Дата Рождества Христова
·Начало летоисчисления от Рождества Христова положил аббат Дионисий в 6 веке, но в своих расчетах он ошибся ~ 4-5 лет, т.к. Ирод умер в 4 г. до н. э. и начало проповеди Иоанна Крестителя в 15 год правления Тиберия это в 26 г. от н. э.
·Вифлеем. 5 г. до н.э. – Евангельский синопсис свящ. Алексей Емельянов.
Лк.2:1-7 «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилели, из города Назарет, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был дома и рода Давилова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице»
Природа Вифлеемской звезды
· АНГЕЛЬСКАЯ СИЛА
Иоанн Златоуст (IV в.) говорит, что Вифлеемская звезда по своей природе сверхъестественна, он говорит, что это ангельские силы. Ведь звезда вела волхвов, а значит она присутствовала и днем, так же направление ее движения противоположно относительно другим звездам. Вот что пишет Феофилакт Болгарский (XI в.) в своем толковании 2-й главы Евангелия от Матфея о Вифлеемской звезде: "Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу".
· КАМЕТА; ПАРАД ПЛАНЕТ.
Знаменитый астроном Иоганн Кеплер предложил естественное объяснение необыкновенного явления. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса, т. е. парад планет. Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил, что подобное «соединение планет» должно было происходить и в 747-748 годах от основания Рима. Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы XX в. посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой. Кеплер говорит о том, что по древней астрологической «науке» яркая звезда или парад планет являются предзнаменованием рождения великого человека. Ориген, предполагал что это комета. Согласно китайским летописям такая комета была в 7 году до н.э.
БИЛЕТ №2. Родословие Иисуса Христа. Братья Господа по плоти.
Родословие Иисуса Христа.
№ | Мф. | Лк. |
1:1-17. «…От Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида да переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». | 3:23-38. «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифа, Илиев…<…>…Адамов, Божий». | |
Евангелист Матфей писал евангелие для евреев и ему было важно доказать по Ветхозаветным пророчествам, что Господь Иисус Христос сын Авраама, сын Давида, т.к. согласно ветхозаветным пророчествам Мессии надлежало происходить от Авраама и Давида. Именно поэтому он начинает родословие Господа с Авраама и доводит до Иосифа. | Евангелист Лука в своем евангелие показывает, что Господь принадлежит всему человечеству и Спаситель всех людей. Он ведет родословие Господня от Иосифа, Илии до Адама, до Бога. | |
Периоды: 1) патриархов 2) царский 3) первосвященников | - | |
Женщины грешницы и язычницы в родословии Господа введены с целью назидания: Бог, не возгнушавшийся причислить к избранному роду таких женщин, не гнушается призывать язычников и грешников в Свое Царство. Руфь - библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и переселилась с ней из Моава (куда Ноеминь с мужем временно удалялись из Израиля по случаю голода) в Вифлеем (Бейт-Лехем), где они и поселились. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала таким образом прабабкой (праматерью) царя Давида. Фомарь - жена Ира, одного из сыновей Иуды, родоначальника легендарного колена Иудина. Овдовев, была выдана замуж за второго сына — Онана и также овдовела. Родила двух детей от своего свёкра, соблазнив его инкогнито (как блудница) и в качестве будущего доказательства выпросив у него печать, перевязь и трость. Эти предметы были ею предъявлены, когда Иуда хотел казнить беременную вдовую невестку за блуд. Имена их сыновей — Фарес (Перец) и Зара (Зарах). (Быт.38:6, 11, 13, 24); Потомком Фамари в одиннадцатом поколении был царь Давид (Руф.4:18—22). Соответственно, её потомками были его сын, царь Соломон, и последующие цари израильские и иудейские эпохи Первого Храма (до вавилонского пленения). Считается, что поскольку Машиах будет из рода Давидова, то и он будет её потомком. Через царя Давида Фамарь также является праматерью Иисуса (Мф.1:1-16, Лк.2:1-5). Рахава (Раав) – иерихонская блудница (книга Иисуса Навина). | - | |
Почему родословие ведется от Иосифа, а не от Марии? – У евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, т.к. Пресвятая Дева Мария была единственным детищем у родителей, то согласно закону Моисея она должна была быть выдана замуж за родича из того же рода. | Почему у родословие ведется от Илии, а не от Иакова? – Согласно закону ужичества, по которому если один из двух братьев умирает бездетным, то на другого брата ложилась обязанность «взять за себя жену брата и возставить семя брата своему». И первенец этого брака должен был считаться сыном умершего, чтобы бездетному не остаться без потомства. Этот закон имел силу и для сводных братьев (1 мать; 2 отца). Такими братьями были Иаков и Илия. Когда Илия умер бездетным, то Иаков взял за себя его жену по закону, т.е. выходит Иосиф по крови сын Иакова (Мф.), а по закону сын Илии (Лк.). | |
14 – число сугубое полноты времен. | - |
Братья Господа по плоти.
Мф.13:55. «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда?»
В Евангелии не даётся пояснений, в каком родстве с Иисусом находились Его братья. Хотя мы знаем их имена: Ап. Иаков, Иосия, Ап. Симон Канонит, Ап. Иуда.
·Есть несколько версий:
1. Восточное православное толкование:
Согласно ему, братья Господа — это дети Иосифа от его первого и действительного брака, который был задолго до обручения Иосифа с Пресвятой Девой Марией. Предание повествует, что праведный Иосиф имел жену Саломию и шестерых детей: четырёх сыновей — Иакова, Симона, Иуду, Иосию — и двух дочерей — Есфирь (читается — Эсфирь) и Фомарь.
2. Версия, что это двоюродные братья:
Согласно Священному Преданию, братьями и сёстрами по плоти могли доводиться Господу двоюродные и троюродные братья и сёстры только по линии Его Пречистой Матери. По Своему предвечному рождению от Бога Отца Иисус Христос был истинным Сыном Божиим, а по Своему плотскому рождению от Девы Марии — истинным Сыном Человеческим. Две природы — Божественная и человеческая — были неслитны и нераздельны во Христе. Если они действительно были родственниками Иисуса Христа по плоти, то могли приходиться Ему лишь троюродными братьями. Поскольку их мать — Мария Клеопова, — по свидетельству святого Иоанна Богослова, была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии. Родной сестры у Богоматери не было. Она была единственной и долгожданной Дочерью Иоакима и Анны.
3. Протестантская версия:
Версия о том, что это другие сыновья Девы Марии.
НО! Это перечит Ее Приснодевству, и Господь вверяет свою Мать Иоанну Богослову – это свидетельствует о том, что он Ее единственный Сын.
БИЛЕТ №3. Благовестие прав. Захарии. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Благовестие прав. Иосифу.
·События относятся к начальному периоду евангельской истории.
· Ев. Лука – Благовестие Прав. Захарии и Благовещение Пресвятой Деве Мари.
Ев. Матфей – Благовестие прав. Иосифу.
Благовестие прав. Захарии.
Лк.1:1-25. «…Однажды когда он [Захария] в порядке своей череды служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и трах напал на него, Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; И предъидет пред Ним в духе и сие Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как сбудутся, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время…»
Авиева череда - "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета"
Священники были разделены Давидом на 24 череды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. К этой череде причислялся Захария. Каждая череда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности. Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник для каждения.
О сыне ангел говорит, что он всех превзойдет своим необыкновенно строгим воздержанием и будет от рождения исполен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит подготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии.
Захария не поверил ангелу, т.к. был слишком стар, чтобы надеятся на потомство, как и жена его, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Ангел называет свое имя – Гавриил, что значит: «сила Божия», тот самый, который благовестил и пророку Даниилу в времени пришествия Мессии, указав сроки «седминах» (Дан. 9: 21-27), поэтому он известен Захарии. За неверие Захария наказывается немотой.