Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа, специфика и функции философских категорий




Исходный тезис настоящей темы лекции может быть сформули­рован так: каждый человек мыслит, в своей основе, понятиями обы­денного познания, а наука оперирует специальными понятиями, ко­торые называются категориями. Это относится и к философии, ведь она тоже является формой познания и поэтому не может обойтись без собственного понятийного аппарата.

Любая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсе­нал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание своего объекта и предмета. К этим.средствам относятся исходные прин­ципы как краеугольные положения данной науки и специальные методы познания. Познавательную роль выполняют и законы науки, представ­ляющие собой итоги и выводы исследования. Особое значение для науки имеет ее категориальный аппарат (система понятий). С его помощью наука проникает в "мир сущностей" предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюде­ния — сущность и структура, законы существования объектов. Катего­рии и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутрен­ние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной пред­метной области окружающего мира. Категории —это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются людьми в рамках их обыденного мышления ("стол", "дом", "одежда" и т.п.).

Что касается философских категорий, то они являются фундамен­тальными понятиями, поскольку на них опирается весь познаватель­ный процесс. Они активно применяются во всех сферах научного по­знания, а не только в науке. Эти категории отражают наиболее суще­ственные, необходимые свойства и универсальные (всеобщие) связи окружающего мира, бытие самого человека в этом мире. Кроме это­го, категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, ведь философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную, богатую и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В. И Ленин, когда в своей работе "Философские тетра­ди" писал следующее: "Перед человеком сеть явлений природы. Ин­стинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Созна­тельный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать и ов­ладевать ею". К сказанному остается лишь добавить, что в философс­ких категориях воплощен также опыт самопознания человека, рас­крываются разнообразные отношения между человеком и миром.

Поскольку философские категории отражают единый и недели­мый, многообразный мир, то взятые вместе, они образуют собой не­кую систему ("сеть"). В этой сети категории, как содержательные фор­мы ("клеточки") и ступени человеческого мышления, органически вза­имосвязаны, как и все стороны отражаемого ими мира. Они вытека­ют друг из друга (например: "человек"—"индивидуальность"—"лич­ность" и т.п.) и дополняют, "переливаясь" друг в друга ("общество" и "природа", "причина" и "следствие" и т.д.). Система философских категорий представляет собой как бы портрет, теоретический образ окружающего мира и бытия человека в нем.

Первые попытки анализа и систематизации философских катего­рий появились в античной философии. Наиболее развитое для того вре­мени учение о категориях создал Аристотель (трактат "Категории"). Составленная греческим мыслителем таблица включала в себя 10 важ­нейших категорий философии: "сущность", "качество" и "количество", "отношение", "положение", "обладание", "место" и "время", "действие" и "страдание". Эта классификация имела большое значение для после­дующего развития философского и научного знания. В другой своей работе ("Метафизика") Аристотель свел эти категории к трем основ­ным — "сущность", "свойство" и "отношение". По Аристотелю, фило­софские категории — это высказывания об общих характеристиках бытия, образующие структуру логического мышления.

В средние века учение о понятиях развивалось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими тече­ниями. Основной предмет их спора состоял в том, существуют ли об­щие понятия ("универсалии") до вещей (так считал реализм) или же эти понятия являются всего лишь обозначениями (именами) этих ве­щей, как это полагали номиналисты.

Новым этапом в развитии представлений о природе и функциях фи­лософских категорий явилось творчество И.Канта. Они рассматривались немецким ученым как логические инструменты, с помощью которых по­знающий субъект обобщает и синтезирует результаты эмпирического (чув­ственного) познания. По определению Канта, категории —это некое "чи­стое", "подлинное" знание. Он отдельно выделял и рассматривал катего­рии, которые формируются и действуют на уровне чувственного познания ("созерцание", "опыт" и др.), рассудочного мышления ("пространство", "время", "движение" и др.) и разума ("мир", "Бог" и др.). Кант сформиро­вал систему из 12 наиболее употребляемых рассудком категорий — "един­ство", "реальность", "причинность", "взаимодействие", "множество" и другие. Задача рассудка ("практического разума") — соединять и обоб­щать эмпирический материал. К числу высших понятий ("идей") философ отнес такие, как "мир", "Бог", "душа" и т.п., которые формируются разу­мом и являются, по убеждению Канта, предметом веры, а не науки. Задача идей —"схватить" мир как единое и бесконечное целое.

Другой немецкий философ, Г.Гегель, разработал более подробную систему философских категорий. По его замыслу, она должна выражать движение мысли от абстрактного к конкретному, шествие "абсолютной идеи" в мире и ее опредмечивание в различных формах бытия (природа, обще­ство, сознание). Гегелевская система включила в себя 21 категорию — та­кие, как "ничто" и "становление", "сущность", "отрицание", "противо­положность" и "противоречие", "взаимодействие", "причина", "след­ствие" и другие. Большое внимание философ уделял категориям диалек­тики, которые раскрывают процесс движения и развития — "противоре­чие", "скачок", "отрицание". Учение Гегеля о философских категориях способствовало утверждению в философии системного метода как важ­ного проявления диалектического мышления. Благодаря гегелевской клас­сификации мир предстал как некое единое и динамичное целое, в кото­ром все взаимосвязано и взаимообусловлено, вытекает друг из друга.

В классическом марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс) философские кате­гории рассматриваются как результат обобщения опыта практической и познавательной деятельности человека. К числу наиболее важных марк­сизм относит такие из них, как "материя" и "сознание", "развитие", "об­щество", "противоречие". Все они подчинены целям формирования диа-лектико-материалистической картины мира и общественной жизни.

Своеобразный понятийный ряд сформировался в русской религи­озной философии (В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев и др.). Наряду с тради­ционными философскими категориями, в этом течении сложились та­кие понятия и термины, как "всеединство", "богочеловечество", "со­борность", "правда", "целостная личность". В них бытие мира и че­ловека раскрывается под углом зрения православной религии и само­бытной отечественной культуры.

В истории философии сформировалось такое изобилие категорий, что без их классификации никак не обойтись. Делать это необходимо еще и потому, что философия включает ряд областей (онтология, гно­сеология, антропология и другие), каждая из которых имеет свой, спе­цифический набор категорий. В системе категорий философии услов­но можно выделить несколько рядов, совокупностей. Первый ряд со­ставляют так называемые универсальные категории, которые отража­ют ("схватывают") внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как "бытие", "материя", "время" и многие дру­гие, часть из которых нами была представлена в предыдущих темах лекций. Второй ряд составят частные философские категории, кото­рые отражают отдельные сферы, грани бытия. К ним относятся такие понятия, как "общество", "человек", "познание" и т.д. Классификация категорий возможна и по иному основанию, а именно — с точки зре­ния наличия в объекте философии двух полюсов — человека и мира, отношений между ними. В таком случае можно выделить три группы ("ряда") категорий, что мы и сделаем ниже.

Пфвая группа ("ряд") включит в себя категории, которые выража­ют направленность познающего субъекта на объективно существую­щий мир. Это — "объектно направленные" категории, к которым от­носятся такие, как "бытие" и "материя", "пространство", "время", "при­чина" и т.д. Данные категории отражают различные аспекты единого и многогранного мира, существующего вне и независимо от человека и человечества. К этому ряду следует отнести и категории диалектики — такие, как "связь" и "взаимодействие", "противоречие", "изменение", развитие" и другие. С их помощью философия исследует универсаль­ные взаимосвязи и процессы изменений в материальном мире.

Вторая группа ("ряд") будет представлена такими категориями. вторые выражают мир человека как уникального существа и явления мироздания. Это — "субъектно направленные", или смысложизненные категории, поскольку они раскрывают и духовный ("внутренний") мир, и бытие человека в окружающем мире. К ним относятся такие, как "че­ловек", "сознание", "свобода", "смысл жизни человека", "вера" и "на­дежда", "смерть", "бессмертие" и многие другие. Этот ряд категорий наиболее точно и глубоко характеризует человека как существо не толь­ко познающее, но и самопознающее, ищущее себя в этом мире. Они раскрывают также и особое призвание человека в мире — творить по законам красоты, добра и любви.

Третья группа ("ряд") вберет в себя такие категории, которые выражают одинаковую направленность философии как на объект (ма­териальный мир), так и на субъект (человек). Это — "равно направ­ленные" категории, раскрывающие мир человека и его духовно-прак­тическую деятельность, активное познание им окружающего мира и преобразование его. Этот ряд представлен категориями процесса по­знания ("истина", "заблуждение", "знание" и др.) и практики ("дея­тельность", "труд", "техника" и т.д.). Данные понятия символизиру­ют связь человека с окружающим миром, процессы их взаимодействия.

Философские категории выполняют весьма важные функции в системе философского и общенаучного познания. Характеризуя эти функции, выделим в первую очередь следующие.

Основная среди функций — мировоззренческая, которая означает, что философские категории есть те логические формы, в которых син­тезировано обобщенное знание о мире и бытии человека в нем. Вот почему без них невозможно формирование предельно обобщенной, те­оретической картины мира. С их помощью этот мир раскрывается пе­ред познающим человеком как единое, многогранное и динамичное целое, как огромный Космос, а человек в нем — как "малый" космос. Особую роль в создании философской картины мира играют такие "древние" категории, как "бытие" и "материя", "природа" и "человек", "время", "пространство". Они дают возможность в самом общем виде ставить и осмысливать вопрос о мире и бытии человека в нем.

Методологическая ("эвристическая") функция предполагает, что философские категории выполняют поисковую роль в познании челове­ком мира. Категории —это как бы орудия и инструменты, находящиеся на стороне познающего субъекта, в его интеллектуальной власти. Они задают человеку общую ориентацию в мире, помогают выбрать тот или иной угол зрения. Такой ориентацией может быть, например, нацелен­ность на познание мира как единого целого, а не как суммы разрознен­ных частей; изучение человека как существа деятельного и т.д. Философ­ские категории ориентируют также на познание отдельных фрагментов бытия —причинно-следственных связей в природе, логики развития об­щества, смысла истории и т.д. Кроме этого, категории помогают мысля­щему человеку определить и свое отношение к окружающему миру: лю5ить или же ненавидеть этот мир, созидать или же разрушать его. Они помогают также определить смысл своего существования и призвание в мире. Методологический потенциал философских категорий находит широкое применение в научном познании, в разных его отраслях — есте­ственных и технических науках, обществознании, в человековедении.

Кроме названных выше, существует еще и логическая функция. Она указывает на то, что категории философии являются элементами ("кле­точками") процесса философского познания. Человек ведь мыслит поня­тиями и категориями, и в этом тоже состоит его специфика и уникаль­ность. По сути дела, категории и понятия составляют структуру (строе­ние, скелет) мыслительного процесса. Они присутствуют и в самом язы­ке как сложной знаковой системе. Богатство мышления и языка напря­мую зависит, следовательно, от применяемого в нем категориального (понятийного) аппарата, в том числе и философских категорий.

Что касается функции формирования духовной культуры, то она указывает на то, что без научных и философских категорий невозмож­но функционирование таких форм духовности общества, как язык и наука, система образования и воспитания человека. Философские ка­тегории есть как бы "кумулятивные узлы"* этой культуры. Они кон­центрируют в себе предельно обобщенное знание, полученное в ходе всей истории познавательной деятельности человека. Без них невоз­можна культура мышления, т.е. способность познавать окружающий мир и себя в нем, достигать полноты этих знаний.

Наконец, практическая ("технологическая") функция философс­ких категорий состоит в том, что их осмысление и усвоение челове­ком помогает ему овладевать окружающим миром практически, т.е. преобразовывать его. Подчинение мира своей власти происходит с помощью знаний о нем, например — знания о причинно-следствен­ных связях в природе, о сущности вещей и процессов, о тенденциях и перспективах развития общества. Интеллектуальное освоение фило­софских категорий является, следовательно, необходимым условием Для сознательной, целенаправленной деятельности человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.