Оператор ввода
Для ввода переменных используется оператор:
Read (список ввода);
В списке ввода описывается последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Например:
Read (а, в, с);
Другой вариант оператора ввода:
ReadLn (список ввода);
Этот оператор кроме ввода данных осуществляет автоматический переход на новую строку.
Значение вводимых переменных должны соответствовать типам переменных, указанным в разделе описания переменных. Значения переменных вводятся с клавиатуры и отделяются друг от друга хотя бы одним пробелом после запуска программы на выполнение.
READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
Оператор вывода
Для вывода данных из программы используется оператор:
Write (список вывода);
В списке вывода могут быть имена переменных, выражения различных типов, а также произвольный набор символов, разделенных запятыми. Набор символов обязательно заключается в апострофы (то, что заключено в апострофы при работе программы появится на экране монитора без изменений).
Например:
Write (‘Количество-’, К);
При выводе на экран нескольких чисел в строку они не отделяются друг от друга пробелами, поэтому программист сам должен позаботиться о таком разделении.
Например:
Write (‘Количество и сумма -’, К, ‘ ‘, S);
Другой вариант оператора вывода:
WriteLn (список вывода);
Этот оператор после вывода значений осуществляет автоматический переход на новую строку.
Пользователь может определить, сколько разрядов должны содержать выводимые данные:
Write (выражение: n: m);
где n – общее количество позиций в числах;
m – количество позиций в дробной части этих чисел.
Как правило, вводу/выводу данных предшествует вывод на экран сообщение типа напоминания о предстоящем вводе/выводе данных:
Write (‘ выводимый на экран текст напоминания’);
3. Оператор присваивания (: = )
Имя переменной:= выражение
В результате присваивания переменная получает новое конкретное значение. В операторе присваивания переменная и выражение должны иметь один и тот же тип.
Последовательность строк выполнения программы называется протоколом программы.
Пример: Составить программу на языке Паскаль для вычисления выражения
Программирование алгоритмов разветвляющей структуры
В алгоритмах разветвляющейся структуры выбирается один из нескольких возможных путей вычислительного процесса.
Для программирования таких алгоритмов используются 3 оператора:
1) Оператор безусловного перехода;
2) Оператор условного перехода;
3) Оператор выбора (варианта).
Оператор безусловного перехода
Оператор безусловного перехода имеет вид:
Goto < метка >;
Метка представляет собой либо целое число от 0 до 9999, либо идентификатор. Метки должны быть предварительно описаны в разделе Label. Одной меткой отмечается только один оператор.
Оператор Gotoпозволяет изменить стандартный последовательный порядок выполнения операторов и передает управление конкретному оператору, которому в этом случае должна предшествовать метка.
< метка >: < оператор >;
Оператор безусловного перехода следует использовать только в исключительных случаях, например, для выхода к концу программы в случае неправильного задания данных, поскольку такие переходы разрушают связи между структурой программы и структурой вычислений, что затрудняет ее чтение, отладку и проверку на правильность. Неправильное использование оператора Goto усложняет программу за счет многократных переходов вперед или назад по программе.