Эпикур жил в эпоху эллинизма, который начинается с завоеваний Александра Македонского, до падения Римской империи. Внешние события отражают характер философской этики на тот период. Эллинизм вобрал многое из античной классики и по существу завершил на себе этот период. Греческое наследие мысли было освоено и систематизировано, а так же развито начатки идеи. Философская мысль того времени была сконцентрирована на субъективном человеке и общество в целом. Одной из передовых школ того времени 4-3 век до н.э. стало учении стоиков и Эпикура, так как вобрали в себя основную идею мировоззрения новой эпохи.
Ко времени римского –эллинизма созрела мысль, которая вылилась в большое движение – эпикуреизм. Философская мысль отходит от общего мира, проявляя интерес к судьбе человека. Интересует вопрос как обрести покой в бурлящем мире, как найти безмятежность, невозмутимость, бесстрашие, как найти внутренние силы. Поиск ответа важен не ради ответа, а для повседневной практики: как сохранить светлый, безмятежный дух? Вот какие темы и задачи рассматривает эпикуреисты.
«Эпикуреизм – разновидность атомистической философии, одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение» [7].
Школа носит имя своего учителя – Эпикура, чья философская система лежит в основе и теоретическое его обоснование учения. Эпикур родился 341-270 гг.до н.э. на острове Самос. Его происхождение греческое из города Афин. В 306году до н.э. он приехал в Афины и остался для основания школы, которая взяла название «Сад Эпикура», истоки последователей Эпикура: «философы Сада». Школа представляет собой общество друзей – единомышленников, живущие по принципу философии Эпикура. На воротах общины висела табличка: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо», а у входа предлагался кувшин с вином и хлебной лепешкой. Резонансным для общественности было то, что школа принимала женщин и рабов. Сам учитель имел слабое здоровье, поэтому обычным рационом для самого были вода и лепешка, сыр и вино подавалось изредка, как роскошь. Эпикур учил соизмерять получаемое удовольствие с последствиями. Так говорил философ:
«Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» [8].
Эпикур умер от камня в почках. Примечательно каким образом принял смерть учитель:
«он лег в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его идей и затем скончался» [9].
Эпикур смог до конца прожит со своими принципами, даже в последние минуты в жизни прибывая в блаженстве, таком виде в каком разделял.
Основой единства школы служат такие понимания, как верность учителю и почитания его личности. В школе практиковали философские упражнения, как неотъемлемую часть эпикурейской жизни: беседы, анализ собственных поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основы учение, один из них:
Не должно бояться богов,
не должно бояться смерти,
благо легко достижимо,
Зло легко переносимо.
Главной фигурой в школе был Эпикур, олицетворяя мудрость и образец для подражания. Важный принцип, который установил учитель:
«Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» [10].
Возможно, это дало начало написанию всевозможных картин, дощечек и даже перстней с изображением Эпикура. Стоит заметить, что не смотря на это он не был обожествлен, так как это сделали ученики Пифагора.
Принимая идею атомистическую теория множественности миров, тем самым Эпикур отказался от Божеств и их производную мироздания. По убеждению боги живут в собственном пространстве, ни как не влияя на жизнь человека. Центральной темой в учении Эпикура – этика. Расставляя акценты на материалистическом начале по сути на личность человека, Эпикур организовал своего рода учение о наслаждении как цели в жизни. Само наслаждение состоит в сохранение душевного покоя, удовлетворение житейских и прочих потребностей,что приводит к душевному спокойствию «атараксия», а за ней и к самому счастью «эвдемония». Полное наслаждение для Эпикура - это «отсутствие телесного страдания». Учение предлагало удовлетворение необходимых потребностей, те что на прямую ведут к поддержанию самой жизни. Вершиной понимания человека станет понимание необходимых потребностей от излишних, тех что сможет добровольно отказаться от них. Полному счастью мешают страхи, что все время борются, их нужно преодолеть. Эпикур выделяет три вида страха:
1. Страх перед небесными явлениями. Этот страх развенчивается логическими объяснениями и науками такими как: астрономия, космология, атомистическая физика.
2. Страх пред богами. Предлагается такое понимание, что боги сами прибывают в непрестанном блаженстве, им нет нужды вмешиваться в судьбы людей.
3. Страх перед смертью. Говорит о принадлежности материалистической философии, Эпикур говорит о без основательности этого страха, аргумент того что просто не существует загробная жизнь. Душа, как и само тело - материальны, а значит после подведения черты нет ничего. Таким образом, не следует пускаться в мнительные страхи.
К религии и государству мудрец обязан обращаться дружелюбно, при этом сдержанно. Эпикур чтил частную жизнь и дружбу, при этом наставлял к сознательному отказу от общественной жизни. Девизом для эпикурейцев стали такие слова: «Проживи незаметно!» После того как закрылся «Сад Эпикура» в первом веке до н.э. в Афинах, на территории Италии продолжали существовать эпикурейские кружки.
Довольно скоро учение проникает на римские земли. Во втором веке до н.э. Гай Анафиний переводит философию Эпикура на латинский язык. А в первом веке до н.э. в близи Неаполя появляется эпикурейская школа Сирона и Филодема. В трудные времена для римских учреждений, когда все пришло в упадок, школа стала центром культурного просвещения для Италии. Весь цвет образованного римского общества собирается в поместье Филодема, так же его посещает римские поэты Вергилий и Гораций.
Римские граждане массово становятся последователями эпикуреизма. Среди прочих, есть и известные личности, такие как Тит Лукреций Кар, его поэма «О природе вещей» дал большой толчок для распространения учения. На фоне гражданских войн и социальных неурядиц Лукреций Кар ищет у Эпикура путь достижения покоя, безмятежности души. То как уже говорил Лукреций – главные недруги человеческого покоя – страх перед преисподней, что рождает не понимание в истинной природе человека и его место в мире. Поднятая тема станнит основным вопросом, который будит он разбирать в поэме, таким образом, труд станет учебником у эпикурейцев.
В конце второго века н.э. по указу последователя Эпикура – Диоген в городе Эноанды в Малой Азии высекли громадные надписи, целью которого была привить согражданам учение эпикуреизма.
Кроме того в Римской империи эпикуреизм в скором времени выродился в примитивный гедонизм, который оправдывал и возвышал стремление к любым чувствам и способам удовлетворения.[11]