Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации




Лекция № 2

Культурогенез и проблема межкультурного взаимодействия

План:

1. Культурогенез: динамика и статика культуры

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации

Структура и средства межкультурного взаимодействия

Виды межкультурного взаимодействия

Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

1. Культурогенез: динамика и статика культуры

Частное понятие культурогенеза

Культурогенез (от лат. cultura и греч. genesis – возникновение).

1) возникновение культуры как таковой;

Общее понятие культурогенеза

2) один из видов социальной и исторической динамики культуры заключается в порождении новых культурных форм и в интеграции новых культурных форм в существующие культурные системы.

Культурогенез не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.

Культурогенез напрямую связан с динамикой и статикой культуры.

Статика культуры – это состояние неизменности культуры.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур.

Причинами динамики культуры являются:

– адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

– необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

– творческая инициатива отдельных личностей.

Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою – состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.

Рассмотрим культурную динамику.В развитии культуры выделяются три скачка:

1) появление письменности;

2) изобретение книгопечатания;

3) современные достижения (появление телевидения, аудио- и видеозаписи, голографии).

Важнейшая характеристика культурной динамики – инновация.

Инновации, или культурное творчество, – это новые культурные явления, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов.

Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения:

– открытие – получение новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно;

– изобретение – создание новой комбинации на основе ранее сделанных открытий.

Примеры открытий

Примеры открытий: теория Ч. Дарвина, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Примеры изобретений

Паровой двигатель не был бы изобретен в начале XIX века, если бы не открытие Закона объемного расширения газов, сделанное Жозефом-Луи Гей-Люссаком в 1802 году.

Позже на основе парового двигателя появился локомотив,

пароход, автомобиль, что в свою очередь стало причиной промышленного переворота, повлекшего за собой изменение производительных сил и производственных отношений, соответственно, смену общественно-экономической формации и т.д.

К серьезным изменениям в каждой конкретной культуре приводит взаимодействие культур, которое выражается в виде:

 

– диффузии культурных ценностей,

взаимном проникновении культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку.

Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

– культурного лага, возникающего между инновацией и ее усвоением. Это понятие ввел Уильям Огборн.

Одна из причин культурного лага – привычка и инерция.

Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения.

Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы.

Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений, но, хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.

– культурной трансмиссии, представляющей собой процесс преемственности и непрерывности культурного развития.

Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой, и она искусственно подавлялась в течение 75 лет.

Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры.

Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

– культурной ассимиляции, процесса усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия.

В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья.

Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре, а может придерживаться политики этноцентризма – силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.

Резервации индейцев и негритянские гетто в США – это пример культурной дискриминации, политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения. Она может включать вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.

Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров.

Это политика насильственной ассимиляции.

Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры.

В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс. азиатов.

Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии, алжирцев из Франции.

Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг.

Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное, экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи – исторически наиболее известные примеры колониализма. В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.

 

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации

Одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми.

Воздействия на развитие культуры так или иначе связаны с межкультурной коммуникацией.

Межкультурная коммуникация – информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.

В русском языке слово «коммуникация» впервые появилось в связи именно с международными событиями. Впервые его употребил Петр I.

Произошло это в связи с тем, что по Столбовскому договору 1617 г. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря и захватили исконные русские земли по побережью Финского залива. Давая политическую оценку этому обстоятельству, Петр I отмечал: шведы, отодвинув Россию от Балтийского моря, тем самым «разумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли».

Наиболее важным обстоятельством следует считать то, что термин «коммуникация», наряду со многими другими, вошел в первый русский словарь иностранных слов (XVIII столетие).

Этот словарь, озаглавленный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», содержит толкование 503 иностранных слов. На странице 9 «Лексикона» мы находим интересующее нас слово: «Коммуникация – переговор, сообщение».

Начиная с этого момента слово «коммуникация» входит в деловую русскую речь.

Латинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis (munus).

Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошли многие производные, в том числе и наше «коммуникация», – слово communis, означающее «общий, всеобщий». От него происходит communio –общность, соучастие.

Коммуникация, однако, не является единственным способом взаимодействия людей в международной практике.

В процессе развития контактов между людьми или их объединениями нередко наступают такие моменты, когда коммуникативные возможности воздействия одной стороны на другую с целью изменения ее поведения оказываются или кажутся исчерпанными.

Тогда вступает в действие механизм насильственного принуждения к определенному образу поведения, механизм, покоящийся не на передаче информации (в основном), а на приложении силы, жестокости, механизм коэрции.

Коэрция (от лат. соегсео – наказывать, обуздывать, укрощать) – механизм реализации воздействия или взаимодействия не коммуникативным способом, а с применением силы, принуждения (драка, заключение в тюрьму, война и т. д.). Понятие «коэрция» является антитезой понятию «межкультурная коммуникация».

Сами типы коммуникации, используемые в жизненной практике, накладывают рамки на процесс принятия и усвоения информации.

Выделяют следующие типы коммуникации:

– непосредственная, межличная коммуникация;

– интергрупповая коммуникация;

– межгрупповая коммуникация;

– межкультурная коммуникация;

– массовая коммуникация.

При движении в этом списке от 1-го номера к 5-му ослабевает обратная связь в коммуникационном процессе, что снижает его продуктивность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1044 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.