Возлюбленный Ошо,
Что такое пропасть между поколениями? Я так много слышу об этом в последнее время.
Два старика восьмидесяти лет сидят в своем клубе и один говорит: ” Как ты думаешь, существует ли сейчас в мире так же много любви, также много радости, как когда-то?”
“Да, конечно,” — говорит другой. “Но сейчас появилась новая кампания людей, которая всем этим наслаждается.”
Вот что такое пропасть между поколениями.
Большая толпа тихо ждала у подножия горы, Моисея не было уже несколько часов. Неожиданно они увидели его белую робу, развевающуюся на ветру, и теперь пророк стоял перед своей паствой: ” Народ Израэля! Я семь часов провел с Господом и теперь у меня есть хорошие новости и есть плохие новости..
“Говори, о Моисей!” — закричала толпа.
“Хорошая новость, — сказал Моисей, — заключается в том, что мне удалось сократить число заповедей до десяти!”
Люди повеселели. Они закричали: ” Моисей, в чем же плохая нвость?”
Моисей печально отвечает: ” Супружеская измена все еще включена в них.”
Для нового поколения она больше не включена. Вот в чем пропасть между поколениями. Теперь само значение супружеской измены изменилось. Это просто значит быть взрослым.
В прошлом никогда не было пропасти между поколениями, поэтому нужно заглянуть глубоко в это, потому что первый раз во всей истории человечества используется даже само выражение “пропасть между поколениями”. И пропасть становится больше и больше день ото дня. И кажется, что мосты навести уже невозможно.
За этим скрывается, несомненно, психологическая причина. В прошлом не было молодого возраста. Вы удивитесь, узнав об этом. Дети становились взрослыми не побывав молодыми. Шестилетний, семилетний ребенок обычно начинал работать со своим отцом; если отец был плотником, он учился плотницкому делу, или по крайней мере, помогал отцу. Если отец был фермером, он шел на ферму с отцом, помогал ему ухаживать за животными, коровами, лошадьми. В возрасте шести или семи лет он уже входил в жизнь. К двадцати он обычно был женат и имел несколько детей.
В прошлом не было “молодого поколения”, поэтому не было и пропасти. Одно поколение следовало за другим беспрерывно, без всякого разрыва между ними. К тому времени, когда отец умирает, сын уже практически, во всем заменил его. Времени, чтобы играть небыло, времени, чтобы получить образование не было; не было школ, не было колледжей, не было университетов.
Новое поколение является побочным продуктом многих изменений. В прошлом, единственным способом научиться чему-нибудь было участие в какой-либо деятельности вместе со старшим поколением, работать с ними — это было единственным способом. И, конечно, старших всегда уважали, потому что они были учителями.
Они знали, а вы были невежественны; невежественные, несомненно, должны были уважать знающих. В прошлом было почти невозможно, чтобы молодые люди не уважали старших, или, чтобы они, посмели бы даже в мыслях вообразить себя более знающими, чем старшие. Знание было решающим.
Люди, которые знали, обладали властью, силой. Люди, которые не знали властью и силой не обладали. Должно быть, в те старые времена родилась поговорка “Знание — сила”. Оно было единственным критерием в жизни, поэтому восстание молодежи против старших было бы неслыханным явлением.
Сегодняшнее поколение подошло к новой, совершенно новой стадии развития. Теперь ребенок не ходит по пятам за отцом. Он ходит в школу; а его отец ходит в магазин, или в офис, или на ферму. К тому времени, когда он возвращается домой после окончания университета, ему уже 25 лет. В течении 25 лет он был оторван от старшего поколения. Он был связан со старшими лишь материально; они помогали ему материально. За эти 25 лет многое случилось; во-первых, он знает больше, чем его родители, потому что его родители были в школе 20-25 лет назад, за это время знание сделало квантовый скачок — оно так сильно ушло вперед.
Изучая, вы можете узнать столько, сколько захотите. Просто сидя в библиотеке, вы можете познать весь мир, во всех его измерениях, чтобы ни происходило. Вам не нужно даже выходить за порог библиотеки.
И вы увидите еще больший разрыв — о нем человечество еще не знает — я говорю об этом в первый раз. Один разрыв создан образованием. Если медитация станет мировым движением — будет создан другой разрыв, и этот разрыв будет огромен. Тогда старый человек и молодой человек будут так же далеки друг от друга как два полюса земли. Даже обычное общение между ними стало сложным уже сейчас; и оно станет вовсе невозможным.
Люди, которые находятся здесь, со мной, понимают, о чем я говорю. Если вы начнете двигаться в мир не-ума, тогда старые люди, ум которых собрал много знаний, будут казаться вам медлительными, неразвитыми, очень обычными. Нет причин, чтобы уважать их! Им придется уважать вас — вы вышли за пределы ума. Мир все больше интересуется медитацией. Не далек тот день, когда медитация станет высшим образованием в высшем понимании.
Обычное образование касается внешнего. Медитация будет образованием, связанным с вашим внутренним миром, с вашим внутренним существом.
Разрыв поколений — это несчастье. Я против этого. У меня есть собственная стратегия, как этого избежать. Всю систему образования надо менять, начиная с основания. Короче говоря, мы готовим людей, давая им образование, скорее как средство к существованию, чем к жизни. В течении 25 лет мы готовим их — а это треть жизни — как добыть средства к жизни. Мы никогда не готовим людей к смерти, а жизнь продолжается лишь 70 лет. Смерть — это дверь в вечность. Она требует величайшей подготовки. Что касается меня — я чувствую очень отчетливо, что это случится в будущем, если человек выживет — образование нужно разбить на части: 15 лет — как добыть средства к жизни, и опять, после 42, десять лет на подготовку к смерти. Образование нужно разделить на две части. Каждый посещает университет, конечно, разные университеты, или в одном и том же университете, но разные факультеты. Одна часть, чтобы подготовить детей к жизни, и другая часть, чтобы приготовить людей, которые прожили жизнь, и теперь хотят знать нечто большее, за пределами жизни.
Тогда разрыв между поколениями исчезнет. Тогда люди, которые старше, будут способнее, они будут более молчаливы, в них будет больше мудрости, они снова будут стоить того, чтобы к ним прислушивались.
Вторая часть образования будет состоять из медитативности, осознанности, свидетельствования, любви, сострадания, творчества — и, конечно, разрыва между поколениями не будет. Молодые будут уважать старших, не формально, потому что так нужно, но потому что старый человек действительно будет заслуживать уважения. Он знает нечто за пределами ума, а молодой человек знает лишь что-то, находящееся в пределах ума.
Молодой человек все-еще борется в повседневности этого мира, а старый человек поднялся над облаками, он почти достиг звезд. Уважение к нему, это не вопрос этикета. Вы непременно будете уважать его, это будет исходить от сердца, это не будет формальностью, навязанной другими.
Старшие люди должны вести себя как просветленные люди — и не только вести себя, они должны быть просветленными. Они должны стать светом для тех, кто еще молод и находится под влиянием биологических страстей, кто обременен земными узами. Когда образование для жизни и для смерти раздельны, тогда каждый проходит через университет дважды, — первый раз, чтобы научиться жить в этом мире повседневности, и второй раз — чтобы научиться вечности — тогда разрыв исчезнет. И он исчезнет так красиво.
Глава 15
МЕДИТАЦИЯ: ДАР ПРИРОДЫ.
Возлюбленный Ошо,
Конечно, медитация для мистиков. Почему же вы предлагаете ее обычным людям и их детям?
Медитация для мистиков, конечно, но ведь каждый рожден мистиком — потому что каждый имеет внутри себя великую тайну, которая должна быть реализована, каждый имеет огромный потенциал, который должен быть раскрыт. Каждый рожден с будущим. У каждого есть надежда. Что вы имеете ввиду, когда говорите “мистик”? Мистик это тот, кто пытается открыть тайну жизни, кто движется в неизвестное, кто идет по неизведанному маршруту, чья жизнь, это жизнь приключений, иследований.
Но ведь каждый ребенок так начинает — с благоговения, с удивления, с великим вопросом в сердце. Каждый ребенок мистик. Где-то на пути вашего так называемого взросления вы теряете контакт со своей внутренней способностью быть мистиком, вы становитесь бизнесменом или вы становитесь клерком или вы становитесь гражданским служащим или министром. Вы становитесь кем-то еще. И вы начинаете думать, что вы это. А когда вы верите в это, это так.
Мое усилие здесь в том, чтобы разрушить ваше неверное представление о себе и освободить ваш мистицизм. Медитация это способ освобождения мистицизма, и она для всех без всяких исключений, она не знает исключений.
Конечно, медитация для мистиков. Почему вы предлагаете ее обычным людям и их детям?
Дети наиболее способны. Они природные мистики. И прежде, чем они будут разрушены обществом, прежде чем они будут разрушены другими роботами, другими испорчеными людьми, лучше помочь им узнать что-то о медитации.
Медитация не обуславливает, потому что медитация это не доктрина. Медитация не дает им кредо. Если вы учите ребенка быть христианином, вам приходится давать ему доктрину, вы заставляете его верить тому, что кажется здравомыслящему человеку абсурдным. Вам приходится говорить ребенку, что Иисус родился от девственницы — это становится основой. Так вы разрушаете природный здравый смысл ребенка.
Но если вы учите ребенка медитации, вы не даете ему доктрины. Вы не говорите ему, что он должен верить во что-то, вы просто приглашаете его к эксперименту вне ума. Не-ум это не доктрина, это опыт. А дети очень, очень способны, потому что они очень близки к источнику. Они все еще помнят что-то от той тайны. Они только что пришли из другого мира, они еще полностью не забыли его. Рано или поздно они забудут, но сейчас некий аромат все еще окружает их. Вот почему дети выглядят такими прекрасными, такими грациозными. Видели ли вы когда-нибудь безобразного ребенка?
А что потом происходит со всеми этими прекрасными детьми? Куда они исчезают? Позже в жизни очень трудно найти прекрасных людей. Тогда что же происходит со всеми этими прекрасными детьми? Почему они превращаются в безобразных людей? Что за несчастный случай, что за бедствие случается с ними в пути?
Они начинают терять свою грацию в тот день, когда они начинают терять свою разумность. Они начинают терять свой естественный ритм, свою естественную грацию, они начинают терять пластичность поведения. Они больше не смеются спонтанно. Они больше не плачут спонтанно, они больше не танцуют спонтанно. Вы заставляете их жить в клетке, в смирительной рубашке. Вы заключаете их в тюрьму.
Цепи очень тонкие, коварные, их почти не видно. Цепи надуманны — христианин, индуист, мусульманин. Вы заковали ребенка в цепи, а он не видит цепей, поэтому он не сможет увидеть, как он закован. И он будет страдать всю свою жизнь. Это заключение. Это совсем не так, как если бы вы бросили человека в тюрьму, скорее вы создали тюрьму вокруг человека, поэтому, куда бы он ни пошел, тюрьма продолжает оставаться вокруг него. Он может пойти в Гималаи и сидеть в пещере, но он будет оставаться индуистом, он будет оставаться христианином, он все еще будет думать свои думы. Медитация — это дорога во внутрь, к такой глубине, где мысли не существует. Она не учит вас ничему, фактически, она лишь учит вас быть бдительным по отношению к вашей внутренней способности, быть без мыслей, без ума. И самое лучшее время когда ребенок еще неподкуплен.
Глава 16