Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос № 1. Общество и социальные институты.

Сам термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - ус­тановление, устройство. Со временем приобрел два основных зна­чения – узкое (техническое) и широкое (социо-гуманитарное). Соответственно содержание данной категории определяется, исходя из непосредственного интереса предметной области научного знания.

Как отмечают исследователи, одним из первых понятие института было включено в научный анализ выдающимся экономистом и социологом Т. Вебленом. Институты, по его мнению, – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. Также под институтами Т. Веблен понимал: привычные способы реагирования на стимулы; структуру производственного или экономического механизма; принятую в настоящее время систему общественной жизни.[1]

Другой основоположник институционализма, Дж. Коммонс[2], определял институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. У. Митчелл[3] понимал под институтами господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки. В настоящее время наиболее распространенной является трактовка институтов Д. Норта: Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми[4].

В рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является О. Уильямсон, сформировалась достаточно оригинальная точка зрения на экономическую природу института, который рассматривается как механизм управления контрактными отношениями[5]. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации. Институты:

· регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов;

· определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая трудность доступа к ресурсам, что составляет основу для соперничества и конфликтов в борьбе за обладание ими;

· структурируют и закрепляют как общественно признанные практики борьбу различных интересов, регламентируя правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты;

· предлагают способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен[6].

При этом подчеркивается, что функционирование институтов определяется в первую очередь родом их деятельности и культурными традициями.

Таким образом, согласно представлениям об институтах в современной экономической теории, их суть определяется некоторыми правилами, совокупностью общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают те или иные формы экономического поведения одного индивида или организации при взаимодействии их с другими. Любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт.

Одним из первых, кто уделил значительное внимание проблеме институтов, организации и институционализации общественной жизни был Г. Спенсер. Он не дал строгого определения, но из анализа его творческого наследия можно прийти к выводу, что институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений и «общественного договора» как ответ на рост численности человеческой популяции, согласно универсальному закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Всякое учреждение, как пишет английский мыслитель, складывается как устойчивая структура «социальных действий», которые составляют первичный материал для социологических исследований.[7]

Типология общественных институтов основывалась у Г. Спенсера на выделении главного предназначения всех институ­тов, - регуляции социальных процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними. В рамках своей «организмической теории» он выделил следующие учреждения (социальные институты) как специфические части общества и продукты его эволюции: домашние, обрядовые, церковные, профессиональные, промышленные и политические. Последние, прежде всего государство и другие политические организации, по мнению Спенсера, гарантируют социальный порядок, стабильность и развитие общества.

Значительный вклад в анализ политических институтов внес французский социолог Э. Дюркгейм. В соответствии с методологической схемой социального реализма, он пришел к выводу, что на основе общих идей и верований в социальном пространстве формируются «коллективные представления» (эмоционально окрашенные идеи и верования), составляющие, так называемые, «социальные факты», которые конституируют по своей сути особого рода реальность, отличную от всех других видов реальности, - общество. Такие идеи-факты-представления коллективного сознания по отношению к отдельному индивиду объективны, независимы и носят принудительный характер, т. е. способны оказывать на него внешнее давление. Этот духовный субстрат социума, основа и важнейший регулятор общественных отношений и есть ни что иное, как совокупность социальных институтов, основная функция которых заключается в налаживании соответствия между тем или иным институтом и некоторой потребностью общества как органического целого.[8]

Подводя итоги анализу категории «институт» в социологической науке можно сделать следующий вывод. Под институтами (в первую очередь политическими) понимается:

во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизне­деятельности;

во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующаяся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления);

в-третьих, - реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом[9].

В качестве основных характерных признаков политического института выступают:

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия.

2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций отдельными индивидами, обусловленные стандартизацией определенного круга обязанностей.

3. Особый тип регламентации, т.е. воспроизводство достаточно широкого круга условий, требований, обязанностей, выполняемых исполнителями функций.

4. Рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер социальной регуляции. Обязывающая сила политического института органично связана с наличием фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения — норм, а также механизмов социального контроля, санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательным индивидуальным действиям.

5. Наличие политических организаций, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль над его деятельностью. Кроме того, каждый политический институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами.

6. Наличие общепризнанной символики, на основании которой происходит политическая идентификация индивида с данным политическим институтом или организацией и легитимация последних.

Можно выделить ряд универсальных функций, выполняемых всеми институтами:

- удовлетворение важнейших жизненных потребностей социума;

- политическая социализация людей и трансляция политического опыта (усвоение политико-культурных норм и освоение социальных ролей в политической сфере и др.);

- закрепление и воспроизводство общественных связей;

- регуляция политических отношений;

- интеграция всего общества в единый политический организм;

- политическая коммуникация и др.


[1] Веблен, Т. Теория праздного класса. - М., 1984. - С. 201-202.

[2] International Encyclopedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press. 1968. V. 4. A. Economic Thought: The Institutional School. - Р. 462-467.

[3] Там же. С. 462-467.

[4] Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. - Т. 1. - Вып. 2. - М., 1993. - С. 73.

[5] Уильямсон, О. Экономические институты капитализма. - СПб., 1996. - С. 48.

[6] Оффе, К. Политэкономия: социологические аспекты // Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. - М., 1999. - С. 667.

[7] См.: Спенсер, Г. Основания социологии. Сочинения. Т. 4. – СПб., 2000.

[8] См.: Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М., 1991.

[9] См.: Дегтярев, А. А. Основы политической теории. - М.: Высш. шк., 1998.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг. | Программное обеспечение для создания видеороликов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.