Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ВНИМАНИЕ! На практическое занятие выносится рассказ «Последний поклон», а не одноименный цикл!

4. Деревня и колхоз, прошлое и будущее.

  Последний поклон Поденка – век короткий
Герои    
Проблематика    
Авторское начало    
Отношения между людьми    

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литературы. М., 2012

  1. Огрызко В. Затмения и прозрения // Литературная Россия. - №27. - 07.07.2006 http://www.litrossia.ru/article.php?article=542
  2. Партэ К. Русская деревенская проза: светлое прошлое. - М., 1992.
  3. Стрелкова И. И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве: учеб. пособие.- М.: Русское слово, 2005
  4. Сурганов Вс. Человек на земле. М., 1975.

 

1.


Практическое занятие №3

Драматургия А. Вампилова

 

«Утиная охота» (1970).

1. Временная организация драмы: как соотносятся прошлое, настоящее и будущее. Изобразите временные периоды схематично, с указанием действий пьесы. Определите назначение основной фабульной ситуации и ретроспективно вводимых сцен.

2. Игра в жизни Зилова. В какие моменты его поведение неестественно, наигранно, не соответствует его внутреннему ощущению? Какие роли он играет?: Зачем?

3. Символика вещного мира повести: кот, скамейка, телефон, пепельница.

4. Символика женских образов: чем схожи Галина, Ирина и Вера? Почему Галина, которая столько времени терпела, бросает Зилова? Как складывается судьба Веры? Как можно интерпретировать исчезновение Ирины? Почему в воображении Зилова Галина и Ирина дружат, если в реальности они не были знакомы? Прочитайте монолог Зилова перед закрытой дверью. Почему он смеется?

 

«Прошлым летом в Чулимске» (1972)

  1. Пространственная организация пьесы. Какое место занимают в Чулимске чайная, палисадник (что это такое, кстати?), где находятся Ключи и Потеряиха?
  2. Какие пары можно выделить среди персонажей пьесы? Какие между ними отношения?
  3. Кто такой Еремеев? Что он делает в Чулимске и почему уходит?
  4. Что делает в Чулимске Шаманов? Какова его система ценностей? Как он дошел до жизни такой?
  5. Проследите отношения Валентины с разными персонажами. Как состоялось ее признание в любви Шаманову? Зачем она чинит палисадник? Кто еще помогает ей и в какие моменты? Когда сама Валентина идет напролом через палисадник?

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литературы. М., 2012

  1. Громова М. И. Русская современная драматургия. М., 1999. С. 35 –51.
  2. Козлова С. М. Парадоксы драмы – драма парадоксов. Новосибирск, 1993. Гл.2, 3
  3. Киселев Н. Н. Комическое и трагическое в драматургии А. Вампилова // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 9. Томск, 1988. С. 20-34.
  4. Липовецкий М. "Шестидесятники" как "потерянное поколение": трагикомедии Александра Вампилова (1937-1972) // Континент, 2000, № 104
  5. Котенко Н. Испытание на самостоятельность / Н. Котенко // Вампилов А.В. Пьесы. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – С. 370–375.
  6. Лакшин В. Дни и годы героев Вампилова // Вампилов А. В. Пьесы. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – С. 382–388.
  7. Муромский В. Мир Александра Вампилова // Вампилов А.В. Пьесы. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – С. 5–47.
  8. Сергеев М. Вокруг «Утиной охоты» // Вампилов А.В. Пьесы. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – С. 449–456.

 

 


Практическое занятие №4

Лирика экзистенциального переживания А. Тарковского

1. Основные мотивы поэзии Тарковского: судьба, словарь, дерево, язык, природа.

Проанализируйте стихотворение «Словарь», проследите совмещение образов древа, тела, словаря и России.

2. Особенность лирического героя Тарковского: человек в быту (стихотворения «Первые свидания» и «Поэт») и в бытии («Рукопись», «Меркнет зрение – сила моя…»)

3. Концепция Слова в лирике Тарковского.

Тарковский – неоакмеист, кто такие акмеисты и какова их концепция слова. В чем Тарковский с ними слвпадает? Как соотносятся природа и культура(поэзия) в его стихах («Явь и Речь», «Когда вступают в спор природа и словарь», «Я учился траве, раскрывая тетрадь…»)

Стихотворения: Стань самим собой. «Я учился траве, раскрывая тетрадь…». Сократ. Степь. Рукопись. Земное. Посредине мира. «Да не коснутся тьма тлен…». Словарь. До стихов. Камень на пути. Явь и речь. Первые свидания. «Мне опыстылели слова, слова, слова…». «Когда вступают в спор природа и словарь…». «Я по каменной книге учу вневременный язык…». «Во вселенной наш разум счастливый…». «Пляшет под звездами звезда…». Поэт. Пушкинские эпиграфы. «И это снилось мне, и это снится мне…». «Я тень из тех теней, которые, однажды…». «Меркнет зрение — сила моя…». Феофан Грек. Григорий Сковорода.

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литературы. М., 2012

2. Скворцов А. «Поэт» Арсения Тарковского: от реального - к идеальному // Вопросы литературы, 2011, №5.

3. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. С. 264.

 

 


Практическое занятие №5

Лирика И. Бродского.

1. Суд над И. Бродским. Эмигрантство как экзистенциальный выбор поэта (национальные, социальные, культурные предпосылки). См. Лосев Л. В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - Серия ЖЗЛ. — М.: Мол. гвардия, 2006. — 480 стр. или любые другие источники

2. Цикл «Часть речи».

2.1. Проанализируйте стихотворение «Ниоткуда с любовью…» по следующему плану:

2.1.1. жанр

2.1.2. субъект речи

2.1.3. пространство

2.1.4. категория памяти

2.2. Проанализируйте стихотворение «Тихотворение мое, мое немое…» по следующему плану:

2.2.1. субъект речи

2.2.2. тема творчества

2.2.3. проблема взаимопонимания

2.3. Проанализируйте стихотворение «...и при слове "грядущее" из русского языка…» по следующему плану:

2.3.1. образ мыши как символа забвения

2.3.2. категория памяти

2.3.3. категория времени

2.4. Пространственные категории в цикле «Часть речи»: какие локусы упоминаются, как они оцениваются, каков масштаб пространства

3. Проблема вечности, проблема связи материального и духовного, реальности и сознания. «На столетие Анны Ахматовой»

4. Концепция поэтической речи. Опора на классические жанры и пародирование их (эклога, эпитафия, сонет, послание, псалом, стансы и др.)

4.1. Прочитайте «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»

4.2. Выясните, кто такая Мария Стюарт и все остальные, кто упомянут в цикле.

4.3. Найдите цитаты, аллюзии, реминисценции, определите их роль

 

Литература:

1. Ащеулова И. В. Русская поэзия второй половины ХХ века. С. 59 – 65.

2. Лейдерман Н. Л. Липовецкий М. Н. — кн. 3. С. 132 – 150.

3. Лосев Л. В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - Серия ЖЗЛ. — М.: Мол. гвардия, 2006. — 480 стр.

 


Практическое занятие №6

"Затоваренная бочкотара" В. Аксенова

1. Коллективный сон и коллективное сознание.

1.1. Выпишите из текста, кто и когда видит сон. Объясните, с каким моментом реальности связан каждый сон.

1.2. Сопоставьте сны между собой.

1.3. Когда герои понимают, что им снится одно и то же? В чем смысл последнего общего сна, почему он озаглавлен как общий?

1.4. Сравните героев в начале и в конце повести: каковы их цели, их отношения друг с другом. Каковы отношения между пассажирами грузовика и всеми остальными героями (Сима, Сильвия, Боря Курочкин,

2. Хронотоп повести.

2.1. По каким населенным пунктам едет грузовик к с бочкотарой? Сопоставьте масштаб перемещения с изначальными целями героев.

2.2. В чем смысловая разница между природным пространством и пространством города?

2.3. Какое значение имеет прошлое героев? Есть ли у них будущее?

3. Образ бочкотары.

3.1. Что такое бочкотара? Что она из себя представляет?

3.2. Каково отношение героев к бочкотаре? Когда она начинает изменяться, реагировать на события?

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литературы. М., 2012

 


Практическое занятие №7

Поэма В. Ерофеева "Москва - Петушки"

1. Интертекстуальная составляющая поэмы (жанровые и образные аллюзии, цитаты).

1.1. Найдите цитаты из Библии, классических зарубежных, классических отечественных произведений, газет, фольклора.

1.2. Найдите образы из Библии, мировой культуры, истории.

1.3. Найдите пример смешения дискурсов в одной фразе.

2. Проследите, как герой чувствует себя на протяжении всей поэмы. В какой момент он уверен в себе, свободен и спокоен? С чем связаны негативные состояния?

3. Образ русского народа в поэме. Проанализируйте образы пассажиров электрички.

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литературы. М., 2012

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Планы семинарских занятий | Екатеринбурга Свердловской области
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 570 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.