли заставить меня писать?
Позже эта предосторожность делается бесполезной. Вначале нужно только установить отношения. Самое главное, чтобы вопросы не были пустые, чтобы они не касались частных интересов, и в особенности, чтобы они выражали чувство расположения и симпатии к духу, к которому обращаются. (См. дальше главу о вызываниях).
§204. Есть ещё одно обстоятельство, которое важнее самого способа вызывания, - это спокойствие и сосредоточение мыслей, соединённые с желанием и твёрдой волей. Под словом "воля" мы разумеем не ту мгновенную волю, которая действует порывами, будучи поминутно прерываема другими мыслями, но волю серьёзную, постоянную, не сопровождаемую нетерпением или порывистым желанием.1Сосредоточению мыслей помогают уединение, тишина и удаление всего, что может отвлекать. После всего этого остаётся только возобновлять ежедневно свои попытки в продолжение десяти или, самое большее, пятнадцати минут каждый раз и продолжать их в течение 15 дней, месяца, двух месяцев и более, если это нужно. Мы знаем медиумов, которые сформировались только по прошествии шести месяцев упражнений, между тем как другие пишут плавно с первого раза.
§205. Чтобы избежать бесполезных попыток, можно спросить, будет ли успех, через другого медиума у духа серьёзного и развитого. Но замечательно то, что когда спрашивают духов, медиум ли такой-то или нет, они почти всегда отвечают утвердительно, что не мешает попыткам часто быть бесплодными.
На этот неопределённый вопрос: "медиум ли я?" дух может ответить: "да". На другой же, более определённый: "медиум ли пишущий?" он может ответить: "нет". Нужно принимать во внимание также натуру духа, которого спрашивают. Некоторые из духов столь легкомысленны и столь невежественны, что отвечают что попало, как настоящие ветреники. Вот почему мы советуем обращаться к духам просвещённым, которые вообще отвечают охотно на эти вопросы и указывают лучший способ действия, если есть возможность достигнуть успеха.
§206. Средство, которое очень часто удаётся, состоит в том, что употребляют для временной помощи хорошего пишущего медиума, уже сформировавшегося. Если он положит свою руку или пальцы на руку того, кто должен писать, то редко случается, чтобы тот не начал писать сейчас же.
Понятно, что происходит при этих обстоятельствах. Рука, держащая карандаш, делается в некотором роде продолжением руки медиума, как это бывает с корзинкой или дощечкой. Но это не мешает упражнению этому быть весьма полезным, если можно его употребить, потому что, часто и аккуратно повторяемое, оно помогает превозмочь матерьяльное препятствие и содействует развитию способности.
Иногда помогает ещё сильное магнетизирование руки и кисти того, кто хочет писать. Часто магнетизёр ограничивается тем, что кладёт руку свою на плечо пишущему, и мы видели, как под этим влиянием быстро начинают писать. То же самое может произойти без всякого прикосновения одним лишь содействием воли. Можно понять без труда, что уверенность магнетизёра в своей силе достигнуть этого результата играет здесь важную роль и что неверующий магнетизёр произвёл бы мало действия или вовсе не произвёл бы его.
Содействие опытного руководителя, кроме того, весьма полезно в том отношении, что он может указать начинающему медиуму множество мелких предосторожностей, которыми очень часто пренебрегают во вред быстроте успехов, и объяснить ему, в каком роде должны быть первые вопросы и каким образом предлагать их. Его роль есть роль профессора, без которого обходятся легко, как скоро сами приобретают известное искусство.
§207. Другое средство, которое может сильно содействовать развитию способности, состоит в том, чтобы соединить несколько особ, одушевлённых одинаковым желанием и общим намерением. При этом все они в совершенном молчании и с религиозным сосредоточением мыслей должны вместе пробовать писать, каждый делая воззвание к своему ангелу-хранителю или какому-нибудь симпатизирующему духу. Один из них может также делать без особенного назначения и за всех участвующих общее воззвание к добрым духам, говоря, например: "Во имя Всемогущего мы просим добрых духов сообщиться с нами через присутствующих здесь особ."
Редко случается, чтобы в числе участвующих не было человека, который не обнаружил бы признаков медиумизма или даже не писал бы бегло по прошествии короткого времени. Легко понять, что происходит при этих обстоятельствах. Лица, соединённые общим намерением, составляют одно собирательное целое, сила и чувствительность которого усиливаются некоторого рода магнетическим влиянием, помогающим развитию способности. Между духами, привлечёнными этим содействием воли, есть такие, которые найдут в числе присутствующих годное для себя орудие и воспользуются им.
Это средство должно быть употребляемо в особенности в спиритических кружках, не имеющих медиумов или имеющих недостаточное число их.
§208. Отыскивали способы для образования медиумов, как искали признаков их, но до сих пор мы не знаем ни одного более действительного тех, на которые мы уже указали. Будучи убеждены в том, что препятствие к развитию способности есть препятствие совершенно матерьяльное, некоторые особы предполагают, что можно победить его с помощью известного рода гимнастических упражнений рук и головы. Мы не будем описывать этот способ, дошедший до нас из-за Атлантического океана, и не только потому, что мы не имеем никакого доказательства в его действенности, но ещё более вследствие нашего убеждения, что он может представлять опасность для особ нежного сложения потрясением нервной системы. Если зачатки способности не существуют, то ничто не может дать их, не исключая и электричества, которое без всякого успеха было употребляемо с этой же целью.
§209. Вера у начинающего медиума не представляет непременного условия. Она, без сомнения, помогает усилиям, но она не необходима: чистота намерения, желание и добрая воля достаточны. Встречались особы совершенно неверующие, которые были чрезвычайно удивлены, видя себя пишущими независимо от своей воли, тогда как искренно верующие не могли достигнуть этого. Это доказывает, что медиумическая способность зависит от органического предрасположения.
§210. Первый признак расположения к писанию есть некоторого рода содрогание в руке и в кисти. Мало-помалу рука начинает чувствовать побуждение к движению, которому она не может противиться. Часто она чертит сперва одни линии безо всякого значения. Потом образуются всё яснее и яснее буквы, и наконец уже приобретается быстрота обыкновенного писания. Во всяком случае, надо предоставить руку её естественному движению и остерегаться произвольного сопротивления или побуждения.
Некоторые медиумы пишут бегло и легко с самого начала, иногда даже с первого сеанса, что, впрочем, бывает довольно редко. Другие же делают долгое время черты и как бы каллиграфические упражнения. Духи говорят, что это необходимо для того, чтобы развязать руку. Если эти упражнения продолжаются слишком долго и переходят в уродливые знаки, то нет сомнения, что дух забавляется, потому что добрые духи никогда не заставляют делать что-нибудь без пользы.
В таком случае надо работать усерднее, чтобы получить содействие добрых духов. Если, несмотря на это, нет перемены, то нужно остановиться, как скоро заметят, что не получается ничего серьёзного. Можно возобновлять попытку каждый день, но должно прекращать её при первых подозрительных знаках, чтобы не удовлетворять этим духов-насмешников.
К этим замечаниям один дух прибавляет:
"Есть медиумы, способность которых не может итти далее этих знаков. Если по истечении нескольких месяцев они не получают ничего, кроме вещей самых незначительных, как "да" или "нет" или буквы без последовательности, то бесполезно продолжать понапрасну марать бумагу. Они действительно медиумы, но медиумы недостаточные. Впрочем, первые сообщения должны быть рассматриваемы как упражнения, вверяемые духам второстепенным. Поэтому им не должно приписывать особенную важность вследствие натуры духов, которых употребляют в этом случае как учителей писания для первоначального развития способностей начинающего медиума. Не думайте, чтобы Высшие Духи заставляли медиума делать эти приготовительные упражнения. Но если медиум не имеет серьёзной цели, то низшие духи остаются и привязываются к нему. Почти все медиумы пишут под влиянием низших духов в начале своего развития. Они сами уже должны заботиться о том, чтобы приобрести симпатию Высших Духов."
§211. Главный камень преткновения для начинающих медиумов состоит в том, что они имеют дело с низшими духами и должны считать себя счастливыми, если это только лёгкие духи. Всё их внимание должно быть направлено на то, чтобы не дать им власти над собой, потому что как скоро они привяжутся к человеку, то от них нелегко избавиться. Это обстоятельство так важно в особенности вначале, что без необходимых предосторожностей можно потерять плод самых лучших способностей.
Прежде всего нужно с искренной верой просить покровительства у Бога и помощи у своего ангела-хранителя. Он всегда бывает добрый дух, между тем как духи домашние, симпатизирующие хорошим или дурным качествам медиума, могут быть духи лёгкие и даже злые.
Потом нужно стараться со всевозможною заботливостью узнавать по всем признакам, доставляемым опытностью, натуру первых сообщающихся духов, которых всегда надо остерегаться. Если эти признаки подозрительны, нужно призывать с усердием своего ангела-хранителя и отталкивать от себя всеми силами злого духа, доказывая ему, что не поддаются его обманам, и этим обескуражить его. Вот почему предварительное изучение теории необходимо, если хотят избежать неудобств, неразлучных с неопытностью. Относительно этого предмета найдут подробные наставления в главах об одержании и о самоличности духов. Мы скажем здесь только, что, кроме языка, можно рассматривать как верные доказательства низкого развития духа все знаки, фигуры, бесполезные и пустые эмблемы, все почерки странные, искажённые, доходящих до крайности размеров или имеющие смешные и неприятные формы. Почерк может быть очень дурён, даже неразборчив, что зависит больше от медиума, чем от духа, и всё-таки не иметь в себе ничего необыкновенного. Мы видели медиумов, до такой степени поддающихся обману, что они определяли возвышенность духа по величине букв и придавали особенную важность буквам, походившим на печатные буквы, что несовместимо, очевидно, с действительной возвышенностью духа.
§212. Если важно не поддаваться влиянию злых духов против своей воли, то ещё важнее не поддаваться ему добровольно, и не должно думать вследствие непреодолимого желания писать, будто возможно обратиться к первому попавшемуся духу, а затем избавиться от него, когда он будет более не нужен. Нельзя безнаказанно просить помощи для чего бы то ни было у злого духа, который может заставить дорого заплатить за свои услуги.
Некоторые особы, видя, что медиумическая способность их развивается медленно, и теряя терпение, вздумали призвать к себе на помощь какого бы то ни было духа, хотя бы и злого, рассчитывая на то, чтобы прогнать его после. Многие из них были услышаны и начали писать тотчас же. Но дух, не обращая внимания на то, что его призвали по необходимости, был менее покорен, когда его хотели удалить. Мы знаем, как некоторые были наказаны за свою самонадеянность несколькими годами всевозможных одержаний, самыми смешными мистификациями, упорным ослеплением и даже матерьяльными несчастьями и жестокими обманами. Дух сперва явно показался злым, потом лицемерным, чтобы уверить или в своём обращении, или в мнимой власти порабощённого медиума и чрез то управлять им по своему произволу.
§213. Почерк иногда бывает очень разборчив, слова и буквы совершенно раздельны. У некоторых же медиумов, кроме них самих, почти никто не может разобрать его. Надо к этому привыкнуть. Сообщение часто бывает составлено из больших букв. Некоторые слова занимают иногда целую страницу. Духи мало берегут бумагу. Когда слово или фраза неразборчивы, то просят духа написать снова, что обыкновенно он исполняет охотно. Когда писание бывает неразборчиво даже для медиума, то он почти всегда может достигнуть более правильного посредством частых и постоянных упражнений, присоединяя к ним твёрдую волю и с усердием прося духа быть более понятным. Некоторые духи усваивают чисто условные знаки, которые входят в употребление в обычных собраниях. Чтобы показать, что вопрос им не нравится и они не желают на него отвечать, они делают, например, длинную черту или что-нибудь подобное.
Когда дух кончит то, что имел сказать, или не желает более отвечать, рука остаётся неподвижной, и медиум, какова бы ни была его сила и воля, не может получить ни слова более. Напротив же того, пока дух ещё не окончил, карандаш двигается, так что руке почти невозможно остановиться. Захочет ли он сказать что-нибудь сам от себя, рука судорожно схватывает карандаш и начинает писать, так что невозможно ей воспротивиться. Медиум чувствует, впрочем, в себе всегда что-то такое, что ему как будто говорит, остановился ли дух на время или совсем окончил. Редко случается, чтобы он не чувствовал, когда дух удаляется.
Таковы самые существенные объяснения, которые мы считали нужным дать в отношении развития психографии. Практика укажет другие подробности, о которых бесполезно было бы здесь упоминать и в отношении которых будут поступать, соображаясь с главными правилами. Пусть многие пробуют, и тогда окажется медиумов больше, чем предполагают.
§214. Всё, что мы сказали, относится к механическому писанию. Его-то все медиумы и стараются приобрести. Но чисто "механическое" писание весьма редко: к нему часто примешивается более или менее внушение.
Медиум, сознавая то, что он пишет, очень натурально может сомневаться в своей способности. Он не знает, происходит ли это от него или от постороннего духа. Он нисколько не должен беспокоиться об этом и, несмотря на то, продолжать. Наблюдая со вниманием, он легко заметит, что пишет множество вещей, которых он не имел в мыслях, которые даже противны его идеям: ясное доказательство, что оно происходит не от него. Пусть продолжает, и сомнения рассеются с приобретением опытности.
§215. Если начинающему не дано быть исключительно механическим медиумом, то все попытки достигнуть этого результата останутся безуспешны, и, однако, он не имеет права считать себя лишённым медиумизма. Если он одарён только медиумизмом сознательным, то пусть довольствуется им, и способность эта окажет ему большие услуги, если только он сумеет воспользоваться ею и ею не пренебрежёт.
Если после бесполезных опытов, продолжавшихся некоторое время, не будет никакого признака невольного движения или если это движение будет так слабо, что не в состоянии произвести желаемого результата, то начинающий не должен опасаться написать первую мысль, какая ему придёт в голову, не заботясь о том, произошла ли она от него или из постороннего источника. Опытность научит его делать различие. Часто случается, что механическое движение развивается впоследствии.
Мы сказали выше, что есть случаи, когда нет надобности знать, происходит ли мысль от медиума или от постороннего духа, в особенности когда медиум чисто сознательный или вдохновенный пишет для самого себя. Что за беда, если он припишет себе мысль, ему внушённую? Если ему приходят хорошие идеи, пусть благодарит за это своего доброго гения, и ему будут внушены ещё другие. Таковы вдохновения поэтов, философов и учёных.
§216. Предположим теперь, что медиумическая способность совершенно развита, что медиум пишет с лёгкостью; что он, одним словом, так называемый медиум сформированный. Он весьма ошибётся, если будет думать, что он не нуждается более в наставлениях. Он превозмог одно только матерьяльное препятствие, но с этого-то времени для него и начинаются действительные затруднения. Тут-то он и нуждается более чем когда-нибудь в советах благоразумия и опытности, если не желает попасть в бесчисленные сети, которые будут ему расставлены. Если он пожелает слишком скоро летать на своих собственных крыльях, то не замедлит сделаться игрушкой духов-обманщиков, которые будут стараться воспользоваться его самонадеянностью.
§217. Когда способность медиума развита, то он должен остерегаться употреблять её во зло. Удовольствие, доставляемое ею некоторым начинающим медиумам, возбуждает в них энтузиазм, который можно и нужно умерять. Они должны помнить, что способность эта дана им для добра, а не для удовлетворения пустого любопытства. Поэтому необходимо пользоваться ею только тогда, когда в этом представляется надобность, а не каждую минуту. Так как духи не могут быть постоянно готовы к их услугам, то медиумы рискуют подвергнуться обманам и мистификациям. Лучше всего в этом случае назначить определённые дни и часы, потому что тогда легче бывает сосредоточивать мысли, и духи, желающие явиться, бывают предупреждены и располагают своим временем сообразно с этим.
§218. Если, несмотря на все попытки, медиумизм не проявляется вовсе, то нужно отказаться от притязания на эту способность, как отказываются от пения, когда не имеют голоса. Кто не знает какого-нибудь языка, тот употребляет переводчика, нужно делать то же самое и в этом случае, т.е. прибегать к другому медиуму. Не будучи медиумом, не должно считать себя лишённым помощи духов. Медиумизм есть для них средство выражаться, но не исключительное средство, привлекающее их. Те, которые нас любят, находятся подле нас, будем ли мы медиумы или нет. Отец не оставляет дитя своё, лишённое слуха и зрения, из-за того, что оно не может ни видеть, ни слышать его. Он окружает его своей заботой, как это делают с нами добрые духи: если они не могут матерьяльно передать нам свою мысль, то помогают нам внушениями.