Program N2;
var M: Array [1..10] of Integer; Max: Integer; I: Byte;
begin Writeln('Введите 10 чисел: ');
For I:= 1 to 10 do
begin Write('N',i,': ');
Readln(M[i]);
end;
Max:= M[1];
For I:= 1 to 10 do
if Max < M[i] then Max:= M[i];
Write('Максимальное число: ', Max);
Readln;
end
% Задание № 1
Найдите среднее арифметическое первых двухсот чисел.
% Задание № 2
Найдите минимальное число среди введенных 10 чисел.
% Задание № 3
Найдите максимальное число среди введенных 15 чисел.
% Задание № 4
Расположите в порядке возрастания 10 введенных чисел и выведите их на экран.
% Задание № 5
Расположите в порядке убывания 15 введенных чисел и выведите их на экран.
Графика
Для формирования графических изображений в Турбо Паскале предназначен стандартный модуль GRAPH. В нем содержится 79 графических процедур, функций, десятки стандартных констант и типов данных. В состав модуля GRAPH входит ряд программ драйверов для наиболее распространенных видеоадаптеров: CGA, MCGA, EGA, VGA, HERCULES, AT&T, 3270 PC. Эти драйверы хранятся в файлах с расширением BGI.
Скелет графической программы:
program имя;
USES GRAPH; {подключение модуля}
var GR,GM:integer;
begin
GR:=detect;
initgraph(gr,gm,' '); {вызов процедуры GRAPH}
графические операторы
readln;
closegraph;
end.
INITGRAPH(драйвер, режим, 'путь') - подключает графический режим. Драйвер - это переменная целого типа, определяющая тип графического дисплея. Режим - это переменная типа integer, определяющая режим работы графического адаптера(GM). Путь - указывает путь программам с TPU.
DETECT - режим автоматического определения типа.
CLOSEGRAPH - прекращает работу графического адаптера и восстанавливает текстовый режим работы экрана.
Цвет
0 - черный
1 - синий
2 - зеленый
3 - голубой
4 - красный
5 - лиловый
6 - коричневый
7 - светло-серый
8 - темно-серый
9 - светло-синий
10 - светло-зеленый
11 - светло-голубой
12 - светло-красный
13 - светло-лиловый
14 - желтый
15 - белый
ГРАФИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ:
- SETCOLOR(цвет) - устанавливает текущий цвет для выводимых линий и символов;
- SETBKCOLOR(цвет) - устанавливает цвет фона;
- MOVETO(x,y) - переводит курсор в позицию x,y, точка при этом не высвечивается;
- LINETO(x,y) - рисует линию от текущей позиции курсора до x,y;
- LINEREL(Dx,Dy) - рисует линию от текущей позиции на относительное расстояние Dx,Dy;
- PUTPIXEL(x,y,цвет) - выводит точку;
- LINE(x1,y1,x2,y2) - выводит линию;
- CIRCLE(x,y,r) - выводит окружность;
- ARC(x,y,начальный угол,конечный угол,r) - выводит дугу (углы измеряются в градусах против часовой стрелки);
- ELLIPSE(x,y,нач.угол,кон.угол,Rx,Ry) - эллипс;
- RECTANGLE(x1,y1,x2,y2) - прямоугольник, где x1,y1 - координаты левого верхнего угла, x2,y2 - правого нижнего угла;
- BAR(x1,y1,x2,y2) - закрашенный прямоугольник;
- BAR3D(x1,y1,x2,y2,глубина,false или true) - параллелепипед;
где x1,y1 - координаты левого верхнего угла; x2,y2 - координаты правого нижнего угла, true - верхняя грань есть, false - верхняя грань отсутствует. - FILLELLIPSE(x,y,Rx,Ry) - закрашенный эллипс;
- SECTOR(x,y,нач.угол,кон.угол,Rx,Ry) - сектор закрашенный;
- SETFILLESTYLE(штриховка,цвет) - каким цветом или какими штрихами будет закрашена замкнутая область;
Штриховка:
0 - фоном
1 -сплошная
2 - _ _ _
3 - ////
4 - толстыми///
5 - \\\\
6 - толстыми \\\
7 - ++++
8 - x x x
9- квадратами
10 - редкими точками
11 - частыми точками
12 - пользовательские
- FLOODFILL(x,y,цвет,цвет границы) - штрихует произвольную замкнутую область;
Примеры графических программ:
Программа №1.
program g1;
uses graph;
var gr,gm:integer;
begin
gr:=detect;
initgraph(gr,gm,' ');
setcolor(3);
setbkcolor(14);
setfillstyle(8,4);
fillellipse(100,100,30,50);
setfillstyle(2,2);
circle(200,200,50);
floodfill(200,200,3);
readln;
closegraph;
end.
Программа №2.
program g2;
uses graph,crt;
var d,r,e:integer;
{экран расчерчивается случайными линиями}
begin
d:=detect;
initgraph(d,r,' ');
e:=graphresult;
if e<>grok then
writeln(grapherrormsg(e))
else
begin
setgraphmode(0);
repeat
setcolor(succ(random(4)));
line(random(getmaxx),random(getmaxy),
random(getmaxx),random(getmaxy))
until keypressed;
closegraph;end;
end.
ВЫВОД ТЕКСТА
Специально для графического режима разработаны процедуры, обеспечивающие вывод сообщений различными шрифтами в горизонтальном и вертикальном расположении с изменением размеров и т.д.
- OUTTEXT(ТЕКСТ) - вывод текста, начиная с текущей позиции
- OUTTEXTXY(x,y,текст) - вывод текста, начиная с x,y
- SETTEXTSTYLE(шрифт,направление,размер) - процедура устанавливает стиль текстового вывода на графический экран, где
шрифт: 0 - стандартный шрифт, 1 - штриховой шрифт, 2 - уменьшенный, 3 - прямой, 4 - готический;
направление: 0 - слева - направо, 1 - снизу - вверх;
размер: 1_32 для стандартного шрифта, 1_10 для штриховых - SETUSERCHARSIZE(x1,x2,y1,y2) - позволяет изменить ширину и высоту символа для штрихового шрифта
ЧЕРЕПАШЬЯ ГРАФИКА
USES GRAPH3 - подключение "черепашьей" графики.
Черепашка расположена в центре экрана.
Процедуры и функции черепашьей графики:
- SHOWTURTLE - делает черепашку видимой с заштрихованным углом
- HIDETURTLE - делает черепашку невидимой
- FORWARD(n) - вперед на n шагов
- BACK(n) - назад на n шагов
- TURTLEDELAY(задержка) - задержка в миллисекундах
- SETHEADING(угол) - установка азимута черепашки (в градусах)
- SETPOSITION(x y) - перемещает черепаху в заданное место без вычерчивания линий
- HOME - поместить черепашку в центр экрана
- PENDOWN - опустить перо
- PENUP - поднять перо
- SETPENCOLOR (цвет) - выбирает цвет той линии, которая вычерчивается черепахой
- TURNRIGHT(угол) - поворот направо по часовой стрелке, если угол отрицательный - налево
- TURNLEFT(угол) - поворот налево
- TURTLEWINDOW(x,y,ширина,высота) - определяет графическое окно для черепашьей графики
- XCOR__ функции определяют положение черепахи соответственно по YCOR__ по горизонтали и вертикали