Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава III. Что такое славизм?




Ответа нет!
Напрасно мы будем искать какие-нибудь ясные, резкие черты, какие-нибудь
определенные и яркие исторические свойства, которые были бы общи всем славянам.
Славизм можно понимать только как племенное этнографическое отвлечение, как идею
общей крови (хотя и не совсем чистой) и сходных языков.
Идея славизма не представляет отвлечения исторического, то есть такого, под
которым бы разумелись, как в квинтэссенции, все отличительные признаки,
религиозные, юридические, бытовые, художественные, составляющие в совокупности
своей полную и живую историческую картину известной культуры.
Скажите: китаизм, китайская культура -- всякому более или менее ясно.
Скажите: европеизм, и, несмотря на всю сложность западноевропейской истории,
есть некоторые черты общие всем эпохам, всем государствам Запада -- черты,
которых совокупность может послужить для исторической классификации, для
определения, чем именно романо-германская культура, взятая во всецелости,
отличалась и отличается теперь от всех других погибших и существующих культур,
от японо-китайской, от исламизма, древнеегипетской, халдейской, персидской,
эллинской, римской и византийской.
Частные цивилизации, англосаксонскую, испанскую, итальянскую, также нетрудно
определить в совокупности их отличительных признаков. У каждой из этих частных
цивилизаций была одна общая литература, одна государственная форма выяснилась
при начале их цветения, одна какая-нибудь религия (католическая или
протестантская) была тесно связана с их историческими судьбами; школа живописи,
архитектурные стили, музыкальные мелодии, философское направление были у каждой
свои, более или менее выработанные, ясные, наглядные, доступные изучению.
Таким образом, не только германизм, англосаксонство, французская культура,
староиспанская, итальянская культура времен Данте, Льва X, Рафаэля и т. д., не
только, я говорю, эти отвлеченные идеи частных западных культур соответствуют
явным историческим картинам, но и более общая идея европеизма,
противопоставленная византизму, эллинизму, Риму и т. д., кажется от подобного
сравнения ясной и определенной.
Так, например, если бы на всю Европу, с прошедшим ее и настоящим, смотрел
какой-нибудь вполне беспристрастный и наиболее развитой человек не христианского
исповедания, он бы сказал себе, что нигде он не видал еще такого сильного
развития власти духовной (а вследствие того и политического влияния), как у
одного старшего жреца, живущего в одном из южных городов, нигде прежде не видел
бы он, быть может, такой пламенной, одушевленной религиозности у царей и
народов, нигде такого нежного, кружевного, величественного и восторженного, так
сказать, стиля в постройке храмов, нигде не видал бы он такого высокого,
преувеличенного даже понятия о достоинстве личности человеческой, о личной
чести, о самоуправляющейся нравственности, сперва в одном сословии, а потом и в
других, нигде такого уважения и такой любезности к женщинам и т. д.
Потом увидал бы он атеизм, какого еще нигде не бывало, демагогию страшнее
афинской демагогии, гонения повсеместные на прежде столь священного жреца,
увидел бы небывалые нигде дотоле открытия реальной науки, машины и т. д.
Итак, даже и столь общая идея европеизма ясна и соответствует одной, так
сказать, органически связной исторической картине.
Где же подобная, ясная, общая идея славизма? Где соответственная этой идее яркая
и живая историческая картина?
Отдельные исторические картины славянских государств довольно ясны (хотя в
некоторых отношениях все-таки менее ярки и богаты своеобразным содержанием, чем
отдельные исторические картины Франции, Германии, Англии, Испании); но где же
общая связь этих отдельных, положим, и живых, при близком рассмотрении, картин?
Она теряется в баснословных временах гостомыслов, пястов, аспарухов, любушей и т. д.

<…>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2421 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.