Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Место и роль духовных ценностей в жизни человека.




Сущность ценностного отношения человека к миру. Формы существования ценностей.

Место и роль духовных ценностей в жизни человека.

 

Аксиология (теория ценностей) рассматривает мир с точки зрения его значения для человека. Основы аксиологии заложены в древности: Сократ впервые сформулировал основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?». В истории философских учений можно проследить смещение акцента с познавательных проблем на ценностное отношение человека к окружающему миру. В современной философии аксиологии приобретает большое значение в связи с обострением глобальных проблем и необходимостью переоценки отношения человека к окружающему миру и самому себе.

Основные категории аксиологии:

- ценностное отношение – органичная и специфическая связь между субъектом (носителем оценки) и объектом (носителем ценности), между мыслящим человеком (субъект) и неодушевленным миром (объект);

- ценность – социокультурное значение предметов, процессов, явлений окружающего мира для человека; ценность – это всегда благо, то, что не является благом для человека, не является и ценностью для него (отсюда выводы: 1. ценность всегда субъективна, т.е. зависит от личности конкретного человека, 2. ценность – то, что удовлетворяет потребности, является жизненным ориентиром, 3. ценность не присуща предметам сама по себе – ценность определяется в ходе взаимодействия человека с внешним миром);

- антиценность – предметы и явления окружающего мира, воспринимаемые человеком негативно;

- оценка – средство и процедура определения значения предм6етов, процессов и явлений; выявление их социокультурного смысла через соотнесение с запросами субъекта оценки, т.о. оценка всегда субъективна;

- ценностная парадигма – устоявшийся подход к оценке предметов и явлений окружающей действительности;

- переоценка ценностей – переосмысление устоявшихся представлений, смена ориентиров;

- ценностный нигилизм – отвергание устоявшихся ценностей;

- акиосфера – совокупность ценностей, имеет подвижную структуру и конкретно-исторический характер.

 

Классификация ценностей (привести собственные примеры для каждого вида ценностей):

1. по субъекту-носителю: индивидуальные, групповые, общечеловеческие (универсальные);

2. по социальному содержанию: экономические, социальные, политические, духовные, правовые и т.п.;

3. по способу существования: материальные (утилитарные), духовные;

4. по длительности существования: преходящие (обусловлены конкретной исторической эпохой), непреходящие (имею надвременное значение);

5. по значению: утилитарные (временные, промежуточные), фундаментальные («вечные», составляющие смысл жизни человека).

 

Духовные ценности – продукт особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума, сердца. Сердце в философии – метафора, символ глубинного центра духовных сил человека.

Духовные ценности существуют на уровне элитарного и массового сознания (привести примеры). По отношению к духовным ценностям так же существует категория и духовных антиценностей (привести примеры).

Производители духовных ценностей – отдельные личности, группы людей, общество в целом (привести примеры).

Особая роль в системе духовных ценностей отводится идеалу – мысленной модели совершенного, а потому желаемого будущего. Идеал – это представление о совершенном, предельная цель в жизни человека (привести примеры). Идеал может быть истинным и ложным (привести примеры).

Проблема идеала пересекается с вопросом о смысле жизненного пути человека (вопрос о смысле жизни). проблема жизненного пути человека – проблема социально-исторического и культурного самоопределения человека (поиск собственного места, самоопределение в историческом времени, в конкретном обществе, в рамках конкретной культуры) (привести примеры).

Аксиология рассматривает вопрос о духовности – подлинно человеческом в человеке. Духовность устремляет человека к некоему совершенному состоянию (самостоятельно определить роль философии в формировании духовности человека).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 730 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.