Контрольная работа Гражданское право часть 3
Вариант 3
Задача 1. В нотариальную контору после смерти Г. Прозорова обратились его дочь от первого брака Екатерина; супруга по второму браку Ильина, а также племянник Андрей, страдающий тяжелым хроническим заболеванием легких и последние полгода состоявший на иждивении Г. Прозорова. Екатерина возражала против притязаний Ильиной, утверждая, что второй брак отца был незадолго до его смерти расторгнут в суде и решение об этом вступило в законную силу.
Ильина, в свою очередь, заявила, что является единственной наследницей, поскольку брак, в котором родилась Екатерина, был в свое время признан судом недействительным, а племянник Андрей не может считаться иждивенцем, поскольку проживал отдельно от Прозорова. Решите дело.
В нотариальную контору после смерти Г. Медведева обратились его дочь от первого брака Екатерина; супруга по второму браку С. Ильина, а также двадцатилетний племянник Андрей – инвалид второй группы, страдающий тяжелым хроническим заболеванием легких. После смерти отца (брата Г. Медведева) Андрей последние полтора года состоял на иждивении Г. Медведева.
Екатерина возражала против притязаний С. Ильиной, утверждая, что второй брак отца был незадолго до его смерти расторгнут в суде, и решение об этом вступило в законную силу.
С. Ильина, в свою очередь, заявила, расторжение ее брака с Г. Медведевым не было зарегистрировано в органах ЗАГСа, следовательно, она продолжает считаться супругой Медведева. Более того, С. Ильина считает себя единственной наследницей, поскольку брак, в котором родилась Екатерина, был в свое время признан судом недействительным, а племянник Андрей не может считаться иждивенцем, поскольку проживал отдельно от Г. Медведева.
Какие существуют основания наследования? О каком основании наследования идет речь в задаче?
Являются ли Екатерина и С. Ильина наследниками? Оцените доводы Екатерины и С. Ильиной.
Укажите условия призвания Андрея как нетрудоспособного иждивенца к наследованию. Является ли Андрей наследником?
РЕШЕНИЕ:
В задаче речь идет о наследовании по закону
Екатерина является наследницей, т.к. она дочь умершего, значит, она является наследницей первой очереди, а признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке.
Ильина-бывшая супруга, наследницей на имущество умершего не является, т.к. брак был незадолго до смерти расторгнут в суде, и решение об этом вступило в законную силу.
К наследникам по закону относятся также граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 ГКРФ, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Андрей будет являться наследником
Задача 2. Издательство направило Тимченко проект авторского договора на написание им книги о рынке ценных бумаг. В сопроводительном письме указывалось, что договор заключается на следующих условиях: а) автор обязуется издать книгу под псевдонимом, избрав в качестве такового броское имя, прозвище, что необходимо в рекламных целях; б) автор дает согласие на литературную обработку текста его рукописи, поскольку этого требует характер подготавливаемой книги; в) вследствие того, что типография, с которой работает издательство, находится в другом городе и издательство не получает корректуру, автор не будет настаивать на ее просмотре, а при желании может прочесть корректуру непосредственно в издательстве, съездив туда за свой счет.
2. Ответственность сторон по авторскому договору |
Прежде всего, подчеркнем, что встречающееся на практике включение в авторский договор условие, ограничивающее право лица, которому они передаются, на их защиту, противоречит законодательству (п.7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999г. №47). Как автор, так и заказчик (пользователь) могут защищать свои права, как в рамках договора, так и перед третьими лицами. Закон об авторском праве содержит специальный раздел, посвященный защите интересов правообладателей от нарушений третьими лицами (раздел V «Защита авторских и смежных прав», ст.48, 49, 50), тогда как ответственность за нарушения по договору должна быть оговорена непосредственно в договоре, в противном случае будут применяться общие положения гражданского законодательства РФ. Закон «Об авторском праве…» содержит лишь одну специальную статью – ответственность по авторскому договору (ст.34). Данной статьей за нарушение обязательств по авторскому договору предусмотрена компенсация убытков, причиненных другой стороне, включая упущенную выгоду. Ответственность автора за непредставленные по договору заказа произведения ограничена возмещением реального ущерба. Выделим особенности применения гражданско-правовой ответственности по авторскому договору: Во-первых, заметим, что основные обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно, например, заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому включение в договор такого пункта как «уплата неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств не освобождает стороны от исполнения своих обязательств в натуре», не будет распространяться на автора. Во-вторых, о сновные применяемые в данной сфере санкции мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. В самом деле, принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. — все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и потому в точном смысле ответственностью считаться не могут. В-третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя, с другой стороны, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему. В-четвертых, в виду свободы заключения гражданско-правового договора, стороны могут предусматривать в авторском договоре любые основания и формы ответственности. В частности, по соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Данный вывод вытекает из гражданско-правового характера авторского договора и соответственно возможности применять в нем любые предусмотренные гражданским законодательством меры ответственности, не противоречащие природе данного договора. Важно подчеркнуть, что ответственность, установленная ст.49 Закона «Об авторском праве…», не применяется к отношениям сторон, связанным с неисполнением обязательства по авторскому договору. Приведем пример: «Издательство обратилось с иском к научному обществу о взыскании компенсации в сумме 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 49 Закона «Об авторском праве...». Истец ссылался на то, что он является обладателем исключительных прав на издание и распространение пяти научных статей, включенных ответчиком в юбилейный сборник общества, и их публикация нанесла ущерб его имущественным интересам. Суд установил, что между издательством и научным обществом заключен договор, согласно которому первое передало второму дискету со статьями для их издания за счет общества и продажи тиража. За это правообладатель должен был получить половину стоимости реализованной научным обществом продукции. Обязательства по перечислению истцу денежных средств ответчик не выполнил. При таких обстоятельствах суд обоснованно указал на то, что спор связан с неисполнением денежного обязательства по авторскому договору, но к ответчику не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные статьей 49 Закона «Об авторском праве», как к нарушителю авторских прав, поскольку публикация статей осуществлялась с разрешения правообладателя. Так как истец отказался от рассмотрения его требования как меры ответственности, установленной статьями 15 и 393 ГК РФ и статьей 34 Закона «Об авторском праве», в иске отказано». Рассмотрим подробнее ответственность сторон по договору, тем более, что данный вопрос крайне скупо урегулирован Законом «Об авторском праве…». Обратимся к ответственности автора. Прежде всего, заметим, что в юридической литературе выделяют следующие наиболее типичные нарушения авторами своих обязательств по авторским договорам: - просрочка автора в представлении произведения; - выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно; - отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором; - нарушение обязанности лично выполнить работу; - передача произведения для использования третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав. В соответствии с действующим законодательством ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в: - возврате полученного им гонорара; - одностороннем расторжении заключенного с ним договора; возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации указанных выше санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Необходимыми условиями наступления ответственности за причинение убытков являются: вина, факт причинения убытков, причинная связь между виновными действиями и наступлением убытков, противоправный характер действий автора. Прежде всего, должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. В соответствии с общим правилом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Иными словами, автор, допустивший нарушение обязанностей по авторскому договору, предполагается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность. Для применения к автору такой меры ответственности, как возмещение убытков, должен быть доказан факт их причинения и обоснован их размер. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на пользователя. Условием возложения на автора обязанности по возмещению убытков является наличие причинной связи между допущенным автором нарушением условий договора и наступившими последствиями. Обоснование данной связи также является обязанностью пользователя. Если он умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, либо не принял мер к их уменьшению, суд вправе уменьшить размер ответственности автора. Наконец, реализация любых предусмотренных договором или законом санкций находится в прямой зависимости от наличия в действиях автора признака противоправности. Между тем, как верно замечает Е.А. Суханов, поскольку в сфере интеллектуальной деятельности нередко случается такое явление, как «творческая неудача», при непредставлении произведения на автора возлагается обязанность возместить только реальный ущерб, причиненный заказчику. Обычно это выражается в возврате автором заказчику полученного аванса. Разумеется, ограниченная ответственность не применяется, если автор умышленно не передает заказчику надлежаще созданное произведение или передает его другому лицу. Подобные действия автора могут повлечь расторжение договора и возмещение убытков заказчика в полном объеме[1]. За уклонение от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (читать корректуру, консультировать режиссера и актеров, участвовать в обсуждениях произведения и т.д.) конкретным авторским договором могут быть установлены особые санкции. Так, в издательском договоре на литературное произведение задержка автором чтения корректуры может давать право издательству выпустить произведение в свет без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки. Кроме того, на автора может возлагаться обязанность по возмещению ущерба, причиненного оплатой простоя полиграфического предприятия из-за задержки по вине автора корректуры верстки, и т. п[2]. Аналогичным образом решается вопрос и относительно возмещения убытков заказчика, вызванных необходимостью внесения в подготовленное к использованию произведение исправлений и дополнений. Акцентируем внимание на некоторых особенностях ответственности соавторов. В тех случаях, когда обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов, имеет место гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне (п.1 ст.10 Закона). Ответственность (границы, пределы, а точнее рамки ответственности) соавторов никак не урегулирована законом «Об авторском праве…» в этой связи, зачастую, возникают споры на практике, когда, например, один соавтор провинился, а другие добросовестно выполнили свои обязанности. Исследователи обращают внимание на сложность взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним иных предусмотренных договором или законом санкций. На этот счет в российской юридической литературе в течение длительного времени ведутся дискуссии между сторонниками солидарной[3] и долевой[4] ответственности соавторов. Согласимся с точкой зрения о том, что ответственность соавторов может быть только долевой[5]. Как верно отмечалось в литературе, неделимость произведения как предмета обязательства не может сама по себе предрешать вопрос о солидарной ответственности за неисполнение договора, а следовательно, о возможности заказчика требовать от каждого соавтора возврата полученного им вознаграждения или возврата всех выплаченных соавторам сумм с одного из них[6]. Это вытекает из того, что в авторском договоре заказчик не может требовать солидарного исполнения договора от соавторов. Более того, исходя из действующего законодательства, следует признать, что взыскание авторского вознаграждения или причиненных убытков в долевом порядке возможно лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо, так как для этого необходимо доказательство их вины, которая в данном случае отсутствует. Представляется, что вышесказанное не носит абсолютный характер, т.к. может быть изменено соглашением сторон. Так, в договоре может быть предусмотрена коллективная (субсидиарная) ответственность коллектива авторов, например, в случае, когда один из них всегда может подменить другого по спектру выполняемых работ. Впрочем данные утверждения не бесспорны. На наш взгляд данные положения должны найти соответствующее закрепление в Законе «Об авторском праве…» или же высшие судебные инстанции РФ должны принять соответствующее разъяснение по данному вопросу. Обратимся к ответственности пользователя. Основания, объем его ответственности также определяются конкретным авторским договором, а также некоторыми общими положениями гражданского законодательства. Наиболее типичными нарушениями авторского договора заказчиками (пользователями) являются: - нарушение обязанности использовать произведение; - несвоевременная выплата вознаграждения; - использование произведения в больших объемах чем это предоставлено договором. В этой связи подчеркнем, что заказчик (пользователь) несет ответственность за исполнение тех обязательств, которые возложены на него договором: - нарушение обязанности использовать произведение; - причинение автору убытков; - нарушение целостности произведения; - невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д. В случае если ответственность заказчика (пользователя) в договоре не указана, последний может быть привлечен к ответственности на основе общих положений ГК РФ. Так как обязательство между заказчиком (пользователем) и автором носит денежный характер, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, заказчик (пользователь) несет ответственность за неисполнение денежного обязательства в размере процентов на сумму этих средств. Такой процент определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства (в настоящее время – ставка рефинансирования ЦБР составляет 13% годовых[7]). В отличие от авторов большинство пользователей произведений несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. По общему правилу ст.401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Данное правило применяется к хозяйствующим субъектам. Как мы уже подчеркнули, заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение; использовать его на условиях соглашения. Ответственность заказчика за использование произведения наступает независимо от причин, которые помешали ему использовать одобренное произведение. В п.10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. подчеркивается, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по независящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. Исключение составляют случаи, когда заказчик (пользователь) докажет, что задержка использования произведения наступила по вине автора. Во избежание излишних споров в авторских договорах целесообразно оговаривать конкретный размер компенсации, причитающейся автору в случае утраты, гибели или порчи оригинала произведения. Если заказчик в добровольном порядке не выполнит установленных в договоре обязательств и не возместит автору указанные суммы, он вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Приведем пример из практики: «М. выполнил 120 слайдов для альбома. После выхода альбома в свет фотограф попросил вернуть слайды и при их осмотре обнаружил, что они поцарапаны и затерты так, что их дальнейшее использование невозможно. В связи с отказом издательства выплатить компенсацию за порчу слайдов М. обратился в суд с иском. В назначенный для судебного слушания дела день издательство выплатило М. компенсацию»[8]. Специальные санкции по отношению к заказчику (пользователю) в виде штрафной неустойки или фиксированной суммы, могут быть установлены за: - нарушение принадлежащего автору право на защиту произведения от искажения; - передача произведения для использования третьим лицам, если авторский договор такого права пользователю прямо не предоставляет. |
Безусловно, что даже если договор не содержит санкций за данные нарушения, заказчик может быть и должен быть привлечен к ответственности по общим положениям гражданского законодательства.
Задание 3.
1. Определите объекты смежных прав
2. Назовите субъекты смежных прав
3. Определите содержание исключительных смежных прав
4. Укажите срок и порядок исчисления сроков действия смежных прав
5.
из текста задания можно понять, что речь идет о договоре авторского заказа.
В соответствии со ст. 1288 Гражданского Кодекса РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
Свое правомочие по распоряжению исключительным правом на произведение автор может передать по авторским договорам, которые различают как: авторские договоры о передаче исключительного права на произведение другому лицу, авторские договоры, предоставляющие другому лицу право использования произведения в установленных договором пределах, и договоры авторского заказа. В нашем случае автор обязуется сначала создать произведение, а затем уже передать его пользователю. В договоре заказа должно быть подробно зафиксировано, какие требования предъявляются к будущему произведению. В частности, определяется его жанр, назначение объем и другие параметры, устанавливается срок и форма представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т д.
Предусмотрена ограниченная ответственность автора по договорам авторского заказа. В частности согласно п. 2 ст. 1290 ГК в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику[11].
Материальный носитель произведения, созданного по договору авторского заказа передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование[12].
Согласно п. 1 ст. 1288 ГК договор авторского заказа является возмездным, однако это правило носит диспозитивный характер и соглашением сторон может быть предусмотрено иное. Таким образом, законодательное закрепление возможности заключения безвозмездного договора авторского заказа положило конец спорам относительности правомерности заключения подобных договоров.
Срок является существенным условием данного договора. Как следует из п. 1 ст. 1289 ГК, произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.
Еще одной гарантией прав автора является установленный статьей 1289 ГК льготный срок исполнения договора авторского заказа. Он применяется в тех случаях, когда "основной" срок исполнения договора авторского заказа наступил, но автор по уважительным причинам не успел создать заказанное произведение. По общему правилу продолжительность льготного срока составляет одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, однако соглашением сторон может быть предусмотрен более длительный льготный срок. В случаях создания произведения, входящего в состав сложного объекта (ст. 1240 ГК), правило о льготном сроке применяется, если иное не предусмотрено договором. Если автор не уложился и в льготный срок, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа[13].
Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору. Например, произведение носит тематический характер и автору заказывают его создание к определенной знаменательной дате.
Основная обязанность автора по договору авторского заказа заключается в том, чтобы создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю [14]. При этом автор, если только речь не идет о технических помощниках, он должен самостоятельно создать произведение, привлекая соавторов только с согласия своего контрагента. Созданное произведение передается в указанный в договоре срок, оформленное в надлежащем виде. Для предотвращения возможных недоразумений целесообразно оформлять передачу произведения выдачей соответствующего документа. По результатам рассмотрения заказчик может принять решение о внесении изменений и дополнений Автор обязан внести эти изменения, однако он должен действовать в рамках договора. На внесение изменений устанавливается согласованный между сторонами срок. Следует отметить, что заказчик произведения не может настаивать на том, чтобы автор менял свою позицию, хотя бы она и противоречила воззрениям пользователя.
Основная обязанность организации - пользователя заключается в том, чтобы использовать произведение указанным в договоре способом.
В договоры заказа обычно включается условие о том, что автор обязуется не передавать другим лицам право на использование произведения третьим лицам. Это обусловлено тем, что такое использование создает ненужную конкуренцию и тем самым наносит ущерб организации пользователю, с которой был заключен авторский договор. Однако это правило не должно распространяться на случаи, когда произведение будет использовано в переработанном виде, в результате чего будет создано новое, творчески самостоятельное произведение.
При отсутствии в договоре заказа условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации [15].
Вознаграждение определяется в договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом, (например, при издании принято выплачивать вознаграждение за один авторский лист, равный сорока тысяч знаков).
Конкретная сумма устанавливается в договоре, однако законом регулируется размер минимальных ставок авторского вознаграждения. В частности минимальные ставки авторского вознаграждения установлены постановлением правительства от 21 марта 1994 г. N 218, а также постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524, утвердившим минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство которых осуществлено до 3 августа 1992 г.
При этом если размер вознаграждения устанавливается в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения. Особенностями договора заказа является то, что заказчик обязуется в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.2.2 Смежные права
Смежные права – это права на нематериальные объекты, по своему типу схожие с авторскими правами и примыкающие к авторскому праву. Смежные права не являются единой правовой категорией (поэтому термин «смежные права» всегда применяется во множественном числе), а представляют собой несколько разнородных прав. На международной арене смежные права получили признание лишь во второй половине XX в., особенно после принятия в 1961 г. Международной (Римской) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (РФ не участвует ни в этой Конвенции, нив других международных договорах по смежным правам). В СССР охраны смежные права не существовало. В Российской Федерации смежные права охраняются по Закону РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах". Признаются три категории смежных прав: права исполнителей, права производителей фонограмм и права организаций эфирного и кабельного вещания. Под исполнителями имеются в виду граждане - актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, декламируют произведения, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы и искусства. К их числу относятся также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры. Объектом, на который исполнитель получает смежные права, является исполнение (а для режиссера-постановщика спектакля - постановка).
Природу и назначение смежных прав объясняют следующим образом: «Словосочетание «смежные права» означает неимущественные права, которые будучи отличными от авторских, связаны с последними в двух отношениях: во-первых, они распространяются на сообщения охраняемых авторским правом произведений и, во-вторых, имеет ряд общих с авторским правом особенностей, поскольку включают – с определенными исключениями – личные права, право на вознаграждение, и, наконец, международную охрану, в том числе, как и в международных авторско-правовых конвенциях, норму, согласно которой иностранцам предоставляется такой же уровень минимальной охраны, как и гражданам данной страны»1. Применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не квалифицируются как произведения науки, литературы и искусства.
Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.
Отношения в сфере исполнительного творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания в российской федерации регулируются разделом III «Смежные права» Закона от 9 июля 1993г.
В названном Законе определены четыре категории смежных прав:
· исполнительские права,
· права на фонограммы,
· права на передачи эфирного вещания,
· права на передачи кабельного вещания.
Права на передачи эфирного и на права на передачи кабельного вещания одинаковы по своему содержанию, поэтому их обычно определяют в одну категорию смежных прав – прав организаций вещания.
Все категории смежных прав отличаются друг от друга субъектным составом, содержанием, основанием возникновения охраны. Поэтому можно говорить о не едином смежном праве, а о смежных правах во множественном числе.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона от 9 июля 1993 г. производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает соблюдать права автора исполняемого произведения.
Объектами исполнительских прав являются действия, с помощью которых произведения литературы, искусства или народного творчества доводится до восприятия публики. Охране подлежат как воспринимаемые в процессе непосредственного исполнения на сцене живыми людьми, так и зафиксированные на материальных носителях в виде аудио- или видеозаписей исполнения и постановки.
Исполнения и постановки – разные объекты. При исполнении произведения сообщаются публики посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом. Каждое исполнение одного и того же произведения одним и тем же исполнителем охраняется как единственный акт, и от исполнителя неотделимо.
При постановки создается единый объект – спектакль, предназначенный для многократного исполнения. Постановка «отрывается» от своего создателя – режиссера-постановщика и может затем воспроизводиться без его участия.
К субъектам исполнительских прав относят актеров. Певцов, музыкантов, танцоров, иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных произведениях, танца или каким-либо иным образом1.
Исполнителям принадлежат два личных неимущественных права: право на имя и право на защиту репутации. Право на имя позволяет исполнителю требовать, чтобы при любом использовании его исполнения указывалось его имя, действительное или вымышленное, причем без искажений.
Право на защиту репутации предоставляет исполнителю право требовать, чтобы его интерпретация произведения воспроизводилась без искажений, что особенно важно в условиях, когда применение технических средств в процессе звуко- и видеозаписи позволяет вносить в результат исполнительской деятельности существенные изменения.
Исключительное имущественное право исполнителя на использование его исполнения состоит из следующих правомочий:
· права передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осуществляется с помощью записи. Речь идет о праве исполнителя на передачу в эфир или по кабелю «живого» исполнения. Если исполнение ранее уже было передано в эфир или по кабелю или если передача исполнения осуществляется с использованием коммерческой записи, это право не действует;
· права записывать ранее не записанное исполнение. Из этого права следует, что реализовывать право на запись исполнитель может только один раз. Повторная запись исполнения без согласия исполнителя не нарушает данное право;
· право на воспроизведение записи исполнения, т.е. право на изготовление копий записанных исполнений на материальных носителях;
· право передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей. Это правомочие дает исполнителю право контролировать передачу в эфир или по кабелю некоммерческих записей исполнения;
· распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;
· сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;
· сообщать для всеобщего сведения исполнение, записанное на фонограмму, по проводам или средствами беспроводной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их выбору.
Объектом смежных прав производителей фонограмм является непосредственно сама фонограмма.
Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение.
Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме.
В процессе создания фонограммы ее производитель осуществляет не творческую, а техническую деятельность, поэтому никаких личных неимущественных прав у него не возникает. Для защиты имущественных интересов производителя фонограммы закон наделяет его исключительным правом на использование фонограммы в любой форме, включая право на вознаграждения за каждый вид использования. Это право позволяет осуществлять следующие действия:
· воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;
· переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму;
· распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи прав собственности;
· импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;
· доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.
По аналогии с лицами, владеющими исключительными имущественными правами на произведения науки, литературы и искусства, исполнители и производители фонограмм для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы, и обязательно состоит из трех элементов:
· латинской буквы «Р» в окружности: Р;
· имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
· года первой публикации фонограммы.
Лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы, считается исполнителем или производителем фонограммы, пока не доказано обратное.
Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.
У организаций эфирного и кабельного вещания в отношении созданных ими передач личных неимущественных прав не возникает, так как действия таких организаций квалифицируются как организационно-технические, а не творческие. За этими организациями закон «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешения на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставления такого разрешения1.
Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешения на использование ее передачи означает разрешение на осуществление следующих действий:
· передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания. Речь идет о праве организации эфирного вещания как правообладателя разрешать ретрансляцию своей передачи, как в записи, так и в живом исполнении, другой организации вещания одновременно с трансляцией организацией-правообладателем;
· сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
· записывать передачу. Запись на материальный носитель сообщенной в эфир передачи ведет к появлению у лица, осуществившего такую запись, фонограммы (если была осуществлена звукозапись) или экземпляра аудиовизуального произведения (если была осуществлена видео запись) и возникновению у этого лица соответствующих прав на записанную фонограмму или аудиовизуальное произведение. Такие права должны возникать только с разрешения организации вещания, вложившие средства в создание записанной передачи;
· воспроизводить запись передачи, т.е. создавать копии передачи на материальном носителе;
· сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Нарушителем данного правомочия является любое лицо. Организующее прослушивание или просмотр сообщенной в эфир передачи, как записанной, так и принимаемой непосредственно из эфира, и взимающего плату за такое прослушивание или просмотр;
· распространять среди публики записи передач или экземпляры записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности; право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.
Исключительное право организации кабельного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление действий, аналогичных действиям организаций эфирного вещания.
Список использованных источников
I. Нормативно – правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006г. № 230 – ФЗ (в ред. От 24.02.2010 г. № 17 – ФЗ) Российская газета. – 2006. – 22 декабря. - № 289.
II. Книги:
1. Комментарий к части 4 Гражданского кодекса РФ/ под. Сергеева А.П. – М.: Проспект, 2009. – 806с.
2. Гражданское право: учебник / под ред. Суханова Е.А. – М.: Бек, 2009. – 856с.
3. Гражданское право: учебник / под ред. Сергеева А.П. – М.: Проспект, 2009, 859с.
4. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации / В.А. Дозорцев. М.: Статут, 2010. – 216с.
5. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. / Г.В. Бромберг – М.: Приор – издат, 2008. – 21с.
6. Право интеллектуальной собственности: учебник / под ред. Близнец И.А. – М.: Проспект, 2010. – 960с.
7. Гаврилов Э.П. Авторское право и смежные права / Э.П. Гаврилов. – М.: Приор,2008. – 321с.
8. Гражданское право: учебник / под ред. Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 2008. – 562с.
9. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. / А.П. Сергеев. – М.: Юрист, 2008. – 635с.
10. Ливадный Е.А. Интеллектуальная собственность и исключительные права в правовой системе Российской Федерации. / Е.А. Ливадный. – Спб.: Юрист, 2009. – 412с.
11. Астахова А.М. Результаты интеллектуальной деятельности. / А.М. Астахова. – М.: Зерцало,2008. – 256с.
III. Статьи из периодических изданий:
1.Гаврилов Э. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности как права, связанные с личностью автора / Э. Гаврилов // Хозяйство и право. – 2009. - №9. – С. 11.
2. Бромберг Г. Вопросы использования прав на интеллектуальную собственность / Г. Бромберг // Интеллектуальная собственность. – 2008. № 10. – С. 5 – 6.
3. Челышев М. О правах публично – правовых образований на результаты интеллектуальной деятельности / М. Челышев // Гражданское право. – 2008. № 3. – С. 6.
4. Астахова М.А. Интеллектуальная деятельность: понятие и квалифицирующие признаки / М.А. Астахова // Юридический мир. – 2009. №4. – С. 19.
5. Судариков С.А. Фундаментальные принципы интеллектуальной собственности / С.А. Судариков // Интеллектуальная собственность. – 2008. - № 2. – С. 3 – 8.
[1] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. / М.: Юрист, 2008. С.545.
[2] Астахова М.А. Интеллектуальная деятельность: понятие и квалифицирующие признаки // Юридический мир. 2009. №4. С. 19.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006г. № 230 ФЗ (в ред. От 24.02.2010 г. № 17 ФЗ)// Российская газета. 2006. 22 декабря. № 289.
[4] Гражданское право: учебник / под ред. Сергеева А.П. М.: Проспект, 2009. С. 564.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006г. № 230 ФЗ (в ред. От 24.02.2010 г. № 17 ФЗ)// Российская газета. 2006. 22 декабря. № 289.
[6] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. / М.: Юрист, 2008. С. 269.
[7] Судариков С.А. Фундаментальные принципы интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2008. №2. С. 7.
[8] Гражданское право: учебник / под ред. Толстого Ю.К. М.: Проспект, 2008. С. 521.
[9] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. / М.: Юрист, 2008. С.564.
[10] Гражданское право: учебник / под ред. Суханова Е.А. М.: Бек, 2009. С.752.
[12] Гражданское право: учебник / под ред. Толстого Ю.К. М.: Проспект, 2008.С. 458.
[13] Гаврилов Э.П. Авторское право и смежные права / М.: Приор,2008. С. 189.
[14] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. / М.: Юрист, 2008. С. 811.
[15] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации / М.: Статут, 2010. С. 145.
6. В комиссионном книжном магазине Вы обнаруживаете экземпляр написанного вами романа, который больше не выпускается. В каких случаях вы можете возбудить иск против владельца магазина за нарушения права на распространения:
a. это экземпляр книги, который Вы подписали по просьбе любителя литературы на рекламные мероприятия, посвященные ее опубликованию
b. продается не сама книга, а Ваша рукопись, которые Вы считали выброшенной вашей материю, но которую в действительности взял Ваш брат
c. это является пиратским экземпляров Вашей книги
d. это фотокопия книги, которая была сделана библиотекой, когда самой книги в наличии не было. Позднее библиотека приобрела экземпляр и продала фотокопию
7. Назовите формы и способы защиты смежных прав.