(по Л.Н. Лавровой)
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
| |||||||
Другим свойством личности учителя является его характер — система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения. Способы эмоционального реагирования учителя могут быть:
1) по содержанию — оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);
2) по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности — конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);
3) по характеру активности - наступательными (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому), рационализирующими (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);
4) по функции — мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирующими (разоблачение другого, упрямство);
5) а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).
Однако важнейшим фактором, определяющим успешность формирования профессиональной пригодности, является устойчивая профессиональная направленность специалиста. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Она является одним из важнейших факторов достижения вершины в профессиональной педагогической деятельности. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.
Виды профессиональной направленности: 1) социально-нравственная; 2) профессионально-педагогическая; 3)познавательная.
Социально-нравственная: ее выражают следующие свойства и характеристики личности: социальные потребности, моральные ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
Профессионально-педагогическая: ее составляют: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии учителя находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и ее видам, в стремлении к овладению знаниями и умениями. Педагогическое призвание – это склонность, вырастающая из осознания способностей к педагогической деятельности. Субъективное переживание призвания к выполняемой или избранной деятельности может оказаться значительным фактором в развитии личности: вызывать увлеченность деятельностью, побужденность пригодности к ней.
Познавательная: ее основа: духовные потребности и интересы. Одно из проявлений духовных потребностей личности – потребность в знаниях. Необходимым условием профессионального самостановления и совершенствования является непрерывное педагогическое самообразование. Один из главных факторов познавательного интереса – это любовь к преподаваемому предмету. Для современного учителя важно уметь хорошо ориентироваться в отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности, быть в курсе новых исследований.
Интегральные характеристики личности:
1.Профессиональное педагогическое самосознание учителя - комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Профессиональное самосознание проявляется в следующих формах:
1) осознание учителем норм, правил и моделей педагогической профессии как эталонов для осознания своих качеств;
2) осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом как абстрактным, так и в образе коллеги;
3) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (учеников, коллег, руководства), учет ожиданий со стороны других;
4) самооценка учителем своих отдельных сторон: в когнитивном аспекте – понимание и осознание себя, своей педагогической деятельности, общения и личности, в эмоциональном аспекте – эмоциональное отношение и оценивание учителем самого себя, в поведенческом аспекте – способность к действиям на основе самосознания;
5) положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание положительной Я-концепции.
2. Индивидуальный стиль деятельности и общение - это характерные для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения и более частные особенности: ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями. А. Я. Никоновой выделено четыре стиля, в том числе два крайних: рассуждающе-методичный и эмоционально-импровизационный. Для учителя первого стиля характерно четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель тяготеет к определенности в планировании урока, уделяет много внимания повторению и закреплению, не упускает средних и слабых учеников, работает в невысоком темпе и со всеми учениками, обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Профессиональная самооценка чаще невысокая. Учитель эмоционально-импровизационного стиля не стремится к четкому планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, предпочитает работать с «яркими» учениками и поощряет их, увлекается самим процессом работы, проводя ее в быстром темпе, ориентирует учащихся на поиск нового, но не всегда обеспечивает прочное усвоение знаний и навыков школьников. Профессиональная самооценка обычно завышена.
3. Творческий потенциал: Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.
Неадекватность типовых приемов педагогической деятельности многообразным ситуациям объективно стимулируют учителя к творчеству. Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества:
первый уровень творчества — это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень — это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень — эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало.
Выделяют звенья творческого процесса:
1) потребность в новой идее;
2) выделение проблемы;
3) отказ от первого решения ради поиска других путей;
4) переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждению;
5) свободные умозрительные рассуждения;
6) поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди возможных;
7) многократные усилия по приближению решения: чаще внезапно;
8) кристаллизация решения.
Таким образом, педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.
Педагогику (как и психологию) нельзя строить равнодушно, потому что это - наука о человеке, а человек не прощает равнодушного к себе отношения.
А.H.Леонтьев.
Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.
К.Д.Ушинский. Человек как предмет воспитания.