На пути к преданности
Вторник, 11-е октября 2016 г.
Истоки
Творение и проблема сознания
Когда Генри Дэвид Торо в 1845 г. поселился в хижине на берегу Уолденского пруда, на окраине Конкорда (Массачусетс), он хотел сосредоточиться на самом себе:
Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни — она слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем не будет крайней необходимости. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее сердцевины, хотел жить со спартанской простотой, изгнав из жизни все, что не является настоящей жизнью, сделать в ней широкий прокос, чисто снять с нее стружку, загнать жизнь в угол и свести ее к простейшим ее формам, и если она окажется ничтожной, — ну что ж, тогда постичь все ее ничтожество и возвестить о том миру; а если она окажется исполненной высокого смысла, то познать это на собственном опыте и правдиво рассказать об этом в следующем моем сочинении. Ибо большинство людей, как мне кажется, странным образом колеблются в своем мнении о жизни, не зная, считать ли ее даром дьявола или бога, и несколько поспешно заключают, что главная наша цель на земле состоит в том, чтобы «славить бога и радоваться ему вечно».
(Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. Пер. З. Александрова. М., «Наука», 1979. http://www.lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt. Прим. перев.)
Одна из книг, которые он нашел особенно полезными в своих поисках, была Бхагавад-гита:
«По утрам я омываю свой разум в изумительной философии и космогонии Бхагаватгиты, в сравнении с которыми наш современный мир и его литература кажутся мелкими и пошлыми.»
По временам меня шокируют и приводят в смятение агрессия и ненависть, которые я вижу в этом мире. В такие моменты я стараюсь следовать мудрому совету Торо: «Не читайте Таймс. Читайте Вечное». Когда я один, когда я лишён общества моих просветленных друзей, я не нахожу другого утешения, кроме чтения «Вечного». И величайший из таких источников мудрости — Шримад Бхагаватам.
Какое-то время я посвятил тому, чтобы поделиться с вами своим личным прочтением Бхагаватам, но сейчас я вовлечён в другие проекты, и у меня нет возможности писать об этом.
Меня попросили подготовить материалы о природе сознания — своего рода ремейк по мотивам книги «Жизнь происходит из жизни» (См. //http://audioveda.ru/unions/63. Прим. перев.). Посмотрим, что получится. Это серьёзный проект.
Поскольку сейчас я занят в проекте по созданию книги о природе сознания, я беру паузу в обсуждении беседы между Шукадевой и Махараджем Парикшитом.
Их разговор — достойный предмет для размышлений и медитации. Многие читатели Бхагаватам начинают сразу с Десятой Песни, желая насладиться сокровенными играми Господа Шри Кришны. Но онтология Бхагаватам — не развлекательное чтение. Один из предметов, которые обсуждает Шукадева, это беседа Господа Брахмы и Нарады Муни о создании вселенной. Некоторые комментаторы пытаются трактовать буквально каждое слово этого великого трактата. Но Шримад Бхагаватам — метафизическое произведение, поэтому необходимо глубокое понимание метафизической стороны его содержания.
Мне не хотелось бы преподносить здесь идеи как бесспорные факты, поскольку это лишь уводит от истины. Поэтому я обращаюсь к писаниям в попытках глубже понять онтологию и космологию Бхагаватам, которая отличается от ведической точки зрения. Ведическая космология может представлять большой интерес в таких областях как изучение движения планет и астрология, но духовная парадигма Бхагаватам исключает всякую эксплуатацию.
Бхагаватам не заинтересована в материалистическом понимании устройства планетарных систем. Например, мой духовный учитель, Шридхара Махарадж часто говорил о Бху локе как о «мире заблуждений».
Язык Бхагаватам по большей части тайный, оккультный, эзотерический. Санскритское слово «лока» можно перевести как «планета», но оно также обозначает «мир», «страна» и даже «народ». Палата общин в Индии называется «Лок Сабха» (Народный Дом). http://loksabha.nic.in
В Бхагаватам говорится о различных «мирах», или «локах». Есть адские миры и райские миры. Но, поскольку в Бхагаватам речь идет о сознании и Божественной любви, полезно рассматривать эти миры как планы сознания. В конечном счете, Бхагаватам суть комментарий к Гаятри мантре, которая представляет собой медитацию на планы сознания, известные как бхур, бхувах, сваха, или чувства, ум, разум.
Поэтому, когда Нарада и Брахма обсуждают сотворение миров, они не имеют в виду материалистическую парадигму, разработанную позитивистами вроде Огюста Конта в 19-м веке. Холистическая парадигма онтологии Бхагаватам включает сознание как самоочевидную истину. Как комментарий к Веданте, парадигма Бхагаватам содержит понимание Брахмана, Параматмы и Бхагавана как необходимую предпосылку для правильной интерпретации монизма и дуализма. Это толкование поддерживается Чайтаньей Махапрабху, философия которого — ачинтья-бхеда-абхеда-таттва — изложена Дживой Госвами в Таттва-сандарбхе.
Учитывая всё это, я не хотел бы написать что-то поверхностное об этом предмете.
В наши дни очень активна школа атеизма, полагающая, что борьба между верой и неверием является борьбой между суевериями и разумом. На мой взгляд, это весьма недалекое суждение. Но любые представления о творении, не соответствующие принятым в настоящее время взглядам, подвергаются насмешкам как «предрассудки» и «мифы».
К несчастью, современные атеисты не имеют философского образования, иначе они знали бы об ограничениях рационального подхода.
Бесспорные факты трудно обосновать. Еще сложнее история. История творения может показаться абсолютно нереальной. Тем не менее, остаётся множество загадок, не поддающихся науке: происхождение вселенной, гравитационные волны, лечение рака, универсальная теория поля, «теория всего».
Одна из таких тайн — проблема сознания.
Много усилий было затрачено на поиски «исходных кирпичиков биологической жизни». В рамках проекта «Розетта» был послан зонд на отдалённую комету для поиска так называемых «источников жизни». Нет нужды отправляться на отдалённые планеты, для того чтобы найти «источники жизни». Источники жизни находятся в каждом яйце, в каждом зерне здесь, на Земле. Однако ни один учёный не способен произвести яйцо.
Ни один биолог не может похвастаться, что он создал зерно. Конечно, компания Монсанто имеет бизнес патентования семян, как будто семена можно создавать! Удалить или встроить генетический материал в состав зерна — вопрос технологии. Но исходный генетический материал можно получить только из живого зерна. Жизнь происходит из жизни. Нетрудно видеть, что источник жизни — это всегда другая жизнь. Невозможно создать живое из мертвых материальных ингредиентов. Можно рассматривать это как ещё один «закон» материальной природы: неживая материя не может породить жизнь.
Ни один биолог не способен взять неорганические ингредиенты и создать из них яйцо. Ни страусиное, ни куриное, ни яйцо ящерицы, ни даже яйцо колибри.
Никакая сумма конечных элементов не даст бесконечности. Органы не есть жизнь. Кровь не является жизнью. Вы можете взять какие хотите органы, кровь, кости, нервы из мертвых тел. Но никогда не сможете создать живого Франкенштейна, подключив к трупу электричество.
Мир материи воспринимается чувствами и поддаётся изучению при помощи способностей человеческого мозга к рациональному мышлению. Но наши чувства не годятся для восприятия высшей реальности. Не будучи способным к восприятию духовной реальности, наш разум утверждает, что единственной реальностью является та, которую он способен воспринимать. Но это слишком самонадеянное утверждение!
В конце концов, наши способности несовершенны. Ученые должны постоянно перепроверять свои вычисления. Даже лучшее программное обеспечение постоянно обновляется, поскольку в предыдущих версиях, даже промышленных, выявляются какие-то дефекты. Всегда присутствуют ошибки, которые приходится исправлять. Мы легко становимся жертвами всех видов иллюзии и обманных трюков, присущих материальной природе. Мы видим движущуюся тёмную фигуру в сумерках, а потом обнаруживаем, что это всего лишь стул. Мы делаем ошибки. И склонны подгонять факты под наши теории. Всё это работает против науки, базирующейся на рациональном мышлении.
Более того, обоснования строятся по схеме циклической аргументации. Со времён Ницше философы знают, что не существует такой вещи, как объективность. Любое суждение своекорыстно. Наша озабоченность попытками раскрыть секреты материи своекорыстна: нам хочется контролировать и эксплуатировать материальный мир. Эксплуатация — практически единственная движущая сила разума. Разум полезен, потому что он работает в тандеме с наукой для совершения открытий, с целью создания новых технологий. А истинная цель технологий — эксплуатация.
Фокусирование на эксплуатации материального мира — парадигма, которая верно служила нам на протяжении многих веков. Но сейчас мы всё чаще испытываем действие «кармического бумеранга», который настигает нас в виде задымленного воздуха, загрязненных океанов, опустошенных местностей, вымирания различных форм жизни. Можно ли считать это высшим достижением науки?
Наша исключительная озабоченность эксплуатацией материального мира привела к отрицанию надчувственного мира, трансцендентного мира. И тем не менее, великие учёные умы удовлетворяются бездумным повторением доктрин Викторианской эпохи. Это всего лишь скаредное цепляние за мёртвые, умирающие формулы.
Я уверен, что можно найти гораздо более глубокую метафору бытия на страницах Бхагаватам, в беседах Нарады и Брахмы.
Возможно, язык Бхагаватам, используемый для описания материального космоса, находится за рамками нашего разумения. Мы не располагаем понятийными категориями для восприятия многих дескриптивных метафор. Толкования, данные ачарьями, доступны лишь глубоко реализованным душам.
И всё же метафора органической жизни может дать нам ключ к пониманию. Космос с его галактиками сравнивается с яйцом, в котором дифференцированное сознание соединяется с потенциальностью материи в форме концентрированной энергии, неизвестной современной физике.
Квантовая астрономия не может описать энергии, отвечающие за сингулярность, которая могла иметь место перед Большим взрывом. Точно так же ничего она не может сказать о концептуальной форме субстанции, известной как сознание.
Беседы, описываемые в Бхагаватам, раскрывают вечный парадокс сознания и его отношения с материальным миром: как неограниченное божественное сознание проявлено в ограниченных формах и телах, обусловленных умах и чувствах. И как Личность Бога распространяет Себя через действие различных сил и опосредующих механизмов, от Бхагавана через Махавишну к Параматме, трансцендентной неописуемой безграничной Сущности, благодаря которой становятся возможными время, пространство и космос.
Опубликовано Бхакти Видханом Махайоги 10:47 AM