Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метонимия (греч. переименование) — обозначение предмета или явления

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Гомеровский эпос

Гомеровский вопрос. Величайшие памятники древнегреческой культуры — эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» — связыва­лись в сознании древних греков и последующих поколений с именем слепого поэта Гомера, которого легенда изображает стран­ствующим певцом. Семь городов — Смирна, Хиос, Колофон, Са-ламин, Родос, Аргос, Афины — спорили за честь называться его родиной. Поэмы были записаны в VI в. до н.э. по распоряжению афинского тирана Писистрата. Время жизни Гомера определялось по-разному, от XII до VII в. до н. э.

В течение всей античности сомнений в авторстве Гомера по от­ношению к «Илиаде» и «Одиссее» почти не возникало. Ему также приписывались т. н. «Гомеровские гимны», комическая поэма «Мар­гит» и другие произведения. Небольшая группа филологов — «хо-ризонты» («разделители») настаивала на том, что Гомеру принад­лежит только «Илиада». В XVII в. аббат Ф. Э. д'Обиньяк в ответ на критику поэм классицистами, отметившими отсутствие единства героя и единого плана «Илиады», предложил рассматривать это произведение как механическое сцепление малых поэм, написан­ных разными авторами. После изложения И. Г. Гердером нового подхода к фольклору как к коллективному устному творчеству не­мецкий филолог Ф.А.Вольф в работе «Введение к Гомеру» (1795) применил этот подход к поэмам и исходя из того, что письмен­ность возникла у греков лишь в VII—VI вв. до н.э., пришел к выво­ду, что такие большие произведения не могли существовать в уст­ной форме и что поэмы — собрания отдельных песен (правда, боль­шинство из них принадлежит одному автору). Через год один из основателей романтизма Ф. Шлегель пошел еще дальше, утверж­дая, что поэмы — результат коллективного народного творчества. Открытие Трои немецким археологом Шлиманом, доверившимся Гомеру как поэту, излагавшему не легенды, а реальную историю, а также обнаружение существования у греков письменности с XV в. до н. э. сильно поколебало позиции «аналитиков», ведь теория Воль­фа держалась на неправильном убеждении, что письменность по­явилась у греков не раньше VII—VI вв. до н. э. Решения гомеровс­кого вопроса пока нет. Доказано, что «Илиада» связана с Ионией (Малая Азия) и что язык «Одиссеи» относится к более позднему периоду, чем язык «Илиады». Большинство ученых рассматривает поэмы как раннелитературный, а не чисто фольклорный памятник. Таким образом, авторство Гомера если не доказано, то возможно.

«Илиада». Тема (предмет повествования) поэмы — Троянская война, идея (авторская мысль в отношении темы) — закономер­ность победы в этой войне греков, поддержанных олимпийскими богами, несмотря на временные неудачи. При превращении темы в сюжет Гомер впервые использует одно из важнейших свойств литературы, позволяющей ей в ограниченном объеме текста от­ражать многообразие действительности и связанные с жизнедея­тельностью человека представления, — метонимичность1.

Метонимия (греч. переименование) — обозначение предмета или явления

по одному из его признаков, замена предмета его частью. I)

Гомер выбирает лишь один эпизод десятого года многолетней войны у стен Трои (Илиона): гнев главного героя греков Ахилла, у которого предводитель греческих войск Агамемнон отбирает военную добычу — пленницу Бризеиду. «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына // Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял...» — первые строки поэмы, в которых сразу обозначено главное событие сюжета. Греки на­чинают терпеть одно поражение за другим. Когда погибает друг Ахилла Патрокл, тот переносит гнев на его убийцу — лучшего воина троянцев Гектора, выходит на бой с ним, убивает его и истязает мертвое тело. Пришедший к нему царь Трои старец Приам молит вернуть ему тело сына, гнев Ахилла проходит, и он отдает тело Гектора. События охваты­вают всего четыре дня. Параллельный сюжет разворачивается на Олим­пе: Зевс обещает матери Ахилла Фетиде, что греки будут терпеть пора­жения, пока не загладят обиду, нанесенную Ахиллу. Боги, поделившие свою благосклонность между греками и троянцами (последних поддер­живают Аполлон и Афродита), вступают в бесконечные споры (иногда довольно комичные).

Обе сюжетные линии — земная и небесная, две связанные с ними системы образов — людей и богов тесно сплетаются и не­мыслимы друг без друга.

Эпическая природа поэмы сказывается в позиции рассказчика (тип рассказчика-демиурга, всезнающего и вездесущего), объек­тивной, обстоятельной манере повествования, описательности (огромное количество деталей, например, в знаменитом описа­нии щита Ахилла), соотнесенности с мифологической системой, известной читателю (слушателю), монументальности образов. Преобладание общего над индивидуальным, внешнего над внут­ренним является важной стилевой особенностью поэмы.

Поэтическая техника отмечена связью с фольклорными сред­ствами: в поэме присутствуют повторы, постоянные, нередко дву­составные эпитеты («волоокая» о Гере, «розовоперстая» о богине зари Эос и т.д.), развернутые сравнения. В «Илиаде» много арха­измов. Позднейшие редакторы разделили «Илиаду» на 24 песни. Поэма написана гекзаметром (шестистопный дактиль без риф­мовки), хорошо переданным Н. И. Гнедичем, современником Пушкина, в переводе на русский язык.

«Одиссея». Вторая гомеровская поэма, также позднее разделен­ная на 24 песни, несколько меньше по объему, но обширнее по сюжету.

Одиссей после победы греков над троянцами возвращается на род­ной остров Итаку к жене Пенелопе и сыну Телемаку. Возвращение затя­гивается на двадцать лет. Одиссею препятствует бог морей Посейдон, но помогает Афина. Поэма заканчивается местью героя дерзким женихам Пенелопы.

Во многом характеристика, данная «Илиаде», приложима и к «Одиссее». Однако во второй поэме значительно больше места от ведено мифологическим существам: помимо олимпийских богов здесь появляются смертоносные прекрасноголосые сирены, чудо­вищные Скилла и Харибда, одноглазый циклоп Полифем, вол­шебница Кирка (Цирцея), нимфа Каллипсо и т.д. Одиссей пока­зан героем, способным с помощью острого ума противостоять богам и чудовищам. Замечательно перевел «Одиссею» на русский язык выдающийся поэт-романтик В.А.Жуковский.

«Маргит». Древние приписывали Гомеру первую сатирическую поэму «Маргит», от которой дошло лишь вступление. Ее герой — Маргит, недотепа и болван, который «много знал, но все плохо». Существование этого произведения ставит под сомнение право­мерность утверждения, что пародирование героического эпоса связано с его закатом. Возможно, правильнее говорить о «священ­ном смехе» как параллели героическому восприятию мира.

Гомеровские поэмы оказали огромное влияние на мировую ли­тературу, персональная модель Гомера — одна из самых ранних и самых влиятельных моделей всемирной литературы. Гомеру под­ражали Вергилий в «Энеиде», Камоэнс в «Лузиадах», Мильтон в «Потерянном рае», Вольтер в «Генриаде» и др., образы его поэм с античных времен и до наших дней привлекают писателей раз­ных континентов.

Ранняя классика

Гесиод. Гесиод (конец VIII в. до н. э.) — первый известный нам достоверно существовавший древнегреческий поэт, автор эпиче­ских поэм «Труды и дни» и «Теогония». Поводом для создания «Трудов и дней» стал судебный процесс автора с братом Персом из-за раздела земли, доставшейся им в наследство после смерти отца. Гесиод описывает труд земледельца, его верования и суеве­рия, его отношение к жизни. Важен большой раздел поэмы (сти­хи 109 — 200), в котором излагается праисторический взгляд на существование человечества. Выделяются «золотое поколение» (при Кроне, когда люди жили безмятежно и спокойно умирали, «как будто объятые сном», «недостаток был им ни в чем неизвестен»), затем поколения «серебряного», «медного веков», поколение ге­роев времен Троянской войны. Самое несчастное — пятое поколе­ние «железного века», к которому относит себя поэт. «Если бы мог я не жить с поколением пятого века! // Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться», — восклицает он, вводя лириче­ский элемент в эпический пласт повествования.

Во второй поэме, «Теогония», повествуется о происхождении космоса из хаоса, генеалогии богов, это первое в античности си­стематическое изложение теогонических мифов. Обе поэмы напи­саны эпическим'стихом — гекзаметром. Поэма «Труды и дни» рассматривается как первый образец дидактического эпоса, поэма «Теогония» — как религиозно-фи­лософское эпическое произведение, источник философского эпоса.

Героико-комический эпос. «Батрахомиомахия». Предположитель­но в конце VI в. до н. э. возникла необоснованно приписываемая некоему Пигрету поэма «Батрахомиомахия» («Война лягушек и мышей»).

В ней рассказывается, как из-за гибели мышонка Крохобора, сына мышиного царя Хлебоеда, по вине властителя лягушек Вздуломорда между мышами и лягушками начинается однодневная битва, столь ожесточен­ная, что даже богам приходится удалиться в безопасное место, чтобы за ней наблюдать; только молния, брошенная Зевсом по совету Арея, пре­кращает страшное побоище.

В поэме пародируются черты гомеровского эпоса: начальное обращение к музам за поэтическим вдохновением, сопоставление двух сюжетных линий — земной и олимпийской, зажигательные речи предводителей войск перед боем, схема описания поедин­ков, стих — торжественный гекзаметр. «Батрахомиомахия» — са­мый яркий из дошедших до нас образцов жанра героико-коми-ческой поэмы.

Философский эпос. Ксенофан. Ксенофан из Колофона (ок. 570— 480 до н.э.) — древнегреческий поэт и философ. Бежал от пер­сов в Элею (Южная Италия), стал первым представителем элей-ской философии, создателем философского эпоса, отделив философское содержание от религиозного. Согласно Ксенофа-ну, бог не человекоподобное существо, а мировой дух, прони­зывающий Вселенную. С этой позиции он критикует антропо­морфные представления о богах: «Черными мыслят богов и кур­носыми все эфиопы, // Голубоглазыми их же и русыми мыслят фракийцы»; «Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою, // То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзну­ли».

Басня. Эсоп. Эсоп (традиц. Эзоп, ок. VI в. до н. э.) — по легенде, раб из Фригии (Малая Азия), затем вольноотпущенник при дво­ре царя Лидии Креза, сброшенный со скалы в Дельфах за свято­татство. Эсоп — родоначальник жанра басни, связанного с фоль­клорными рассказами и сказками о животных. В баснях Эсопа есть иносказание (история из жизни людей, а чаще очеловечен­ных животных или предметов, имеющая особый смысл) и мо­ральный вывод, что сближает басню с притчей. Так, в басне «Во­рона и лисица» после истории с куском сыра, хитростью выма­ненным лисой у вороны, делается вывод: «Не верь врагам — проку не будет». В басне «Лисица и виноград» вывод звучит так: «Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай». Иносказательность, характерная для басен Эсопа, отразилась в выражении «эзопов язык». В античности сложилась тра­диция пересказывать басни Эсопа (стихотворные басни римского поэта Федра и др.), продолжившаяся в Новое время (басни Лафон-тена, Крылова).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наиболее крупные фармацевтическиефирмы, действующие на рынке Сибирского региона | Учетная карточка №————— форма гу-1 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 723 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.