Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Проблема бытия. Материя и формы её существования.




1. Философский смысл проблемы бытия. Формы бытия. Бытие материальное и идеальное.

2. Материя и движение. Противоречивость движения. Формы движения их качественная специфика и взаимосвязь

3. Проблема пространства и времени в философии и современной физике. Геологическое, биологическое и социальное время.

4. Естественнонаучная картина мира.

 

Обязательная литература:

Литература к 1-у вопросу (на выбор студента):

1. Соловьёв В. “Безусловное начало бытия” // Хрестоматия по философии. Учебное пособие М., Проспект. 1997. С.416-424

2. Бердяев Н. Время и вечность// Там же с. 450-460.

3. Хайдеггер М, Бытие и время // Там же, с. 472-478.

Или эти же отрывки в «Мире философии» Т.1. 1.Соловьёв. С.217-225; Бердяев Н. С.225-232: Хайдеггер М. С.240-245.

Литература ко 2-у и 3-у вопросам:

1. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М.1991.

2. Бердяев Н.А. И мир объектов (о времени и пространстве) // Мир философии Т.1, с. 232-238

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т.18, гл. 3. § 1,4,5.; гл. 5. § 3.

Литература к 4-ому вопросу:

1. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? М., 1984

2. Материалистическая диалектика Т.3, М.: Мысль, 1983. С. 43-63.

Дополнительная литература:

1. Введение в философию Т.2. М., 1989.

2. Лолаев Т.П. Философское и естественно-научно6е обоснование необратимости времени // Вестник МГУ 1995 № 3, сер. 7.

3. Аскольдов С.А. Время и его преодоление // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997 с. 442-446.

4. Обзор статей о современных научных представлениях о времени // Вопросы философии № 1. 1996.

5. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. С.125-161.

6. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Здесь: гл. 7, 8.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Развитие философских и естественнонаучных представлений о материи.

2. Специфика физической формы движения материи.

3. Физическое и механическое движение и его взаимосвязь с химическим и социальным.

4. Роль учёных физиков, химиков, биологов в исследовании структурной организации материи.

5. Естественнонаучные представления о пространстве и времени.

6. Мифологическое, религиозное, научное и философское осмысление пространства и времени.

7. Физическая картина мира.

8. Картина мира в исторической ретроспективе (от античной до современной).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вопросы включает в себя осмысление проблемы бытия?

2. Когда и почему появилась в философии проблема бытия?

3. Какие формы бытия выделяются в философии (материалистической и экзистенциальной)?

4. Что такое материя?

5. Как соотносятся понятия: движение, развитие, изменение, взаимодействие, перемещение?

6. На основании чего выделяют формы движения материи?

7. Что такое «пространственно-временной континуум»?

8. В чём принципиальное различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

9. Какими свойствами обладает пространство и время?

10. В какой последовательности происходила смена научных картин мира? И почему она происходит?

Задание –1.

Сравните три понимания пространства и времени:

1. Философ Августин Блаженный (3-4 в. н.э.):

«Я не мог себе представить, что по устранению тела из занимаемого места остаётся одно место, чуждого всякого материального содержания – и земли, и воды, и воздуха, и тверди небесной: для моей мысли совершенно не существовало беспредметное или пустое пространство» (Творения Августина Блаженного. Исповедь. Ч.1.- Киев, 1901, с.482)

«Мир сотворён не во времени, но вместе со временем» («О граде божьим. Х1, 6).

2. Физик Исаак Ньютон (17-18 вв.)

«Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему-либо внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению относительно некоторых тел…

Абсолютно истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью» (Ньютон И. Математические начала натурфилософии. Птб, 1915, с.30).

3. Математик и философ Готфрид Лейбниц (17-18 век):

«Время – порядок следования событий, пространство – порядок расположения вещей. Если бы время являлось чем-то вне временных вещей, тогда, конечно же, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи – при предположении сохранения их последовательности – должны быть поставлены в такие, нежели в другие мгновения. Но как раз это показывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют своё существование только в последовательном порядке самих вещей» (Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Соч. М., 1982. Т.1., с.442).

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит основное противоречие в понимании пространства и времени?

2. Различаются ли концепция Августина и Лейбница?

3. С какой целью И. Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени?

Основные понятия: бытие, материя, пространство, время, движение, покой, картина мира

Тема 5. Познание и наука

1. Познание как философская проблема. Агностицизм.

2. Проблема истины в науке и в философии.

3. Наука: ошибки и заблуждения.

4. Специфика научного знания.

5. Уровни научного познания. Их отличия и связь.

6. Эмпирический уровень познания: факты, наблюдения, эксперименты.

Систематизация и классификация фактов.

7. Теоретический уровень познания. Компоненты теоретического естествознания:

а) теория, её структура и функции, методы построения теории;

б) понятийный аппарат;

в) научные принципы в естествознании;

в) понятие научной картины мира.

 

Обязательная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. С. 31-62

2. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. М., 1978. Т. 2. С. 7-34, 59-62.

3. Селиванов Ф.А. Ошибки и заблуждения. Томск, 1978.

4. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

5. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М.,1990.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов на Дону, 1999.

7. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

8. Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978

9. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

 

Дополнительная литература:

1. Сухотин А. Превратности научных идей. М., 1991.

2. Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании. М., 1979.

3. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. М.,1988.

4. Грязнов В.С., Дынин Б.С. Теория и её объект. М., 1973

1. Диалектика познания сложных систем. М., 1988. С.107-114, 119-132.

2. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974

3. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

 

Рефераты:

1. Взаимосвязь двух культур (естествознание и гуманитарное знание: общее и особенное).

2. Естественнонаучная картина мира.

3. Наука и лженаука.

4. Внешние и внутренние факторы развития науки.

5. Многообразие форм знания.

6. Средства познания классической науки.

7. Заблуждения в развитии химического(биологического) знания.

8. Заблуждения и ошибки химиков (биологов).

9. Химическая картина мира.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое истина?

2. Что значит: «объективность истины», «абсолютность и относительность истины», «конкретность истины"?

3. Чем отличаются заблуждения от ошибок?

4. Каковы причины заблуждений?

5. Назовите основные методы и формы знания эмпирического уровня познания.

6. Какие методы теоретического познания выделяют философы?

7. В чём проявляется тесная взаимосвязь и неразрывное единство эмпирического и теоретического уровней познания?

8. Для чего создаются теории (или каковы функции теоретическогознания)?

9. Что такое картина мира и как она возникает?

Задание – 1.

Французский математик и методолог А. Пуанкаре (1854-1912 гг.), анализируя факт существования в науке ряда геометрий – Евклида, Лобачевского, Римана, пришёл к выводу: «Если обратимся к вопросу, является ли евклидова геометрия истинной, то найдём, что он не имеет смысла. Это было бы всё равно, что спрашивать, какая система истинна – метрическая или же система со старинными мерами … Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая, та или иная геометрия может быть только более свободной» (Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С.49).

Какова гносеологическая позиция А. Пуанкаре, в частности по теории истины?

Основные понятия: истина, заблуждение, абсолютная истина, относительная истина, объективная истина, конкретность истины, агностицизм, эмпирический и теоретический уровень познания, наблюдение, эксперимент, факт, теория, закон, научная картина мира, научные принципы, методология, метод.

Тема 6. Проблема человека

  1. Проблема человека в философии. Теория антропосоциогенеза её естественнонаучное и философское значение.
  2. Природа и сущность человека. Социальное и биологическое в человеке.
  3. Проблема жизни и смерти в философии. Смысл жизни.
  4. Проблема человека в русской философии:

А). В. Соловьёв о предназначении человека (человечества).

Б). Космизм Н. Бердяева. Экзистенциальные мотивы в творчестве Н. Бердяева

5.Человек как космопланетарный феномен. (по В.П.Казначееву)

6.Проблема коэволюции человека и природы. (Р.С.Карпинская)

7.Концепция человеческого потенциала (Б.Г.Юдин, Олескин и др.)

Обязательная литература:

К 1-у вопросу:

  1. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. Гл. 5, §§ 1, 2, 4.

На выбор студента:

2. Агацци Э. Человек как предмет философского анализа // Вопр. философии, 1989, № 2.

  1. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. М.,1984. Т.4, с. 378-386. (Или в кн.: Человек (Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1991, с. 117-118)
  2. Гердер Ещё один опыт философии истории для воспитания человечества // Человек. М., 1991. С.387-390.

Ко 2- у вопросу:

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //: Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995 с.176-178.

  1. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойств // Вопросы философии. 1988, № 7.
  2. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. Гл. 5, § 5.
  3. Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. М., 1991. Т. 2. С.81-86.

К 3-у вопросу

1. Мир Философии. Т.2:

а/Соловьев В.,С.105-108.

б/Фрейд З. С. 127-138

в/Фейрбах Л. С.98-106

2. Смысл жизни: Антология. М.,1994

К 4-му вопросу:

1. Соловьёв В. Чтение о богочеловечестве. (чтение восьмое) // Соловьёв В. Сочинения. М., Правда, 1989, Т.2.

  1. Бердяев Н. Смысл творчества. М., Правда 1989. Здесь: гл.П. Человек. Микрокосм и макрокосм.

Дополнительная литература:

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
  2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
  3. Казначеев В.П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. Новосибирск, 1991.
  4. Камю. Миф о Сизифе // Сумерки богов, М.,1990.
  5. Луис Фарре. Философская антропология // Это человек. Антология. М.,1995.
  6. Проблема человека в Западной философии. М.,1988.
  7. Рязанцев С. Танатология. СПб., 1994. Здесь же: Фрейд З. «Мы и смерть». «По ту сторону принципа наслаждения».
  8. А. Сервера Эспиноза. Что есть человек? Философская антропология // Человек. Антология. М., 1995. С.75-101.
  9. Федоров. Философия общего дела // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1995.
  10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.
  11. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. М.,1995.

Рефераты:

  1. Духовные и социальные источники активности личности.
  2. Противоречие биологического и социального в человеке.
  3. Факторы антропосоциогенеза.
  4. Проблема смысла жизни в русской философии.
  5. Осмысление смерти и поиски смысла жизни.

6. Научно-философская проблема клонирования.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие вопросы интересуют философов в исследовании проблемы человека?
  2. В чём противоречивость природы человека?
  3. В чём сущность теории антропосоциогенеза?
  4. Что означает понятие «биосоциальная природа человека»?
  5. Совпадают ли понятия смысл и цель жизни?
  6. Как связаны между собой проблема смерти и смысла жизни человека?
  7. Почему А. Камю считает, что именно проблема самоубийства является центральной философской проблемой?

Задание –1.

Согласны ли Вы с утверждением автора, что «когда мы стары, перед нами стоит только смерть, в молодости же перед нами жизнь; остаётся вопрос, что из двух опаснее и не есть ли жизнь, в общем нечто такое, что лучше иметь за собой, чем перед собой, ведь говорится же в Экклезиасте: день смерти лучше дня рождения? (Шопенгауэр А. О возрасте человека. М., 1984. С.15.)

Основные понятия: антропосоциогенез, философская антропология, человек, личность, индивид, индивидуальность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.