Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).




Тема 6. Европейская философия XVIII века.

(Лекция 4 ч.)

 

1. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).

2. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма.

3. Деятельностная философия И.Г. Фихте.

4. Философия Ф.В. Шеллинга.

5. Сравнение двух главных философских направлений XVIII века Франции и Германии.

 

Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения, для которой был характерен девиз: все должно предстать перед судом разума!

Небывалого размаха достигает развитие науки, и она становится достоянием широких кругов мыслящих людей. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.

Непосредственно примыкая к философии XVII века, новая философия XIII века существенно конкретизировала ее традиции.

 

При этом выявились любопытные особенности эволюции философской мысли:

 

Идеи английских мыслителей Ф. Бэкона и Дж. Локка нашли своих талантливых продолжателей во Франции в лице Дени Дидро и Поля Дитриха Гольбаха.

 

Идеи француза Рене Декарта вдохновили немца Иммануила Канта.

 

Такое своеобразное перераспределение философских пристрастий частично объясняется общественно-политическим климатом той эпохи.

 

Франция приближалась к буржуазной революции, и сложившаяся обстановка требовала от философов ясных и быстрых решений насущных вопросов по переустройству феодальной системы отношений.

Философия выходила за стены университетов и активно перемещалась в светские салоны Парижа. Новые философские идеи становятся главным оружием идеологов и политиков.

 

В этих условиях простые и ясные рецепты философии Ф. Бэкона и Дж. Локка пришлись к стати, и использовались весьма эффективно.

 

Совсем по-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии. Здесь философией занимаются преимущественно университетские профессора в уединении своих рабочих кабинетов, где разрабатывались гениальные философско-рационалистические системы и схемы.

 

И так, тогда как в XVII веке центр философских изысканий был в Англии, то к началу XVIII века он переместился во Францию, а затем в Германию.

 

Философию французского просвещения характеризуют огромное количество идейно-научных исканий и подвигов, связанных с распространением просвещения среди народных масс и борьбой за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми.

 

Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются: Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Дитрих Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Жан Лерон Д’аламбер.

 

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778) – один из идейных вождей французского Просвещения.

 

 

Его творчество отличается исключительной многосторонностью: он философ, поэт, драматург, романист, историк.

 

Его произведения носят философичный характер: философские повести и романы «Задиг», «Кандид».

Философична его поэзия и огромный по объему (более 50 пьес) «театр Вольтера», пользовавшийся огромным успехом не только во Франции, но и в других европейских странах.

 

Вольтер безраздельно властвовал над умами почти весь XVIII век. Вокруг него бушевали страсти. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и вулканическим темпераментом. Его слово было острым, как лезвие бритвы, и отличалось от бритвы разве лишь тем, что никогда не тупилось.

 

Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, свободы устного и печатного слова. Свое политическое кредо он выразил в крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!»

 

Вольтер – не атеист, но деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Он выступает сторонником «естественной религии», которую он понимает как принципы морали, общие для всего человечества.

Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

 

Его творчество показывает, что философия не менее других наук может иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов. Он неустанно критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями и диким варварством.

Впервые употребил термин «культура».

Чрезвычайно сильным влияние Вольтера было в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая вела с ним активную переписку и приказывала переводить его труды на русский язык.

 

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Характеризуется своим стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление. Всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.

 

Он философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики.

 

Веря в существование Бога и, признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала.

В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденных нравственных идей.

 

Руссо резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. В частной собственности он видел источник всех социальных зол.

«Тот человек, - писал Руссо – который, окопав и огородив данный участок земли, сказал, «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества».

 

Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!»

 

Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство.

Он различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п. и политическое, выражающееся в различных привилегиях.

 

По словам Г. Гейне: «Вольтер и Руссо – те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним».

 

 

2. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма.

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.

 

Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

 

Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала.

 

Чтобы разобраться с этими антиномиями, Кант строит свою тщательно продуманную философскую систему.

 

Свою философскую систему Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека.

Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).

 

Схематически сам Кант изображал свою философскую систему следующим образом:

Способности души в совокупности Познавательные способности Априорные принципы Применение их к Получаемые суждения
Познавательная способность   Чувство удовольствия и неудовольствия     Способность желания Рассудок     Способность суждения   Разум Закономерность     Целесообразность     Конечная цель   Природе     Искусству     Свободе Теоретически е   Эстетические е   Практические е

Познавательные способности задают принципы совокупных способностей души.

 

«Оказывается, - пишет Кант, - что рассудок содержит в себе отличительные априорные принципы для познавательной способности, способность суждения – только для чувства удовольствия и неудовольствия, а разум – лишь для способности желания».

 

Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания.

 

Кант хорошо видел недостатки решения проблемы идеализаций, как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.

Вывести идеализации из экспериментальных данных невозможно. В то же время, тезис о врожденности идеализаций излишне натуралистичен.

 

Кант предлагает свое решение этой труднейшей философской проблемы: приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания.

 

Таким образом, с одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, а с другой – эмпирическими данными.

 

Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

 

Так если иметь в виду геометрию, то необходимо различать:

1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе;

2) объединение первого со вторым в геометрии как науке.

 

По Канту, пространство – это идеальная, а не объективно-реальная форма. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе и пространственно разобщены, но он так же считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.