Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая характеристика основных философских систем Древней Индии. 5 страница




2. он вечный, содержит в себе все возможные явления действительности – природы, общества, человека;

3. в самом себе он имеет источник саморазвития и движущего принципа этого саморазвития.

Универсальная схема творческой деятельности “мирового духа” раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития “Абсолютной идеи”. В процессе саморазвития Абсолютная идея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактно – общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия Абсолютной идеи является логика. По Гегелю, логика – это научно – теоретическое осознание Абсолютной идеи. Через логику Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д. и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. И по форме, и по содержанию категории не даются в чувственно - воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития – природа, т. е. неорганический и органический мир. Философия природы наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание и поэтому в философии природы можно встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития Абсолютной идеи, но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или точнее, превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя, и тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух, который в своем развитии проходит несколько стадий.

Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувственную субстанцию. Феноменология исследует превращение души в создание по ступеням: сознание – самосознание – разум. Психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, которая возвышается над отдельными людьми и проявляется через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Другими словами, это – духовная деятельность сменяемых друг друга поколений. Таким образом, Абсолютный дух – это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений. Это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

Хотя понятия “Абсолютная идея” и “Абсолютный дух” у Гегеля нередко употребляется в одном и том же значении, все же не следует упускать различие у этих понятий. Идея – это субстанция, чистая всеобщность. Дух – это та же идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших, чувственных форм и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи, мышления и бытия. Естественно, может возникнуть вопрос: когда же произошло и почему вообще на каком – то конкретном историческом этапе могло произойти это событие? И здесь Гегель попадает в зависимость от логики развития системы. Всякая система, но его мнению, должна быть завершена, т. е., давать окончательные ответы на поставленные вопросы. Движение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становиться Абсолютным духом, является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение Абсолютной идеи прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслим как замкнутый круг, пустое повторение идеей пройденного пути. Отсюда неизбежно вытекали социально – политические следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины, постольку и время, и место, где творил Гегель – Германия времен Кайзера Вильгельма, - является высшим этапом исторического развития. Здесь явно присутствует идеологический оттенок, направленный на увековечение монархического строя. Но социально – политические следствия не ограничиваются только этим. Гегель дал аргументы для развития немецкого национализма. Он утверждал, что этому, якобы осуществившемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства, а немецкий народ является избранным народом. Что же касается всех других народов мира, то они, по мнению Гегеля, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.

В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектический метод в философии встречался и до Гегеля. Родоначальником диалектики можно считать Сократа и софистов. Согласно их учению, диалектика – это искусство ведения спора. Вместе с тем диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Например, учение о развитии Гераклита (“Pan terei”), учение Зенона, Канта и др.). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона диалектики: закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 269 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.