Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


На городище Костобе в Таласской долине

РАСКОПКИ ЦИТАДЕЛИ И НЕКРОПОЛЕЙ

Аннотация. В статье публикуются материалы из раскопок городища Костобе, отождествляемого с

крупным городом в Таласской долине Джамукатом (VI – начало XIII в.). Интересны остатки дворцового

комплекса на цитадели. В постройке выделяются парадные залы, жилые покои, святилища с алтарями огня.

Интерьеры парадных залов и святилищ украшены резьбой по штуку, алебастру. Сохранились остатки

росписей на стенах. Дворец существовал в XI–IX вв. и в X – начале XIII в.

Рядом с центральной частью городища находились два некрополя. Погребения в них совершались в

наусах, в грунтовых могилах; захоронения костей в хумах и в виде отдельных кучек. Захоронения совер-

шены по зороострийскому и мусульманскому обрядам. Датируются некрополи V–XI вв.

Ключевые слова: Костобе, Джамукат, цитадель, дворцовый комплекс, некрополь, металлические пред-

меты.

Тірек сөздер: Қостөбе, Жамұқат, қамал, сарай кешені, мазарат, металды заттар.

Keywords: Talas valley, Dzhamukat, palace complex, citadel, necropolis, metal items.

Топография городища. Одним из многих средневековых городов Таласской долины был

Джамукат (Хамукат).

Упоминание о Джамукате встречается у географа X в. ал-Макдиси, который сообщает, что

«Джамукат – большой город, вокруг него стена, соборная мечеть в ней, а рынки в рабаде»1. Автор

«Тарих-и Бухара» Нершахи время постройки города относит к VI в. Он пишет о том, что город был

основан бухарцами, бежавшими от притеснений эмира Абруя. Их возглавлял некий Джамук

(Хамук), именем которого был назван город. Известно также, что он находился рядом с Таразом2.

В результате исследований 1985–1987 гг. городище Костобе в рамках программы «Подготовка

Свода памятников истории и культуры Жамбылской области» были получены материалы,

позволившие отождествить городище с городом Джамукатом»3.

Новые данные по топографии памятника свидетельствовали о том, что к центральным

развалинам примыкала ремесленная и сельскохозяйственная округа, окруженная «длинными»

стенами, которые сейчас распаханы. Было установлено, что городище Костобе – одно из наиболее

крупных в Таласской долине. Топография его, включая отдельно стоящий куполообразный бугор

(возможно, храм огня) и некрополи, расположенные к северу за крепостной стеной шахристана,

близка топографии таких городищ Шуйской долины, как Акбешим и Красная Речка, отождеств-

ляемые с остатками городов Суяб и Навакет.

Центральные развалины городища Костобе представляют собой возвышенный подпрямоуголь-

ный в плане участок (420х450 м), обнесенный по трем сторонам двойными стенами с башнями,

рвом между ними за внешней стеной. С запада стены нет, ее роль выполнял канал, выведенный из

Таласа, использующийся и сейчас. Стена сохранилась на высоту 3 м, со всхолмлениями башен

высотой до 3,5 м. Ширина вала в основании 10–12 м и 3–4 м по верху. «Языки» башен снаружи

выступают на 16–18 м. Внутрь городища вели трое ворот, от них сохранились разрывы в стенах.

Внутри этой укрепленной территории выделяются участок шахристана 1 и бугор цитадели.

Квадратный в плане шахристан со стороной 150 м занимает юго-западную часть укрепления,

отделен от основной части стеной с башнями на северо-западном и северо-восточном углах и по

периметру. Въезд на территорию шахристана располагается в северной стене. Он был общим и для

1 Волин С.Л. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах. Новые материалы по

древней и средневековой истории Казахстана // ТИИАЭ АН КазССР. – Алма-Ата, 1960. – Т. 8. – С. 81.

2 Бартольд В.В. Отчет о командировке в Среднюю Азию с научной целью: Сочинения. – М., 1966. – Т. IV. – С. 34.

3 Байпаков К.М. К вопросу о локализации Джамуката // «Маргулановские чтения» Сборник материалов конфе-

ренции. – Алма-Ата, 1989. – С. 25-30.

ISSN 2224-5294 № 5. 2014

цитадели. Бугор цитадели – прямоугольный в плане (70x90 м) высотой 12–15 м, примыкает к

западной стене ближе к юго-западному углу. Вершина его плоская размером 30x40 м. Въезд на

территорию цитадели вел через городские ворота, устроенные в северо-западной стене, по пандусу

поднимался на территорию шахристана, и уже оттуда, с восточной стороны цитадели, по пандусу

приводил в цитадель.

У северной стены укрепления за валом – бугор подтреугольной формы. Его северо-западная

часть отделена от северо-восточной дорогой, выходящей из северных ворот городища. На ней

расположены отдельные куполообразные всхолмления (некрополь 2). Дорога от северных ворот

через 150 м, упирается в подпрямоугольный бугор, в топографии которого четко выделяется

овальный холм размером 7х10 м и высотой 5 м, к которому с восточной и северной сторон

примыкает квадратная площадка со стороной 20 м – некрополь 1. В 70 м от этого бугра, северо-

восточнее, находится двухъярусный бугор, состоящий из куполообразного всхолмления высотой

15 м, диаметром в основании 80 м. Более низкая плошадка, примыкающая к высокому бугру с юго-

восточной стороны, квадратная со стороной 70 м. Въезд в виде промоины, располагается с южной

стороны. Границы выхода культурного слоя, находки керамики прослеживаются в южной,

восточной и северной направлениях в радиусе до 3–5 км. Условно он назван «храмом огня».

Отдельные всхолмления – возможно, остатки усадеб подступают к правому берегу р. Талас до

современного с. Байзак и сосредоточены, видимо, вдоль древней караванной дороги, соединявшей

города и поселения низовьев р. Талас с г. Нижний Барсхан (городище Тортколь), стоявшим на

трассе Великого Шелкового пути.

Дворцовый комплекс на городище Костобе. Остатки цитадели городиша Костобе до раскопок

представляли собой четырехугольный в плане бугор с плоской площадкой наверху. Проведенные

здесь работы выявили постройки нескольких хронологических периодов. Строительство и пере-

стройки осуществлялись поэтапно с VI по XII в. Заброшенная, цитадель позднее – с XII – конца

XIII в. – использовалась под мусульманский некрополь, захоронения которого сильно повредили

постройки верхнего строительного горизонта.

Рисунок 1 – Костобе. Аэрофото

Известия Национальной академии наук Республики Казахстан

5 4

Рисунок 2 – Костобе. План

Рисунок 3 – Костобе. Фото

ISSN 2224-5294 № 5. 2014

Рисунок 4 – Костобе. План раскопа цитадели

Рисунок 5 – Зал с гофрами

Известия Национальной академии наук Республики Казахстан

5 6

Первоначально же дворец представлял собой одноэтажное здание, его возведение и пере-

стройка продолжалась с VI до начала IX в. Она велась в два этапа: VI–VIII вв., VIII–X вв. В ходе

повторного строительства менялась не только планировка внутренних помещений дворца, но и

месторасположение крепостных стен. Так, крепостная стена с северной стороны возводилась зна-

чительно ближе к центру дворца. На втором этапе строительства крепостная стена была сдвинута к

северу, а в старой крепостной стене были вырублены помещения: 15, 3, 1, 16.

Всего расчищено 20 помещений дворца, среди которых имеются жилые комнаты, помещения

культового характера, парадные (для приемов), хозяйственные, а также обводной коридор, по

которому можно было обойти весь комплекс по периметру.

В качестве строительного материала использовали глину и дерево. Из глины изготавливали

сырцовые кирпичи размером 30x15x7 см, 44x22x10 см. а также пахсовые блоки, различные по

длине 1x1,4x1,1-1,65 м.

Большинство стен дворца сложены из сырцового кирпича кладкой «вперевязку» на глиняном

растворе, и только одна стена дворцового двора возведена из пахсовых блоков. Стены помещений

покрыты глиняной штукатуркой в несколько слоев, полы ровные, обмазаны глиняным раствором.

Из дерева вытесывали колонны, дверные полотнища, косяки, пороги, а также возводили

перекрытия над помещениями. На это указывают остатки древесной трухи в углублениях от баз

колонн, на местах порогов; в восточной части дворца обнаружен фрагмент деревянного пере-

крытия.

Часть перекрытий над большими помещениями «дарвазного» типа, на это указывают углуб-

ления в полу от баз колонн. Другая часть помещений имеет балочное перекрытие: над маленькими

комнатами и над обводным коридором.

Парадные и культовые помещения Костобе имели богатый и разнообразный декор: резной

штук по толстому слою глиняной штукатурки, архитектурные детали, выполненные из алебастра,

росписи. Резьба по глине раскрашена разноцветными красками.

Центральным в архитектурном комплексе являлось прямоугольное помещение 11 размером

9,5х8,2 м. Здесь пересекались основные пути движения по дворцу, сюда сходились выходы из

парадных и культовых залов.

Углубления от баз колонн указывают на наличие здесь «дарвазного» перекрытия. Выявлено

четыре углубления диаметром около 60 см в полу зала, ближе к центру: колонны были весьма

внушительными, а высота помещения, судя по диаметру колонн, предположительно, более 3 м.

Юго-восточный дверной проем зала вел в небольшое помещение 9 (3,84x3,7 м). Северная часть

комнаты была занята суфой, шириной 1,15 м, над которой располагался внутристенный камин.

В южной стене сохранился узкий выход, по-видимому, в обводной коридор. Основной выход из

помещения довольно широкий – 1,3 м.

Еще один дверной проем в восточной стене распределительного зала вел в парадный зал 8. Он

условно назван «зал с гофрами». Зал был украшен резьбой и росписями на стенах. Помещение

размером 8,82х4,35 м вытянуто по оси север – юг.

С востока к залу с гофрами примыкал дворик 13 размером 10х5,45 м. Он протянут по оси север –

юг и имеет в северо-западном углу проем шириной 1,62 м, ведущий в северные помещения дворца.

Стена, разделяющая парадный зал и дворцовый двор, имеют ширину от 2,25 до 2,55 м. С юга и

востока двор обрамлял обводной коридор. В юго-западном углу находился проем, ведущий к

обводному коридору. Восточная стена дворцового двора толщиной 1 м сложена, в отличие от

других стен, из пахсовых блоков. У южной стены находилась груда булыжников. Они, видимо,

предназначались для камнеметной машины. Наличие камней подтверждает, что помещение не

имело перекрытия и являлось именно двором дворца. Логичным представляется и возможное рас-

положение камнеметной машины в восточной части двора, поскольку именно на этой стороне

находился главный вход во дворец, и здесь была необходима дополнительная надежная защита

дворца.

Особое положение во дворце занимали культовые помещения 6 и 10, расположенные северо-

западнее и севернее центрального зала. В них размещались алтари огня. В помещения вели

северные дверные проемы распределительного зала. Вдоль трех стен культового зала 6 (размером

7,8х5,7 м), кроме южной, устроены суфы. Ближе к центру располагается большая полукруглая

суфа-эстрада со ступеньками, примыкающая торцом к северной суфе.

ISSN 2224-5294 № 5. 2014

В центре суфы-эстрады – алтарь диаметром 1,3 м. Стены парадного культового зала были

украшены резьбой по штуку.

Второй культовый зал 10 (размером 7,65x5,9 м) располагался с северо-запада от центрального

распределительного зала, и также имел в центре полукруглую суфу-эстраду с очагом в середине,

однако она гораздо меньших размеров и отдельно стоящая. Вдоль всех стен имелись суфы,

западная – самая широкая, двухъярусная со ступеньками. Следов какого-либо декора здесь не от-

мечено. По-видимому, в главном культовом зале отмечались особо торжественные религиозные

праздники, в другом, отправлялись рядовые обряды.

По остальным признакам культовые залы сходны между собой. Так, идентично решены оба

входных проема в залы: вытянуты по оси север-юг, располагаются в юго-восточных углах

помещений и имеют выход налево. В полу помещений сохранились углубления от баз колонн,

свидетельствующие о перекрытии «дарвази» с наличием опор.

Таким образом, дворцовый ансамбль на Костобе включал храмовый комплекс из двух

помещений-святилищ. Если искать аналогии, то таким же образом был устроен культовый комп-

лекс замка-дворца на цитадели городища Kaнка III в. до н.э. – ХII в. н.э. в Ташкентском оазисе1.

Цитадель Канки представляет собой возведенный по единому архитектурно-планировочному

замыслу замок-дворец с выступающими за линию стен четырьмя прямоугольными башнями с

крытой обводной галереей. Внутрь дворца вел коленчатой формы «приемник», имеющий два очага

на некотором расстоянии один от другого. Очаги были устроены таким образом, что мимо огня

проходил каждый входящий в цитадель2.

На территории шахристана III в жилом комплексе вскрыто еще одно культовое помещение с

алтарем3.

Цитадель Ак-тепа Юнусабадская в Ташкентском оазисе также включала храмовый комплекс.

Впоследствии исследователи выдвинули гипотезу, что храмовый комплекс Ак-тепа объединяет три

помещения 4. Центральное купольное здание было храмом-мавзолеем, а остальные помещения

были составными частями храмового комплекса, основное место в котором занимало святилище

огня. Последний период функционирования комплекса датируется VIII в. Планировка помещения

святилища Ак-тепа сходна с парадным культовым залом Костобе: та же стенка-экран, создающая

небольшой тамбур при входе, такие же суфы вдоль трех стен, а главное – в центре помещения

аналогичный напольный очаг-алтарь с закруглением, углублением в центре для огня. Оба поме-

щения ориентированы по оси юг-север, оба входа расположены в юго-восточном углу5.

В научной литературе описаны случаи, когда во дворцово-замковой архитектуре важная роль

отводилась культовой зоне, включавшей одно или несколько помещений, образовывавших собой

храмовый комплекс. Так, например, в жилой усадьбе Кайрагач юго-западной Ферганы культовая

зона была выделена в храмовый комплекс, образованный тремя помещениями. Памятник

датируется концом IV–VI в. Это более раннее сооружение, чем костобинский дворец, но уже здесь

наблюдается четкое разграничение помещений по функциональным зонам6.

В связи с изучением храмовых комплексов во дворцах интересны исследования Ю. Ф. Бурякова

и Г. И. Богомолова на цитадели городища Канка в Ташкентском оазисе.

Показательно, что во дворце Топрак-кала в Хорезме у входов в тронный зал также находились

два очага культового назначения, расположенные в непосредственной близости от входящих в зал.

В обоих случаях огню приписывали очистительные свойства. Возможно, что узкий проход между

очагом-алтарем и суфой в культовых залах Костобе имел ту же цель: близость огня должна была

«очистить» посетителей от злого умысла и от скверны.

Святилища с алтарями были открыты и на других памятниках – городище Минг-Урюк в

Ташкентском оазисе с культовым помещением, имеющим очаг подковообразной формы, городище

Ак-тепа Юнусабадское. Исследователи считают, что широкое распространение в V–VIII вв. по

1 Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И. К планировке и архитектуре раннесредневекового Хараджкета // Градостроитель-

ство и архитектура. Ташкент, 1989. – С. 66. – Рис. 14.

2 Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И. К планировке и архитектуре раннесредневекового Хараджкета. – С. 63-64. – Рис. 1, 2.

3 Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И. К планировке и архитектуре раннесредневекового Хараджкета. – С. 69. – Рис. 5.

4 Нильсен В.А. Архитектура Средней Азии. – Ташкент, 1966. – С. 98, 104, 108-109, 132. – Ta6л. IV.

5 Филанович М.И. Ташкент: Зарождение и развитие города и городской культуры. – Ташкент, 1983. – С. 199. – Табл. IV.

6 Брыкина Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине 1 тыс. до н.э. – М., 1982. – С. 36, 46. – Рис. 21.

Известия Национальной академии наук Республики Казахстан

5 8

Рисунок 6 – Святилище с алтарем

Рисунок 7 – Детали интерьера святилища

всей территории Средней Азии подковообразных алтарей и устойчивость этого приема в течение

нескольких веков были бы невозможны без глубоких, устоявшихся традиций. Авторы пред-

полагают, что традиции эти связаны с выделением культовых ниш, перед которыми возжигался

огонь. На их взгляд, взаимосвязь алтарного подиума и ниши настолько тесна, что подиум

перенимает форму арочной ниши, имитируя перевернутую культовую__



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Инструменты и приспособления для бисероплетения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 815 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2337 - | 2090 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.