Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.
Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.
Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.
До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908).
В 1922 году после закрытия Черниговского скита икона Божьей Матери была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон Божьей матери сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в семью христиан из Подмосковья, но после этого след иконы Божьей матери теряется. Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список (копия) Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы, а в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.
[1] сии стихиры взяты из службы Озерянской иконы БМ, на Господи воззвах.
[2] Октоих, глас 2, Малая вечерня, 2_ая стихира на стиховне
[3] Октоих, глас 2, великая вечерня, 1_ая стихира второй группы на Господи воззвах.
[4] Октоих, глас 2, Малая вечерня, 4_ая стихира на стиховне
[5] из службы Озерянской иконы БМ, слава и ныне: на стиховне.
[6] Октоих, глас 5 стихиры Павла Амарейского, писанныя на Господи воззвах на великой вечерне.
[7] Служба ик БМ Неопалмая купина, 3 стихира на литии.
[8] Минея сентябрь, служба Мирожской ик. БМ, 3_яя стихира на Господи воззвах.
[9] Минея сентябрь
[10] Сей тропарь поют в Черниговском скиту.
[11] Третье приложение минеи, глас 6
[12] Октоих, глас 2, канон на повечерии в субботу, песнь 1, тропарь 1.
[13] Октоих, глас 2, канон на повечерии в субботу, песнь 1, тропарь 2.
[14] Октоих, глас 2, канон на повечерии в субботу, песнь 1, тропарь 3.
[15] Октоих, глас 2, канон на повечерии в пяток, песнь 1, тропарь 2
[16] Октоих, глас 2, канон на повечерии в пяток, песнь 1, тропарь 4
[17] Октоих, глас 2, канон на повечерии в понедельник, песнь 1, тропарь 4
[18] Октоих, глас 2, канон на повечерии в субботу, песнь 3, тропарь 1
[19] Октоих, глас 2, канон на повечерии в субботу, песнь 3, тропарь 3
[20] Октоих, глас 2, канон на повечерии в вторник, песнь 3, тропарь 4
[21] Октоих, глас 2, канон на повечерии в среду, песнь 1, тропарь 2
[22] Октоих, глас 2, канон на повечерии в среду, песнь 1, тропарь 3
[23] Октоих, глас 2, канон на повечерии в среду, песнь 1, тропарь 4