Практические задания:
1. Кто из социологов изучал культуру?
Г.Лебон и Г.Тард. Они занимались изучением толпы и публики.
2. Дайте определение термина «культура».
" Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
3. Что такое «культурные универсалии»? Кто из учёных разработал это понятие?
Понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах. Это те черты, которые свойственны всем без исключения культурам (смех - плач, огонь - вода, верх - низ и т.д.).
Джордж Питер Мердок вместе с коллегами из Йельского университета разработали классификацию таких культурных универсалий из 88 общих поведенческих категорий. Они включают одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, вероисповедание, социальную стратификацию, политическое поведение и т.д. Как полагают, культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство.
Однако надо понимать, что конкретное содержание этих культурных универсалий может быть различным. Например, семья в том или ином виде существует у всех обществ, но некоторые общества предпочитают моногамию, другие — полиандрию, а третьи — полигинию.
4. Назовите причины существования культурных универсалий и причины различий между культурами.
Причину существования таких универсалий многие мыслители видят в биологических обстоятельствах, таких как потребность человека в пище, существование двух полов, нужда в тепле, наличие возрастных различий и т. д. Но несмотря на то, что данные культурные универсалии присущи всем, для различных культур они тоже могут быть различными.
Существует множество факторов, объясняющих такие различия в культурах многих стран. Один из наиболее главных факторов – географическое положение. Важным фактором является роль человека по отношению к государству и религии.
5. Дайте определение понятия «цивилизация». Какие трактовки этого понятия предлагают различные учёные.
Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений.
Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье. Жозефа Гобино: 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает, и западная цивилизация не является исключением.
Глобальная цивилизация | Мировые цивилизации | Поколения локальных цивилизаций | Локальные цивилизации |
6. Перечислите функции культуры. Разъясните их.
. Гносеологическая функция Она позволяет получать знание о мире и человеке в нём.
2. Трансляционная функция. Её ещё называют эпистемической. Храня в себе духовные ценности как конкретного общества, так и всего человечества, культура передаёт информацию во всех сферах жизни от поколения к поколению.
3. Аксиологическая функция (аксиология – учение о ценностях). Она означает, что культура – это величайшая сокровищница ценностей, идей, идеалов, образов и т.д. Культура – это нормативная система, а потому она формирует у человека ценностные потребности и интересы.
4. Практическая и регулятивная функции. Если рассматривать культуру как творчество, поскольку оно преобразует, реконструирует действительность, приводит её в соответствие с общественными потребностями и человеческими представлении о совершенстве, то в этом и скажется ее практическая функция.
5. Семиотическая функция. Семиотика – это общая теория знаков и знаковых систем. Она изучает те средства, с помощью которых можно передавать информацию в процессе общения. Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем. В зависимости от способа выражения значения и характера смысловой нагруженности по-разному классифицируются знаки.
6. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс взаимодействия субъектов: социальных групп, общностей, личностей, в котором происходит обмен мнениями, чувствами, желаниями, настроением, социальным опытом, способностями и результатами деятельности. Именно в процессе общения происходят культурная социализация личности и её самореализация.
7. Социализирующая функция. Она сводится к формированию и воспитанию человека. Вне культуры, без её освоения новорождённый не может стать человеком.
8. Гуманистическая функция. Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т.е. одобрено людьми.
7. Какие две противоположные тенденции отмечают социологи в социокультурном процессе?
8. Что такое этноцентризм и культурный релятивизм? Приведите исторические примеры этих явлений.
Этноцентризм -- это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) -- например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) -- дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии
Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм — европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Начало этому направлению заложил ещё Франц Боас, которое впоследствии продолжили его ученики[1].
9. Назовите основные структурные элементы культуры. Расскажите о языке как элементе культуры.
) Язык;
· b) Ценности;
· c) Идеологию;
· d) Знания и убеждения.
· Язык - понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.
· Ведь человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Люди, которые не знают числа более 100, видимо, осмысливают множество, количество в чём-то по-своему, если человек собаку, кошку, не говоря уже о диких животных оценивает как вещь, аналогично мебели, будут ли его отношения к животным отличаться от отношения тех, кто видит в них своих младших собратьев, живых партнёров по природе.
· Роль языка как ретранслятора культуры.
11. Чем определяется специфика отдельных культур? Что такое менталитет? Что такое национальный характер?
Менталитет (от лат. mens или mentis – ум и лат. alis – другие) – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.
Национальный характер - особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется прежде всего как система социокультурных норм и как психическое явление.
14. Дайте определение терминов «культурный прогресс» и «культурный регресс».
Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.
Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.
Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.
18. Что такое «культурная эволюция» и «культурная революция»?
процесс накопления и передачи из поколения в поколение культурного наследия, начавшийся после того, как человек поднялся в своем развитии выше животного.
Истор. развитие в области культуры, включающее модификацию различных феноменов культуры.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренные изменения
в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.
19. Приведите конкретные исторические примеры культурной деградации и отставания.
В России – Смутное время начала17 века
нельзя сказать, что Османская империя, как-то сильно отставала или превосходила, например, империю Великих Моголов в Индии, или империю Цин в Китае. Все эти государства находились примерно на одном уровне развития, поэтому отставание могло происходить только в сравнении с Европой того же исторического периода. вропейская цивилизация постоянно использовала преимущества, вытекающие из ее территориального расположения. Эти территориальные преимущества и послужили катализатором культурного развития на Европейском полуострове. Кстати, постепенное замедление развития Западной цивилизации в наши дни, в том числе сегодняшний, все усугубляющейся экономический кризис, происходит по той же банальной причине.Территориальные преимущества, которые европейцы использовали раньше, теперь перестали быть преимуществами, так как мир стал глобальным и вопрос расположения государств на карте стал менее существенен.
Творческие задания:
1. Оформите в виде таблицы ответ на следующий вопрос: