СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... | |
1.Социально-экономические условия возникновения социологической науки………………………………………………………………………..… | |
1.1.Социальные перемены периода конца 30-х – начала 40 г.г.XIX века…………………………………………………………………………… | |
1.2.Влияние естественно - научных открытий на развитие социологической науки……………………………………………………. | |
2.Теоретическо - методологические предпосылки возникновения социологии………………………………………………………..………….. | |
2.1.Социология в трудах О.Конта..……………………………………….. | |
2.2.Социология Карла Маркса ……………………………….……………. | |
Заключение ………………………………………………………….............. | |
Список использованной литературы……………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению человек в любой момент по собственной прихоти может изменить поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому, могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальных порядок.
Такие, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако, выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования – все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведение членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Обычаи мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Социальные перемены периода конца 30-х – начала 40 г.г.XIX века
Любая наука имеет свою историю. Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в 4 веке до н.э. в работах Платона «Законы» и «О государстве», а также Аристотеля «Политики». В новое время они получили в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла «социальная философия» - предшественница современной социологии.
Понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов - латинского и греческого происхождения, и переводится, как наука об обществе. А был введен этот термин в научный оборот французским философом Огюстом Контом(1798-1857), учеником выдающегося ученого социолиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.