Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектическая и метафизическая концепции развития




В истории философской мысли существовала не только диалекти­ка, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, ме­тафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древ­ней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть не­подвижный шар, состоящий из двух частей — светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши — как наука о бытии — данный термин употреблялся до XVIII в.

В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной филосо­фии "Все, что есть — все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался: позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теоло­гического обоснования бытия Бога.

Расцвет метафизики пришелся на XVII — XVIII вв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектичес­кий способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы приро­ды в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина, хотя и мыслящая. Все богатство и разнообразие форм дви­жения материи сводилось, в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того вре­мени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утверди­лась, за исключением отдельных догадок об этом.

В XIX веке на почве крупных достижений в естествознании {Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер и др.) и философс­ких науках {Г.Гегель и др.) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической свя­зи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира. Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохра­нилась как недиалектический способ мышления человека.

Характерные признаки метафизики как концепции развития и метода мышления состоят, в основном, в следующем.

Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря, метафизик за отдельными де­ревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это так­же одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоцен­ка роли отдельной личности в истории).

Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона — вечная идея. Гегель таковвпсг источником считал таин­ственную "абсолютную идею", а Ньютон — некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестествен­ным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (при­бавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное дви­жение по кругу, не выходящее за его пределы.

Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхожде­нию. На этой основе и возникают такие явления человеческого созна­ния, как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основа­ния") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.

Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана в работе В.И.Ленина "Философские тетради" (раздел "К вопросу о диа­лектике"). По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как она дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития — как саморазвития. Напротив, метафизика, по убеждению Ленина, "не­жизненна", "бледна", "суха" и "мертва", так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количе­ственному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою проти­воположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие.

Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии и политике. Он широко распространен в повседневном познании лю­дей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.

Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий ("за­стывший") тип мышления. Это — мышление догмами, которые, по определению В.И.Ленина, есть "нечто мертвое, застывшее, закостене­лое", якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (на­пример, догмы христианского вероучения, догмы классического мар­ксизма и т.д.). Догматизм в науке, в политике и идеологии, в быту есть противник новизны и реформ, назревших решений.

Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент измен­чивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил Пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один Раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие все-^ превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в кото­ром уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и по­этому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий тоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".

Софистика также считается проявлением метафизического мышле­ния. Она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма явля­ется высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".

Эклектика представляет собой соединение различных, часто проти­воположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на по­чве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемо­го предмета. В своей работе "Еще раз о профсоюзах...". В.И.Ленин по­казывал это на примере обыкновенного стакана, который в быту может, как известно, выполнять много функций. Но не следует все же забывать о том, что основное предназначение стакана — быть прежде всего инст­рументом для питья, а не чем-либо иным.

Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее по­знавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавля­ющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. По­этому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслу­живает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом со­стоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" ис­тины, она вполне может служить дополнением к диалектической кар­тине мира, которая создается средствами теоретического мышления.

Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение. Разумеется, диалектическое мышление не является прирожденным свой­ством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории фило­софской культуры, оно может быть освоено человеком лишь посред­ством весьма тщательного изучения диалектической философии. Ко­нечно. диалектика, как способ теоретического осмысления мира, дале­ко не всесильна. В своей действительности ведь материальный мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его про­цессы как бы не вписываются в классические схемы диалектики. Суще­ствует лшогооброзие типов движения, и для их описания и объяснения требуется поиск различных теоретических средств и моделей. Необхо­дима многомерная картина единства и развития мира, которая бы ос­новывалась на научном принципе дополнительности. Значение диалек­тики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творчес­кого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обла­дающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.

Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия.—М., 1996. С. 430—499.

2. Андреев И. Д. Диалектическая логика.— М., 1985.

3.Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский ана­лиз).— Киев, 1984.

4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.— М., 1974. З.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:

диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. 1992. № 12. б.Кемеров В.Е. Метафизика — динамика (К вопросу об эволюции ме­тафизики)//Вопросы философии. 1998. № 8.

Р.Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замыс­ла.—М.. 1973.

8.Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания.— М., 1973. О.Ленин В.И. Философские тетради. Раздел "К вопросу о диалекти­ке "//Полн. собр. соч. Т. 29.

10. Марутаев М.А. О гармонии мира/УВопросы философии. 1994. № 6.

11. Материалистическая диалектика. В пяти томах.— М., 1985.

12. Оруджев Б.М. Диалектика как система.— М., 1973.

13. Самбуров В.А. Взаимосвязь категорий диалектики.— М., 1987.

14. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития//Вопросы философии. 1985. № 7.

15. Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике?// Вопросы фило­софии. 1995. № 1.

16. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.— М. 1983.

17. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.