Метод социологии.
Метод науки - путь, направление, средство исследования (познания).
Как и любая другая наука, социология опирается на эмпирическую информацию, которая соби-рается при помощи специальных методов (наблюдение, анализ документальных источников, опрос, тестирование и др.). Собранные данные проверяют, обобщают. Далее проводится ана-лиз, выявляются и интерпретируются социальные факты, обнаруживаются и объясняются закономерности.
Особенности социологического метода: социология стремится к знанию, а не к оценочным суж-дениям о социальных явлениях. Это знание основывается на принципах научности, на объективных понятиях и доказательности, аргументированности. Социология опирается на со-циальные факты для обоснования собственных суждений.
Социология О.Конта
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт(1798 – 1857), который впервые использовал термин социология, а также определил предмет этой науки и её структуру. Огюст Конт являлся также создателем нового направления в философии — позитивизма. Основной особенностью предложенного им позитивного метода является четкое отделение науки от теологии и метафизики.С точки зрения Конта подлинная наука должна быть эмпирической, должна опираться на факты, полученные опытным путем. По мнению Конта, наука в принципе не должна была ставить перед собой такие вопросы, ответ на которые не может получить эмпирическое подтверждение, и именно такими были, как считал Конт,многие философские вопросы. В своих работах он предпринял попытку систематизации всего существовавшего в то время научного знания.
Он предложил свою классификацию наук. Во-первых, он разделил все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки должны были раскрывать законы определенной сферы явлений, а конкретные должны были находить для этих законов какое-либо практическое применение. Например, Конт рассматривал биологию как абстрактную науку, а медицину как конкретную.
Кроме того, он выделил пять абстрактных теоретических дисциплин и расположил их в виде своего рода лестницы, где каждая последующая наука отчасти опиралась на результаты предыдущей. Эта последовательность научных дисциплин приобрела у Конта следующий вид:
1. Астрология
2. Физика
3. Химия
4. Биология
5. Социология
То есть социология должна была завершать всю систему позитивного научного знания. Для обозначения этой новой науки Конт использовал в начале такой термин как социальная физика, а затем ввел для неё название социология, определив корни двух слов из латинского и греческого языков.
С точки зрения Конта социология— абстрактная теоретическая дисциплина, ко-
торая должна была раскрывать законы общественной жизни. В структуре социоло-
гии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная стати-
ка должна была рассматривать общество в относительно устойчивом неизменном
состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности проис-
ходящих в обществе изменений. В работах Конта важное место занимает понятие
социального прогресса, то есть общество развивалось от более простого состояния
в более совершенное состояние.
При этом в основу социального прогресса, как утверждал Конт, образовывало
развитие человеческого разума, и в таком развитии разума он выделял три основ-
ных стадии:
1. теологическая
2. метафизическая
3. позитивная
Каждой из этих стадий соответствовали определенные формы экономической
и политической организации общества.
Теологическая стадия связана с господством в обществе религии. На этой стадии
все явления природы и общественной жизни объясняются с позиций какого-либо
религиозного учения. Этой стадии соответствовало средневековое феодальное об-
щество.
Метафизическая стадия характеризуется преобладанием абстрактных философ-
ских теорий, не основанных на данных опыта. По мнению Конта, во Франции этой
стадии соответствовала эпоха просвещения (18 век). В этот период подрыв традиционных религиозных верований приводит к усилению нестабильности в социальной
и политической жизни, что нашло выражение в революции 1789 года.
Наконец, на рубеже 18–19 веков наступает новая позитивная стадия. В этот период возрастает роль научного знания и широкое использование достижений науки способствует формированию индустриального общества.
Всё же Конт оставался в большей степени философом, чем ученым, опирающимся исключительно на эмпирически проверяемые факты. И хотя Конт постоянно
призывал к тому, чтобы подкреплять научные теории данными опыта, в его собственных сочинениях большое место занимают абстрактные теоретические схемы,
не подтвержденные эмпирическими данными.
26) Личность и общество, социализация
Личность и общество.
В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.
Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня. Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общественного развития верхний уровень постоянно увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза.
Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнеевознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.
Деятельностная теория Л. Выготского исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои цели, и чье поведение невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).
теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса.
Основные понятия теории:
1) социальный статус;
2) социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе;
3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли;
4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли
Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу.Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль, побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется.
Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают несколько способов его преодоления:
1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли
2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида
3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли
Социализация личности
Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах:
1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям;
2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.
Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа). Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека. Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.
Т. Парсонс особое значение придавал семейной социализации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям.
Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью.
Социальная эволюция и социальные прогресс
Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социологи выделяют 4 типа социальных изменений:
* Структурные - изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государства, корпораций, социально-классовых образований и т.д.)
* Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий
* Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.
* Мотивационные - изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.
Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.
Социальные процессы.
Процесс понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями.
Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если:
а)она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий;
б)предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;
в)предшествующие явления вызывают однородное положение вещей.
Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта.
Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой.
Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении.
Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д.
Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание.
Социальный процесс совершается в трех возможных формах:
1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта;
2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта;
3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.
Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм.
Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента.