Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жизнь в лучах смерти: «Там, внутри» Мориса Метерлинка

«Одноактовки о смерти» Метерлинка Счастливого (как назвал его Николай Минский) предельно просты с первого взгляда и глубоки до парадоксальности при более интуитивном прочтении. Перед зрителем встают простые и понятные картины: семья сидит поздним вечером с лампой, девушка не хочет отдавать горячо любимого брата в чужой дом, группа инвалидов ищет помощи здорового человека. Однако к семье незримо подходит Смерть, чужой дом поглотит Тентажиля, а монах-поводырь сидит среди слепых остывающим трупом. Символы и обезличивание персонажей, особый ритм и звук повествования делают пьесы Мориса Метерлинка подобными хрустальному шару, в глубине которого сокрыта некая Истина. Вначале Истина эта кажется страшной, как последний крик ребенка в «Слепых» или плачь Игрен в «Смерти Тентажиля», но от пьесы к пьесе приводит к противоположному ощущению – чувству того, что в простой повседневной жизни сокрыт потерянный рай.

Как трагизм классического театра, так и воспеваемая классиками красота относятся к чему-то исключительному: страсть и ревность, спасение и убийство. К этому привык и читатель, и зритель. Что делает Метерлинк? В его театре, в «одноактовках о смерти» мы видим доведенный до предела трагизм в сценах, происходящих в жизнях простых людей. Внезапная смерть роженицы, которая, казалось бы, пошла на поправку, не удивительна, ведь медицина не всесильна, и такие случаи происходят – с нашими знакомыми, порой родными. Театральный трагизм, найденный Морисом Метерлинком в сути человеческой жизни, вызывает второе, парное ощущение, идущее с ощущением Смерти – ощущение Жизни. Если есть что отнять – значит, было что иметь и ценить. Образ наблюдения за жизнью, когда она освещена для наблюдателя смертью – сердцевина драмы «Там, внутри» (1894).

В пьесе Старик и Незнакомец вынуждены принести в простую добрую семью страшную весть о смерти одной из дочерей. Они подходят к дому и обсуждают, как лучше преподнести это известие, наблюдают за семьей через окно с одной стороны и ощущают приближение крестьян с носилками с утопленницей с другой. Они – наблюдатели и рассказчики, которые сами ничего не ожидают, наоборот, они осознают необходимость действовать, но не решаются войти. Ожидает читатель – ожидает удара, который нанесет семье новость, ожидает реакции. Но в реакции ли глубинное ощущение пьесы? Отнюдь.

Вся пьеса «Там, внутри» сосредоточена не на наблюдателях-рассказчиках, не на событиях, которые те обсуждают и даже не на характерах – которых просто нет (что характерно для всей драматургии Мориса Метерлинка). Ценность драмы в осознании счастья простой жизни. Прозрачен символ света (лампы, огня) как источника счастья и жизни вообще, не требует комментария символ погасшего света как прихода смерти. Но свет живой выявляет только очевидные предметы и явления; в пьесах Метерлинка появляется иной свет – мертвый. Тьма, смерть, неведомый Рок способны выявить то, что оставалось невидимым в свете живом и привычном – сам свет жизни. Когда ребенок спокойно засыпает на груди у матери – это очевидно, это видно в живом свете от огня; бесценное значение спящего на руках у матери ребенка видно только в «свечении тьмы», которое исходит от приближающейся смерти. Судорожное желание хотя бы наблюдать нормальную жизнь, осознавать счастье существования, которое может казаться наблюдаемым скукой будней – то интуитивное понимание, что кристаллизуется после прочтения драмы Мориса Метерлинка «Там, внутри». Даже само название пьесы указывает на центральность немой части сцены (а не части с говорящими действующими лицами).

Показать слишком видимое в нормальном свете нельзя, и Метерлинк высвечивает незримое и истинное при помощи теней, возвращая и зримому его подлинный смысл. Точно так же трудно говорить о том, что всегда на слуху, - и Метерлинк озвучивает аксиомы жизни молчанием.

Корюковой Н.Ю. 5 курс 2 группа

ОЗО филологического факультета РГПУ им. А.И.Герцена



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Судебная система Северной Ирландии.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1691 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.