Объединение Руси — начавшийся в XIII веке процесс реинтеграции раздробленных русских княжеств вокруг нескольких новых политических центров, проводивших политику «собирания русских земель». Объединение осуществлялось в различных формах — через наследование, путём покупки, на основании ярлыка, полученного в Орде, и посредством завоеваний. В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Великим княжеством Тверским и другими княжествами и ставшее основой Русского централизованного государства. В Юго-Западной Руси собирание русских земель проводило Великое княжество Литовское, достигшее к концу XV века максимального территориального расширения. Между обоими центрами консолидации вспыхнула жёсткая борьба за наследие Древней Руси, выразившаяся в длинной череде русско-литовских и, после образования Речи Посполитой, русско-польских войн. Впоследствии, начиная со второй половины XVII века, перевес в этом соперничестве прочно установился на стороне России. Присоединение земель Юго-Западной Руси к Российской империи в XVIII веке под лозунгом «Отторженная возвратихъ», а также кратковременное присоединение Галицкой Руси в ходе Первой мировой войны воспринимались в России как логическое продолжение и завершение этого процесса.
В начале XIII века Русь состояла из полутора десятков княжеств, в большинстве которых шёл интенсивный процесс образования более мелких уделов. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими землями на северо-востоке были Владимиро-Суздальская и Смоленская. К началу XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века ведущие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича и объединением им Галицкой земли и Волыни в единое государство самым могущественным княжеством на юго-западе стало Галицко-Волынское. В 1239 году сын Романа — Даниил присоединил к своим землям Турово-Пинское княжество, а в 1240 году овладел Киевом. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.
Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237—1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Владимирский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году получил ярлык от хана Батыя на всю Русь и отправил своего наместника в Киев. Но после смерти Ярослава, который был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме в 1246 году, было выдано два ярлыка его сыновьям: Андрею — на Владимирское княжество, а Александру Невскому — на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Романович Галицкий. В 1250—1253 годах он покорил ятвяжские земли и Чёрную Русь, а в 1254 году получил из рук папы римского титул короля Руси. Даниил своими силами выступил против Орды и нанес её войску ряд поражений, став, таким образом, первым русским правителем, который сумел выбить монголо-татар со своей земли. Тем не менее, избавиться от ордынской зависимости Галицко-Волынскому княжеству не удалось. В 1325 году род Романовичей был отстранён от власти, что положило начало войне за галицко-волынское наследство. Её результатом стал раздел княжества между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским.
Во второй половине XIII века большинство ранее существовавших земель подверглось сильному территориальному дроблению. Связи между ними, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Киев пришёл в упадок. В нём правили местные провинциальные князья, которые не претендовали на главенство над Русью. Старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества, прежде не игравшие заметной роли.
Русские земли в конце XIV века
В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. В течение XIII—XV веков во владении великих литовских князей из рода Гедиминовичей оказались Городенское, Полоцкое, Витебское, Турово-Пинское, Киевское княжества, а также большая часть Черниговщины, Волынь, Подолье, Смоленщина и ряд других русских земель. Тем самым ушло в прошлое единоличное правление Рюриковичей и родовое единство Руси. Присоединение земель происходило как военным, так и мирным путём.
Вхождение в состав Литвы ослабило, а впоследствии положило конец верховной власти Золотой Орды на этих землях. Великий князь Ольгерд заявлял о своём желании объединить под своим владением всю Русь. Наибольшего могущества Великое княжество Литовское достигло в годы правления великого князя Витовта. После вхождения в состав Литвы Смоленского княжества во второй половине XIV века литовские владения вплотную подошли к границам Московского княжества. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили серьёзных конкурентов.
Иная ситуация была в Северо-Восточной Руси, где по-прежнему правили Рюриковичи, потомки Мономаха: там существовало несколько крупных княжеств, которые боролись друг с другом за контроль над Владимирским великокняжеским столом. С начала XIV века великие князья владимирские стали носить титул с приставкой «всея Руси», но их реальная власть ограничивалась только территорией Владимирской земли и Новгородом. В XIII веке владимирским столом владели князья Твери, Костромы, Переяславля и Городца, в XIV веке — Твери, Москвы и Суздаля. В борьбе за обладание Владимиром перевес постепенно оказался на стороне Московского княжества, чему способствовала активная и дальновидная политика первых московских князей. При Дмитрии Донском Владимир стал московским наследственным владением. Большое значение имело перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву, превратившуюся в духовный центр возрождавшегося Русского государства. Столь же важное значение для утверждения Москвы как общерусского центра имела победа московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).
Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) длительное время оставалась автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением подчинялся именно владимирским князьям. В 1333 году на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович[1].
Дальнейшее развитие двух русских государств, Москвы и Литвы, шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, знать находилась на положении княжеских слуг. Великое княжество Литовское, частично сохраняя традиции Киевской Руси (так называемый принцип старины), развивалось по центрально-европейским образцам с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами.
Рост Великого княжества Московского с 1390 по 1525 год
В результате заключения в 1385 году Кревской унии Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились под единым правлением великого князя литовского Ягайло и его потомков, правивших обоими государствами вплоть до конца XVI века. Череда русско-литовских войн конца XV — начала XVI веков привела к заметному сокращению территории Великого княжества Литовского.
Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжеств, Посемья и Северской земли (1500)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества. Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Как и его предшественники Дмитрий Шемяка и Василий II, он использовал титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли.
Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.
Начавшаяся в 1558 году Ливонская война оказалась непосильным бременем как для Российского государства, так и для Великого княжества Литовского, вынужденного в 1569 году объединиться с Королевством Польским и образовать совместное государство, известное как Речь Посполитая. Кроме прочего, Великое княжество Литовское лишалось нынешних украинских земель, перешедших в состав Польши.
В 1654 году началась русско-польская война 1654—1667 годов, в которой Россия вновь поставила перед собой цель объединения всех русских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах[2]. В результате войны, к России была присоединена Левобережная Украина. В 1686 году была переподчинена Московскому патриархату Киевская митрополия. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году. Присоединение этих русских земель проходило под лозунгом «Отторженная возвратихъ», выгравированном на орденах.
Вывод: Благодаря великому московскому княжеству, во главе которого стоял Иван Калита, удалось осуществить обьединение русского государства, в которое вошло много национальное население и разнослойное общество.