Надо ли разделять неразделимое
Опубликовано в журнале "Химия и жизнь" № 4, 2007, с. 38-42.
Минвалеев Ринад Султанович,
кандидат биологических наук
Если вам еще не предлагали выбросить гарнир из тарелки с бифштексом или есть сыр отдельно от хлеба, то могу вас поздравить – вам крупно повезло с вашим окружением. Всем остальным можно только посочувствовать! Традиционные сочетания продуктов, например, картофельное пюре с молоком и луком вместе с котлеткой и хрустящим соленым огурцом с некоторых пор объявлены страшным ядом, образующимся прямо у вас в желудке!
И это только один из удивительных выводов ставшей весьма популярной в последнее время теории раздельного питания, автором которой считается американский врач Герберт Шелтон. Здесь и далее прошу меня заранее извинить, но я не буду ограничивать себя в выражениях, поскольку речь пойдет о воинствующем невежестве, заполонившем прилавки книжных магазинов и мозги доверчивых читателей.
Как, якобы в заботах о здоровье, нам портят аппетит
Уж насколько безграмотен был Герберт Шелтон в элементарных вопросах гастроэнтерологии (именно так, а не иначе!), но даже ему не могла прийти в голову та откровенная чепуха, которую пишут в своих книгах многие его российские последователи. Дескать, поскольку в кислой среде желудка перевариваются только белки, то углеводы в виде картошки или хлеба, по их мнению, в желудке за невостребованностью просто гниют!
Испортить аппетит можно по-разному… Можно, например, прямо в тарелку соседа по столу кинуть чтонибудь нехорошее… За последствия я не ручаюсь, но аппетит будет испорчен надолго, если не навсегда! Вот примерно такого результата можно добиться, если всерьез представить себе как у вас там, в желудке, картошка «гниет», пока лежащий рядом антрекот переваривается!
И невдомек доверчивому читателю «оздоровительной макулатуры», что в желудке концентрация соляной кислоты такова, что порой может растворить гвозди, и как следствие, никакое «гниение» чего бы то ни было там просто невозможно. Именно кислая среда желудка обеззараживает поступающую пищу так, что мы иногда можем себе позволить «позабыть» о правилах гигиены, например, «помыть» яблоко, потерев его о рукав. Относительно стерильная среда поддерживается также в двенадцатиперстной кишке и в тонком кишечнике. Собственно, интенсивное размножение бактерий начинается только в толстой кишке, о чем был подробный разговор в предыдущей главе.
Так откуда взялась эта злая шутка про гниение в желудке после употребления обычной смешанной пищи?! Ответ очень прост. Только напугав человека до полусмерти, можно заставить его поверить во все, что угодно. Что черное это белое, а белое это красное. Что домашние котлетки это яд (!?), что о бутерброде с колбасой надо навеки забыть, что дыня – это вообще, что-то ни с чем не совместимое, и так далее без конца!
Так в чем же принципиальная ошибка раздельного питания?
Для обоснования теории раздельного питания Герберт Шелтон апеллировал к теории раздельного переваривания белков в кислой среде желудка и углеводов в щелочной среде тонкого кишечника, что на самом деле является просто свидетельством его недостаточного знакомства с учебником по физиологии человека. Складывается впечатление, что «всемирно известный» американский врач имел весьма приблизительное представление о функциях, находящейся между желудком и тонким кишечником двенадцатиперстной кишки. А ведь именно в ней перевариваются (внимание!) одновременно белки (ферментом поджелудочной железы трипсином и прочими протеиназами), жиры (липазами при участии печеночной и пузырной желчи) и углеводы (различными амилазами). То есть никакого «раздельного» пищеварения, по крайней мере, в двенадцатиперстной кишке, просто не существует! (Табл. 1) Неужели трудно было Герберту Шелтону и всем его легковерным последователям прочитать внимательнее любой (подчеркиваю, любой!) учебник по нормальной физиологии, хотя бы для медицинских сестер?! И тогда бы им стало ясно, что самим своим существованием двенадцатиперстная кишка полностью опровергает всю концепцию необходимости раздельного питания для «облегчения» пищеварения. На самом деле в пределах двенадцатиперстной кишки никакого конфликта пищеварительных ферментов просто не может быть! Белки, жиры и углеводы все вместе благополучно перевариваются вплоть до того, что при тяжелых формах язвенной болезни желудок вообще можно полностью удалить, соединив двенадцатиперстную кишку напрямую с пищеводом – и ничего, живут себе люди, переваривая белки, жиры и углеводы с помощью только ферментов, выделяемых в полость двенадцатиперстной кишки! Чтобы убедиться в этом, необходимо всего лишь перевернуть следующую за разделом «Пищеварение в желудке» страницу любого учебника по физиологии человека! Таким образом, никакого серьезного «теоретического» обоснования концепции раздельного питания просто не существует!
Таблица 1. Органы пищеварения и пищеварительные ферменты
Органы пищеварения | Пищеварительные ферменты и соки | Что переваривают |
Ротовая полость | птиалин | сложные углеводы |
Пищевод | - | - |
Желудок | пепсин и соляная кислота | белки |
Двенадцатиперстная кишка | амилазы | простые и сложные углеводы |
липазы, желчь | жиры | |
трипсин, химотрипсин | белки, пептиды | |
Тонкая кишка | лактаза | молочный сахар |
аминопептидаза, карбоксипептидаза | пептиды |
Вспомним к тому же, что любой из так называемых натуральных продуктов изначально содержит все эти компоненты вместе – белки, жиры и углеводы. Равным образом, довольно много растительного белкасодержится в картофеле (до 2%), а углеводы присутствуют в мясе (так называемый животный крахмал – гликоген) и т. д. и т. п. И никогда это не вызывало никаких проблем с перевариванием этих, что называется, «натуральных» смесей белков и углеводов! Про индивидуальную непереносимость отдельных продуктов (пищевая аллергия и т. п.) я здесь не говорю…
Так что же происходит при длительном раздельном питании?
Когда мы съедаем преимущественно белки, то для их переваривания выделяются соответствующие ферменты,расщепляющие именно белки (прежде всего, пепсин в желудке и трипсин в двенадцатиперстной кишке[1]). Для переваривания углеводов требуются только амилазы – ферменты, расщепляющие именно углеводы. Все это было бы замечательно, если бы через какое-то время организм не утрачивал способность производить эти ферменты в достаточном количестве. Фактически переход на раздельное питание детренирует органы пищеварения, поскольку не дает полноценной нагрузки на различные ферментативные системы, что приводит к известному факту: приучившие себя к раздельному рациону уже не могут вернуться к полноценному смешанному питанию.
Пищеварительные железы в условиях длительного раздельного питания попросту утрачивают способность переваривать смешанную пищу. При хронической недозагрузке ферментативных систем пищеварительного тракта возникает закономерное ослабление их функции, что и проявляется в неспособности справиться со смешанной пищей!
Как правило, это выглядит следующим образом: где-нибудь в гостях или под давлением родственников поборник раздельного питания скрепя сердце нарушает «священный» обет здорового питания и соглашается съесть домашнюю котлетку, приготовленную с любовьюи знанием кулинарного искусства. После чего последователю Шелтона становится плохо. Далее плохо становится всем окружающим, потому что это они – такие-сякие – подсунули ему эту «отраву», которой привыкли «зашлаковывать» себя и так далее в том же духе. В результате у всех испорчены настроение и аппетит, что опять же ведет к еще большему нарушению пищеварения у участников прерванного торжества. И наконец, все расходятся – одни с твердым намерением больше никогда не приглашать этого «придурка» на общие вечеринки, а сам виновник испорченного настроения с не менее твердым решением больше никогда не нарушать правил «здорового» питания.