Позиция руководства блока в области ЕвроПРО была объявлена генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном 7 марта 2011 года в ходе пресс-конференции в Брюсселе. Тогда он заявил: "Мы считаем возможным реализовать подходы обеих сторон через создание системы, базирующейся на российской ПРО, отвечающей за защиту территории и населения РФ, а также на системе НАТО, которая ответственна за защиту союзников по альянсу". В свою очередь, заместитель помощника генсека блока по политическим вопросам Джеймс Аппатурай, выступая перед журналистами в Москве, исключил возможность создания единой системы ЕвроПРО: "Речь может идти только о возможности функционирования полностью независимых друг от друга, но работающих скоординированно систем ПРО. На НАТО лежит ответственность по защите территории Североатлантического союза, и мы не можем передать эту ответственность кому бы то ни было".
Таким образом, в рамках проекта ЕвроПРО предлагается создать две - российскую и натовскую - независимые, но скоординированные между собой системы. При этом строительство ЕвроПРО по "секторальной схеме", предложенной российской стороной, руководством блока НАТО не принимается, поскольку считается, что "безопасность его членов не может зависеть от государства, не входящего в состав данной организации". Большинство членов военно-политического руководства Североатлантического союза придерживается точки зрения, что участие России в создании совместной противоракетной архитектуры должно быть ограничено лишь получением информационно-разведывательных данных.
Существующие и перспективные средства ПРО альянса. Из зарубежных информационных материалов известно, что на территории ряда стран НАТО развернуты лишь отдельные элементы информационно-разведывательных и ударно-боевых систем. К ним относятся: средства ПВО ведущих государств блока, а также модернизированные наземные РЛС системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе системы ПРО США, расположенные в Великобритании (Файлингдейлз-Мур), Гренландии (Туле) и Норвегии (Вардё),
Что касается огневых средств, то европейские члены НАТО располагают мобильными зенитными ракетными комплексами (ЗРК) дальнего действия типа "Пэтриот" американской разработки (ПАК-2 и -3), которые способны вести борьбу с баллистическими ракетами малой дальности на конечном участке траектории полета на дальности до 25 и высоте до 15 км.
Таким образом, эффективными средствами борьбы с МБР и БРСД страны-участницы. за исключением США, не обладают.
Перспективными планами НАТО предусмотрено создание двухэшелонной системы ПРО альянса, включающей космический и наземный варианты перехвата баллистических ракет. Основой космического эшелона предположительно явится система оптико-электронного слежения (ОЭС) космического базирования с постоянным перекрытием значительных областей наблюдения большого количества атакующих целей, которая обеспечит их обнаружение и сопровождение на всех участках траектории. Использование ОЭС позволит значительно снизить нагрузку на наземные информационные средства и сократить количество противоракетных комплексов и систем (ПРК и ПРС), требующихся при развертывании той или иной системы ПРО. Соответствующему проекту, названному PTSS {Precision Tracking and Space System), отдан приоритет В рамках бюджетной заявки на 2011 финансовый год.
В состав наземного эшелона планируется включить наземную РЛС системы "Бимьюс" в Великобритании и РЛС "Глобус-2" в Норвегии, а также станции передового базирования AN/TPY-2 в Турции и других странах, Основой огневых средств станут американский корабельный комплекс "Иджис" (AEGIS, многофункциональная система управления оружием - МСУО) с противоракетами (ПР) "Стандарт-3" различных модификаций и его наземный вариант "Ид-жис Ашор" (AEGIS Ashore), который предполагается разместить в Румынии и Польше.
Кроме того, будут развернуты мобильные зенитные ракетные комплексы средней дальности САМП/Т (SAMP/T). созданные совместно Францией и Италией, а также их корабельный вариант - ПААМС (PAAMS, максимальная дальность перехвата целей 35 км, по высоте - 20 км). При этом Франция намерена закупить 12, а Италия шесть ЗРК САМП/Т. Восемью комплексами ПААМС будут оснащены эсминцы ВМС Франции, Италии и Великобритании.
Подход администрации к развертыванию системы ПРО в Европе был объявлен президентом США на семинаре по проблемам ПРО в сентябре 2009 года и опубликован в обзорном докладе МО США о состоянии и перспективах ПРО в феврале 2010-го 1 Согласно ему развертывание европейского сегмента системы ПРО США предполагается осуществлять в четыре этапа.