Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чувственно-осязательное чтение текста

О чтении текста

(роли и вероятно пьесы)

Чувственное осязание слов роли

 

Надо читать не, полным вниманием, a как бы «одним глазом», не доживая до конца вместе с героями, не сопереживая им вполне; иначе все выпустишь. И подсознанию делать будет нечего.

Надо только набросать материал в подсознание, а не использовать его ещё при чтении.

Надо его беречь!

Для этого же нельзя сразу произносить вслух слова роли или делать движения – надо всё попробовать как бы бессловесно (непременно будет воля–ток) про себя. Потом осторожно шепотом, и если переходить на голос, то не пускать, беречь какой-то заряд, что-то, что зреет и, чувствую, живёт во мне и растёт.

Говорить только мысль.

Читать же (возвращаюсь к началу) надо «посматривая» – как будто мне нужно подсмотреть и подслушать что-то, но сделать это надо так, чтобы окружающие не заметили, что я подглядываю и уже что-то подглядел и подслушал. Окружающие – это моё сознание.

Читать надо слово–по–слову, без выражения, с остановками после каждого слова. Сказать его совершенно безразличным тоном и образом и ждать, чтобы сущность его, его настоящее содержание спустилось и дошло до подсознания. При произнесении слова будут выскакивать какие-то мысли, вызванные им, как при нажимание клавишей осветительной доски будут вспыхивать то тут то там электрические лампочки. Делай вид, что их не видишь, не реагируй на них, не пускай себя: вспыхивают и ладно!

Вообще, надо подсматривать и подслушивать тайком от самого себя. «Я–не я, и лошадь не моя, и я–не извозчик.»

Подобно тому, как существует «чувственный анализ», так и это в сущности есть «чувственное осязание слов роли» – ибо не через голову, через рассудок, через рассуждение проводятся слова, а прямо спускаются в область чувствования и там остаются дозревать и приносить желанные плоды. Все это можно назвать чувственным осязанием всего, что есть в роли при помощи особого рода чтения текста.

 

Чувственное осязание текста

Сначала говорится слово, как описано раньше, и потом начинает, от того что слово проникло в мою душу, работать фантазия, что–то воображается, как-то на это уже реагируется.

Таким образом, жизнь возникает за словом. А теперь путь обратный: надо поймать возникшую жизнь, отдаться ей, и говорить как скажется. Т. е. осторожно нащупывать уже воплощение.

Можно, и, может быть, хорошо, действовать так: раз прочитать слова куска по первому способу – опуская их в себя, и второй раз по второму. Один за другим сейчас же.

При опускании слов может случиться, что почувствуется что-то в высшей степени неожиданное, и как будто бы для данной роли неподходящее. Отбрасывать этого не надо – ведь это интуиция. Может быть, это и есть самое основное и главное, до чего умом и не дойдёшь. Наоборот: надо сейчас же это и поймать –попробовать в этом двигаться, говорить слова и, вообще, поймать и укрепить.

Почти всегда бывает так, что слова скоро (на третий, четвёртый раз) перестают вызывать душевную жизнь. Или с самого начала человек не может их спустить себя и говорит, что слова они действуют на него. Тогда помогает напомнить себе (или актёру), самым простым холодным образом, основные предлагаемые обстоятельства. Например, монолог Мармеладова – трактир, с буфетом, столики, прислуга, я оборван, и прочее. Но не загружать [предлагаемые обстоятельства], а только напомнить себе совершенно спокойно, не будоража себя.

 

 

Чувственно-осязательное чтение текста

см. об отношении

допускание

о промежутке между двумя мыслями

 

Не является ли, в конце концов, этот прием, просто, чрезвычайно ловким отвлечением мысли от самого себя. Не есть ли это простое, но полезное самонаблюдение вместо обычного и вредного?

Когда начинаешь говорить таким образом слова текста, и слушать, что они тебе вызывают, «подглядывать», то необыкновенно успокаиваешься, уравновешиваешься, и вот это спокойное равновесие и дает возможность доходить словам до души и мне наблюдать, что там в душе происходит. Таким образом, этот прием великолепно развивает тот артистический покой, то творческая внимание, которое дает возможность «видеть невидимое»… словом этот прием следует отнести к «культуре покоя».

Приём драгоценен ещё и тем, что покой находится не ища его, покой находится в действии, т. е. отвлекая внимание от задачи искать самый покой, почти так, как велосипедист легко находит равновесие на ходу – то равновесие, какое почти никак не может найти стоя на месте.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип формирования сборной команды | ОРГАНIЗАЦIЙНО-МЕТОДИЧНI ВКАЗІВКИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2649 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.