Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постклассический (неклассический) метод юридической науки




В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково[19].

Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.

Строго говоря, в выражениях «догматическая юриспруденция» или «догма права» (само ядро догматической юриспруденции) имеется в виду не что иное, как специфический предмет юридических знаний, особый сектор социальной действительности — юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел и ситуаций. Но почему же все это называется именно «догмой»?

Термин «догма» в юриспруденции отражает отношение людей, и прежде всего тех, кто имеет дело с правом, с законами, к тому главному, что образует предмет юридических знаний (тому основанию, на основе которого рассматриваются юридические дела), — жизненные ситуации, требующие правового разрешения. Важно понимание и соотнесение догмы права, догматической юриспруденции непосредственно в контексте традиционного юридического позитивизма.

Догматическая юриспруденция является «первой в истории универсальной системой юридических знаний, а положения юридической догматики (нашедшие воплощение в германском гражданском уложении, в российских законопроектах по гражданскому праву, в современном гражданском законодательстве) – одним из наиболее высоких достижений юридической мысли, которое вполне обоснованно находит признание как феномен наднационального порядка». При таком взгляде догма права получает представленность в юридической мысли, а основанием отношения к ней как юридической догме становятся не только императивы позитивного права, но и авторитет правовой культуры и традиции[20].

Юридико-догматический подход, несмотря на свою традиционность, не всегда оставался неизменным, он эволюционировал вместе с развитием философской рефлексии и научного видения правовых проблем. Первые редакции юридической догматики, формирующейся на основе диалектики, становятся известны правовой науке в связи с деятельностью глоссаторов XI – XII вв. Позднее, в Новое время, философско-методологическая основа глоссаторов получит название схоластики. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы. Однако, «используя в основном прием деления на роды и виды, римские юристы стремились упорядочить материал цивильного права с единственной и главной целью решить конкретные правовые споры». Диалектика, применяемая глоссаторами, была направлена главным образом на создание системы понятий и установление соотношения между ними. Выведение понятий из полного противоречий обширного, но замкнутого круга источников становилось возможным посредством «примирения противоположностей».

Право, в соответствии с юридической догматикой — это совокупность правовых норм, принятых или санкционированных властью (государством) и обязательных для исполнения всеми лицами. Портали отмечает: «законы – суть волеизъявления. Все определения, знания, теория относятся к науке. Все приказы, а точнее, нормы относятся к законам».

Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.

Синергетический подход делает акцент на имманентном характере противоречий между системой права, системой законодательства и средой, временная стабилизация отношений между которыми обеспечивается прежде всего балансом параметров культурного развития и систематически нарушается активностью самого общества.

Синергетический подход в теории права ставит задачи изучения правового статуса личности в социальной среде и культивирования, передачи другим опыта синергетической самоорганизации правовых системных образований. В этом месте в качестве сопряженного предмета исследования появляется ключевая идея «правового синергизма». Понятие правового синергизма в теории права означает критерий соотношения в регулировании материальных и духовных потребностей общества, находящих свое отражение как в научных теориях, так и в законодательстве. Правовой синергизм определяется степенью отклонения от общепринятых стандартов, правил поведения социального общежития и характеризуется как высокий, средний, низкий. Например, гражданское законодательство можно определить как обладающее высокой степенью правового синергизма, т. к. им в одинаковой степени регулируются отношения в области материальной и интеллектуальной собственности.

Для осмысления самой идеи правового синергизма существенно, что, формируясь в междисциплинарном контексте юридических и неюридических наук, она осознается как непосредственно ориентированная на кризисные проблемы развития современного гражданского общества[21].

В целом можно определить ряд позиций синергетического подхода для общетеоретического анализа системы права и системы законодательства.

Указанный подход опровергает традиционный взгляд на историческое развитие системы права и системы законодательства, которое исходит из представления о линейном характере юридического прогресса. Отброшенные в результате развития права гипотезы не являются ее пройденным этапом, представляющим интерес лишь для историков права, но могут возникнуть в качестве новой парадигмы.

Механизмы синергетики (средства, приемы, принципы, способы) действуют в тех процессах юридической деятельности, которые осуществляются независимо от намерений и свободных творческих устремлений правоведов.

Рождение нового правового явления связано с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы.

Процессы самоорганизации, к которым ведет использование данного подхода, - это только один из типов процессов, происходящих в научно-исследовательской и правотворческой деятельности ученых-юристов и законодателей.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования[22].

Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах и т.д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.

Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем[23].

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.

Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.

Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят — герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации[24].

Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намеков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Герменевтике придается большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. Проблема герменевтического круга, сформулированная и в принципе решенная около двухсот лет тому назад немецким филологом и теологом Шляйермахером, может быть определена следующим образом: «Нельзя понять любой фрагмент текста, не понимая текст в целом, но нельзя понять текст в целом, не понимая каждого его фрагмента»[25].

С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикер.

Не менее активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка В. Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

Так или иначе, на протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации различных текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования текстов вызвана следующими причинами:

- неясностью древних текстов, зависящей от содержащихся в законе архаического текса, вышедших из употребления слов, или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования;

- конкретностью в изложении текстов (сомнения в понимании закона возникают иногда оттого, что законодатель при изложении закона, вместо общего принципа, выставляет отдельные, конкретные объекты закона);

- неопределенностью закона (иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений);

- неопределенностью количественных отношений в законе;

- противоречиями между различными текстами закона;

- интерпретационными оградами вокруг закона;

- изменениями жизненных условий (главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом – были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, происшедшие в этических воззрениях народа на личность человека и т. д.).

Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания[26].

Центральным вопросом герменевтической методологии является вопрос об условиях понимания человеком смыслов сущего и должного и о пределах интерпретационной свободы. Особую значимость этот вопрос обрел в сфере юридической герменевтики, где традиционное понимание закона предполагает, что он имеет обязательную силу и обычно применяется в пределах текстуально выраженной воли законодателя. Многообразие общественных отношений, особенности правовой культуры субъектов непосредственной реализации правовых норм и правоприменения нередко затрудняют реализацию правовых норм, в связи с чем вопросы понимания и интерпретации правовых текстов всегда были в центре внимания отечественного правоведения и получили по отдельным направлениям необходимую разработку. До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов[27].

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:

· неясность правовых памятников и текстов, зависящая от содержащихся в законе и архаическом тексте вышедших из употребления слов или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования;

· конкретность в изложении правовых текстов (сомнения в понимании закона возникают иногда от того, что законодатель при изложении закона вместо общего принципа выставляет отдельные, конкретные объекты закона);

· неопределенность закона (иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений); неопределенностью количественных отношений в законе;

· противоречия между различными текстами закона;

· интерпретационные ограды вокруг закона;

· изменения жизненных условий (главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом, были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, произошедшие в этических воззрениях народа на личность человека и т.д.).

Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению[28].

 

Заключение

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

Список использованной литературы:

1. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. – М., 2007. – С. 34–43.

2. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2007. – С. 22–28.

3. Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. – М., 2005. – С. 12–16.

4. Теория государства и права: учебник для ву- зов / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2007. – С. 15.

5. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. — 496

6. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. – М., 2005. – С. 49–56.

7. Комарова А.И. История и методология юридических наук, Учебное пособие - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. C. 207

8. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) Монография. 2-е издание. — М.: Аванта +, 2001. — С. 560

9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2005. – С. 13–17.

10. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. – М., 2007. – С. 27.

11. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2011 с. 511

12. Сырых В.М. История и методология юридической науки М.: Норма: Инфра-М, 2012. — 464 с.

13. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С. 212.

14. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. – М., 2006. – С. 42–45.

15. Яркова Е.Н. История и методология юридической науки Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. С. 358

 

 


[1] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С. 238

[2] Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. – М., 2007. – С. 34

[3] Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2007. – С. 22–28.

[4] Комарова А.И. История и методология юридических наук, Учебное пособие - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. C. 207

[5] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С.267

[6] Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) Монография. 2-е издание. — М.: Аванта +, 2001. — С. 560

[7] Яркова Е.Н. История и методология юридической науки Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. С. 358;

[8] Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. – М., 2006. – С. 42–45.

[9] Сырых В.М. История и методология юридической науки М.: Норма: Инфра-М, 2012. — с. 464

[10] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. – М., 2007. – С. 27.

[11] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С. 212.

[12] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2005. – С. 13–17

[13] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. – М., 2007. – С. 27.

[14] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С. 276

[15] Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2011 с. 511

[16] Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. – М., 2006. – С. 42–45

[17] Яркова Е.Н. История и методология юридической науки Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. С. 358

 

[18] Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005. С 134.

[19] Комарова А.И. История и методология юридических наук, Учебное пособие - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. C 345

[20] Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001. – С. 432

[21] Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. – М., 2006. – С. 154

[22] Сырых В.М. История и методология юридической науки М.: Норма: Инфра-М, 2012. — С. 324

[23] Комарова А.И. История и методология юридических наук, Учебное пособие - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. С 378

 

[24] Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. – М., 2007. – С.238

[25] Теория государства и права: учебник для ву- зов / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2007. – С. 127

[26] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. – М., 2005. – С. 49–56

[27] Комарова А.И. История и методология юридических наук, Учебное пособие - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. C. 206

[28] Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 2011 С. 215





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1970 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.