Человек – существо наделенное способностью познавать мир не только чувственной системой, но и сознанием. Благодаря сознанию мы верно оцениваем окр. мир, ориентируемся в нем. Знакомство с миром происходит в форме познания, которое связывает субстанцию с сознанием, чела с миром. Основные проблемы П: можно ли познать мир, если да, то где предел П. Каковы способы П мира. П – это и процесс познавания мира, извлечения знания и вместе с тем, системы в которых все проблемы выступоют в форме субъекта и объекта. Субъект – это активный источник, носитель оценок, знаний и П. Это индивидуальный, обладающий сознанием, ощущением, представлением, памятью, понятивно-образным восприятием мира. Субъект понятия, также – группа и общество в целом. Объект П – предмет на который направлено П субъекта а также деятельность субъекта. В целом, объектом выступает весь мир. Понятие объекта, отлично от понятия объективная реальность (ор). ОР – вся бесконечная вселенная, а объект – это фрагмент вселенной с которым соприкасается чел. Объект и субъект могут меняться местами. Объекты могут иметь материальную и идеальную природу. Понятие объект не тождественно понятию предмет познанию. Предмет – часть объекта, который изучается в том или ином аспекте. П – это предельно активная форма отражения объекта в сознании субъекта, позволяющее субъекту прогнозировать будущее, на основе полученного знания. Прогнозирование в фил-ии наз-ся опережающим отражением. П осущ-ся в разных формах, взаимосвязанных, но обладающих спецификой. Фил-я изучает всеобщие процессы бытия в форме оценки и предельно общих понятий, раскрывающих сущность объекта. Наука также носит оценочный характер, но проникает в сущность вещей менее глубоко. П осуществляется на 2 уровнях: обыденном и теоретическом. 1: присуще мифу, носит индивидуальный характер и пронизано личным опытом. 2: присуще философам, проникает в сущность объекта в масштабах всего общества на основе соц опыта. Религия занимает особое место в П, сочетает в себе эл-ты образности и предельно глубокого проникновения в сущность вещей, требует от чела веры, сводит процесс П к богопознанию, как источнику мира.
36. Система познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма. Чувственное и рациональное в познании. Процесс П, вкл в себя методы, кот-е классифицируются на: 1) частично научные, общенаучные, всеобщие (по масштабу изучения мира) 2) эмпирические, теоретические (по глубине проникновения в сущность предмета) 3) чувственные и рациональные (по характеру средств используемых в познании). Познание существует и происходит в форме знания, которое бывает повседневным и научным. Первое мифично, недостоверно, 2 – отвечает критериям, системности, достоверности, обоснованности. Научные знания обуславливаются логикой и фактами. Формами знания выступают проблема, гипотеза, теория. Проблема присущая начальному этапу расследования, выражает противоречия между ограниченными знаниями и безграничностью бытия. Гипотеза – предположение, научное допущение о сущности объекта. В случае подтверждения гипотезы, она становится теорией. Основные особенности теории – объяснение фактов, подтверждение в эксперименте, способность прогнозировать будущее. 2 типа: эмпирический и теоретический. Эмпирических методов немного: 1 - наблюдение, 2 – эксперимент. Наблюдение направлено на реальные предметы, а эксперимент представляет собой сознательное воспроизведение исследуемого процесса в искусственных условиях. Теоретические методы: 1) мысленный эксперимент 2) идеализация (предписание предмету некоторых свойств 3) аксиоматизация (создание систем посылок в виде аксиом) 4) формализация (отображает результаты мышления в точных понятиях и утверждениях) 5) аналогия (вероятное умозаключение по какому либо внешнему признаку, когда новые знания осмыслеваются через старые) 6) восхождение от абстрактного к конкретному (формулирование исходных абстрактных образов, исключая несущественные признаки объекта и оставляя самое необходимое). В настоящее время, наука не смогла разработать универсальный метод познания, поэтому создавая новые методы, стремятся выводить истину благодаря системе методов.
37. Проблема истины познания. Критерии познания. Смыслом познания является достижение истины. Сложились 2 подхода истины: 1) догматизм, абсолютизирующий неизменность знаний об объектах. 2) релятивизм напротив, признававший изменчивый характер знаний об объекте, исключавший возможность полного знания об объекте. Истина – знание о предмете, верность которого подтверждена практикой. Практика – деятельность людей (общественно историческая), по созданию культуры. Понятия И отражает процесс познания бытия, поэтому требует наличие объекта и субъекта. Процесс познания истины бесконечен, в силу бесконечности бытия. Полное знание о мире получила название абсолютной истины и в силу масштабности бытия, а.и. неподвластна богу, поэтому для характеристики стадийного приближения вводится понятие относительной истины. Она отличается локальным понятием о мире, выражающим постепенно расширяющийся объем знаний. Кроме того, наука учит и конкретной истине, т.е. зависимость ее от места, времени, условий, в которых находится объект. При изучении истины, важную роль играет разработка проблемы критериев с их помощью истина отделяется от заблуждения. В наше время, универсальный критерий – практика, позволяет в ходе эксперимента целенаправленно действовать на объект. Практика многозначна, она является источником и основой процесса познания, способствуя появлению мотивов, интересов, потребностей человеческого освоения природы в форме трудовой деятельности. В тоже время практика – цель познания, поскольку чел формирует культуру осмысленно и целенаправленно. Практика либо доказывает, либо опровергает наше знание о бытии.