Рождение и распространение ислама. Основы мусульманского вероучения. Характерные черты мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков. Значение Корана. Традиционное право ислама. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков. Коран как памятник мировой культуры. Художественные традиции арабо-мусульманского мира. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.
Основные понятия: ад, алтарь, алхимия, апокалипсис, апостол, аскетизм, Бог, Библия, божественное откровение, буффонада, былина, ваганты, витраж, варварское сознание, варяги, вече, «вочеловечивание Бога», готика, граффити, денежная лавка, донжон, догмат, ересь, Евангелие, ессеи, житие, заповеди, «звериный стиль», иерархичность, инквизиция, иконография, искупительная жертва, иудаизм, иудеохристианство, изгой, иконостас, креационизм, крестово-купольный храм, католицизм, карнавал, «комическое снижение», куртуазность, крестовые походы, крещение кириллица, левкас, летопись, монашество, миннезингеры, молитва, мировые религии, мессия, папство, «пламенеющая готика», персонализм, православие, первородный грех, провиденциализм, повествовательная капитель, портал, посад, пергамент, рай, рыцарство,, рыцарский орден, символ веры, сага, смеховая культура, скоморошество, «сословная замкнутость, сеньоральная лестница, слобода, смерд, самодержавие, троица, теология, трубадуры, теоцентризм, фреска, феодализм, христианство, чистилище, шутовство, юродство.
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки формирования культуры Возрождения в эпоху позднего средневековья. Значение термина «Возрождение». Основные черты культуры Возрождения: гуманизм, секуляризация, восстановление античных философских и научных идеалов, соединение христианства с античными идеями, синтез культур, «чрезвычайный вкус к искусствам».
2. Особенности итальянского Возрождения. Деятельность итальянских гуманистов. Специфика итальянского гуманизма и его отражение в искусстве: идея гармонии мира и человека, «приземление» и «обожéние» человека, универсализм человека, элитарность и оптимистичность культуры. Периодизация итальянского Ренессанса: нарастание гуманистических и светских тенденций от проторенессанса до высокого Возрождения, их отражение в искусстве. Драматизм позднего Ренессанса. Основные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Бокаччо; религиозная картина мира и образ человека в живописи Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Возрождение: Джорджоне, Тициан, Веронезе
3. Роль Реформации в становлении культуры Северного Возрождения. Особенности северного Возрождения: опосредованная связь с античной культурой, преобладание готики над античностью, связь культуры с Реформацией и Крестьянским движением, религиозность, формирование буржуазной культуры, национальный и народный характер культуры. Трудовая этика протестантизма как основа буржуазных отношений. Судьба протестантизма. Искусство северного Возрождения, его особенности и основные представители.
Значение Возрождения для европейской культуры.
Основные понятия: автопортрет, антик, антропометрия, буржуа, Возрождение, гедонизм, гелиоцентризм, гуманизм, графика, идеализация, индульгенция, кальвинизм, контрреформация, личная вера, Крестьянское движение, лютеранство, Мадонна, мануфактура, маньеризм, масляная живопись, обожéние человека, памятник, пантеизм, пастор, перспектива, протестантизм, протестантская этика, реалистичность, Реформация, светский, свобода, сектантство, секуляризация, синтез искусств, сфумато, трудовая этика, универсализм личности,
.
.