Обычное право регулирует в традиционных обществах вопросы, связанные с семьей, браком, наследованием, статусом личности, опекой и т. д. Семейно-правовые традиции распространяются на отношения, значительно превосходящие европейские представления о семье: практически они охватывают все гражданские отношения. Африканские ученые часто разъясняют; «Европейцы обычно рассматривают семью как мужа, его жену и их детей. В Африке же понятие семьи включает также родственников мужа и родственников его жены, т. е. несколько ветвей генеалогического древа с обеих сторон». Сюда необходимо добавить экономические, трудовые, хозяйственные и другие обязательства членов сложившейся семьи и вытекающие из брака. В большинстве государств общество функционирует в тесной связи с традиционной структурой большой семьи. В условиях Африки в прошлом и настоящем, хотя и в разной степени, человек воспринимался не как отдельная личность, но как неотъемлемая часть общества — рода, семьи. Статус лиц основан на положении человека в семье и семьи — в обществе. Благополучие одного всегда гарантировалось благополучием всего коллектива. Семья на протяжении эпох служила защитой; она воспитывала солидарность, чувство коллективизма, давала права, но и требовала выполнения обязательств. Нельзя забывать, что в формировании личности лидеров африканского национально-освободительного движения, в том числе Кваме Нкрумы, Джулиуса Ньерере, Нельсона Манделы и других, большую роль сыграла традиционная африканская семья. Семья — та микроструктура, на которую проецируется значительная часть системы социальных связей. Исследование механизма семейных отношений позволяет выявить тенденции развития общества, степень устойчивости традиционных институтов и их явный или скрытый конфликт с естественно входящими или насильственно вводимыми новыми отношениями.
В большинстве обычно-правовых систем Африки выделяют общие принципы брака:
1) брак представляет собой прежде всего договор между большими семейными коллективами;
2) традиционный брак предполагает полигамию (многобрачие) в ее наиболее распространенной форме — полигинии (многоженство);
3) основу брачного договора составляют брачные платежи (выкуп за жену) или иные, виды услуг мужчины и его семьи семье женщины;
4) брак носит характер постоянного объединения, в ряде случаев более длительного, чем пожизненное. Его непрерывность поддерживается распространенным у многих народов замещением умершего супруга его родственником, когда кто-либо из родственников мужа наследует вдову (левират), или заменой покойной (или бесплодной) жены или невесты ее родственницей (сорорат);
5) наряду с оформленным браком признается и свободный постоянный союз мужчины и женщины, при котором ведется совместное хозяйство — конкубинат. При конкубинате не уплачивается выкупа за жену, следовательно, не предполагается левиратного брака или сорората в случае смерти. Из конкубинаных отношений вытекают и иные правовые последствия при наследовании.
Разграничение типов семей и форм брака — вопрос сложный. В научной литературе понятию «форма брака» часто придается разное значение. Н. А. Кисляков, например, обращает внимание на то, что с формами брака иногда отождествляют такие понятия, как групповой брак, парный брак, многобрачие в виде многоженства (полигинии) или многомужества (полиандрии), моногамия. В действительности, как отмечает Н. А. Кисляков, под этими понятиями имеется в виду тип семьи — парной или полигамной семьи, сложившийся в результате заключения брака.
В Африке соседствуют разные типы семей, что отражает неоднородность стадиального и исторического развития народов. Наибольшее развитие в деревне, в экономически отсталых районах, имеют большие патрилинейные или матрилинейные семьи или семьи с билатеральным счетом родства. У немногих этнических групп еще сохранились пережитки группового брака. Как правило, большая патрилинейная или матрилинейная семья предполагает полигамную форму. Существуют и формы переходного характера.
В городах и развитых районах идет процесс распада больших семей, которые вытесняются малой семьей. Этот еще медленный процесс стимулируется переходом от большой семейной собственности к собственности индивидуальной, развитием товарно-денежного хозяйства.
Форма брака в отличие от типа семьи связана с условиями, на которых заключается брак и впоследствии строится характер семейных отношений. К таким условиям относится приобретение мужчиной прав на женщину в силу межродовых связей (например, формы кузенных браков), право и обязанность вступить в брак с вдовой брата (левират), брак покупкой (уплата лоболы, буюсви, рурацио и т. д.), брак отработкой, брак на основе обмена женщинами и т. п. Эти формы брака соответствуют и архаическим формам организации семьи.
Право направлено на утверждение стабильности брака, охранение отношений родства и свойства, удержание родственников в коллективе....
Экономические обязательства между мужем и женой подробно регламентируются, так же как обязанности по отношению к детям. На супругов возлагается обязанность выполнять определенные виды работ, оказывать родственным семьям трудовые услуги. В зависимости от систем родства определенные семьи— материнская или отцовская — несут обязательства по содержанию, воспитанию и обучению детей, которые, в свою очередь, со временем становятся гарантами социального обеспечения престарелых членов семей.
Почти у всех африканских народов издревле была принята полигамия — многобрачие. Большинство этнических групп придерживаются наиболее распространенной ее формы —полигинии (многоженства). Представление о браке как о широком объединении одного мужчины с несколькими женщинами имеет хозяйственную подоплеку. Для ведения хозяйства, особенно в условиях тропиков, необходимы сплоченные группы; они создавались на основе родства. У скотоводов многочисленная родственная группа могла содержать большие стада, обеспечивать их охрану, и в результате создавалась гарантия устойчивости, хозяйственного объединения. При высокой смертности многоженство обеспечивало высокую рождаемость. Рождение сыновей увеличивало число работников и воинов; за дочерей получали скот, другие виды имуществ или жен для родственников. Земледельческие общины, как правило, основывались на переложном земледелии — трудоемкой обработке постоянно менявшихся участков. Полигамия создавала основу для обработки женским трудом большого количества земельных участков и для организации довольно больших хозяйств, когда земельный голод еще не ощущался. За мужчинами закреплялась обязанность подготовить земельные участки для обработки. На тяжелых работах использовался труд зависимых младших членов больших семейных коллективов — младших братьев, сыновей, племянников, внуков. Труд мужчин сводится в основном к расчистке земельных участков из-под леса. На женах лежит обязанность обрабатывать поля, выращивать овощи и выполнять производительную домашнюю работу под руководством глав семей. Женщины обычно высаживают сельскохозяйственные культуры и убирают урожай. «Хотя в этой системе были элементы, благоприятствующие равенству общественного положения мужчины и женщины, в общем ею закреплялось подчиненное положение женщины»,— считает В. Б. Иорданский. Трудовые обязательства женщины закреплялись и поддерживались правом. В Африке урожаи собираются дважды в год, по мере вызревания разных культур. В течение девяти месяцев женщины сами обеспечивают питанием себя и детей. Поэтому большое число женщин- работниц в хозяйстве патриархальной семьи приносит выгоду.
Браки способствовали перераспределению имуществ и циркуляции скота, расширению связей с другими семьями через свойство.
Разный возраст жен предполагал выполнение ими разных функций, в том числе помощь младших старшим в выполнении (.сельскохозяйственных и домашних работ, и оказание старшими помощи в воспитании всех детей в семье).
В полигамных семьях старшие дети (от первых браков) часто представляют социальную опору младшим братьям и сестрам.
Ранние нормы трудовых обязательств жен закрепляет кодекс брачного права бали. К таким обязательствам относятся:
а) обработка поля, отведенного мужем;
б) постоянная забота о хозяйстве, включая приготовление еды и содержание в порядке жилища (Статья 164). Жена, кроме того, «обязана всякий раз, когда это необходимо, помогать в обработке полей своим замужним сестрам» (Статья 165).
Привлечение родственниц жен создавало дополнительные возможности организации хозяйственной деятельности. Ценность женского труда (наряду с деторождением) была одной из основ, на которой возводилось первоначально здание полигамии.
Наряду с многоженством у ряда народов Африки распространена полиандрия. Такой тип брачных институтов был известен в Непале, в прошлом — на юге Цейлона и в некоторых других зонах мира. В начале века полиандрия была принята в центральных районах континента, у конголезских народов. Например, у леле (провинция Касаи, Заир) жене предписывалось выполнять супружеские обязанности по отношению к ряду родственников мужа. Полиандрия лишь другая сторона понимания брака в качестве расширенного семейного договора. Разница, пожалуй, в том, что полигиния закрепляет за семьей мужа право на труд жен и на вдов после его смерти; полиандрия же предполагает права родственной группы на жену и при жизни мужа. Обычаи полиандрии у земледельческих народов, как правило, были связаны со стремлением рода сохранить нераздельность земельного фонда. У пастушеских народов смысл полиандрии — в цементировании единства группы.
Некоторые обычно-правовые системы содержат комбинированные формы— сочетание элементов полигинии и полиандрии.
Например, в Эфиопии у этнической группы оромо (арсигалла) в начале века была описана брачная форма, содержащая признаки обеих систем. У оромо браки полигамные. Но при заключении брака отец жениха избирает аланжи для будущей жены сына. Аланжи возглавляет свадебную процессию, а впоследствии посещает женщину на правах второго мужа. Муж, в свою очередь, становится аланжи в доме друзей. Аланжи — непременный спутник каждой жены. Спустя некоторое время после-вступления в брак ей позволяется уже самой избрать «друга». «Друг», как и аланжи, обладает правом беспрепятственного входа в дом избранницы. Однако неограниченной свободы половых отношений у оромо нет: запрещалось в одно и то же время иметь нескольких «друзей».
Из брака, рассматриваемого как договор между большими семьями, вытекает ряд специфических правовых последствий. Одно из них — непрерывность брака, непрекращение его смертью кого-либо из супругов. В Африке еще существуют жизненные основы для воспроизводства одной из брачных форм — левиратного брака (женитьба брата или другого родственника умершего на его вдове). Обычно следующему по старшинству брату полагается брать на себя обязательства семьи, к которой принадлежал покойный, по содержанию вдовы и оставшихся детей родича. Данные со времени начала века показывают, что формально родственник может отказаться от вступления в брак с вдовой. Но в сельских районах этого не делают: унаследовать семью старшего брата — священный долг, а стать главой семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями — почетная обязанность: отказ вызывает неуважение родственного коллектива, считается поступком не мужским, корыстным и в какой-то мере антиобщественным. В современных крупных городах не только выходцы из деревень, но и работники государственного аппарата, видные должностные лица, часто следуют традициям левирата, во всяком случае, считают себя обязанными опекать осиротевшую семью родственника. Например, в Мапуту (1981 г.) один из судей городского суда возглавляет семью из 40 человек. Семья проживает в одном доме и включает вдову старшего брата с детьми. Для старшего поколения, воспитанного в традиционных нормах, часто не существует разницы между своей малой семьей и семьей покойного родственника. В деревне в жизнестойкости левирата играет роль и заинтересованность в работниках для хозяйства.
Наследование вдовы входит в комплекс понятия «наследство», так же как наследование функций, переход материальных ценностей и т. д. Но иногда наследником функций и имущества, и вдов семья избирает разных лиц.
Согласие овдовевшей женщины на левиратный брак предполагается, ибо за нее уплачен выкуп. Следовательно, она, а при патрилинейных системах родства и ее дети принадлежат семье мужа. Возвращение вдовы в свою семью расценивается как развод. В современных условиях женщине предоставлено право отказаться от «продолжения» брака. Но в этом случае ее родственники обязаны возвратить полученный выкуп. Возвращение выкупа связано со значительными трудностями: на полученные средства могли женить родственников или, распорядиться ими как-либо иначе, отец вдовы мог уже умереть и во главе семьи оказаться более далекий родственник, заинтересованный прежде всего в удержании имуществ. Наконец, семья могла просто обеднеть.
В патрилинейных семьях дети остаются в семье отца. Даже когда вдове отдают детей, в семье матери они обладают меньшими правами, чем в отцовских семьях. Уход вдовы поэтому, как правило, связан с утратой ее детьми определенных прав. У земледельческих народов женщина утрачивает отведенный ей мужем земельный участок. Я. Ван Винг, который изучал в конце 40-х годов брачно-семейные формы в колониальном Бельгийском Конго, свидетельствует, что, несмотря на формальное право вдовы отказаться от «продолжения» брака с родственником мужа, на практике свободой выбора не обладали даже женщины, состоявшие в христианских браках. Левиратный брак для обеих семей означает сохранение прежних условий соглашения, а для вдовы — ее юридического статуса и обязательств относительно семьи мужа (деторождение, хозяйственная деятельность и т. д.). Фактически левират представляет собой форму продолжения коллективных брачных обязательств семей на протяжении жизни поколения «пока живы мужчины. в семье мужа» и «пока жива жена».
Наряду с левиратным браком у некоторых народов практикуется сорорат — женитьба вдовца на младшей сестре (или другой близкой родственнице) в случае бесплодия или смерти жены, если от брака с ней не было детей. Сороратный брак также вторичная форма, продолжение, первого брака. Выкуп при его совершении не уплачивается; как правило, засчитывается первый. Наиболее распространен сорорат у бантуязычных Народов Южной Африки. Но встречается ив Восточной Африке (луо). и как пережиточная форма в Западной (например, у бали). При замужестве зулусской женщины, как в прошлом и у свази, в дом мужа полагалось посылать ее младшую сестру, возможную «заместительницу» старшей.
Незамужняя младшая сестра должна была жить в домохозяйстве старшей до рождения ребенка. Если обнаруживалось очевидное бесплодие жены, младшая становилась женой (инхланти).
У свази в 1938 г. норма о применении обычая инхланти официально была аннулирована. Но это не значит, что она прекратила существование. В других этнических группах сорорат или его пережитки также практикуются до настоящего времени. У сангана-тонга, ндебеле, свази практиковалась и внебрачная связь мужчины с сестрой жены. При рождении от нее ребенка отец уплачивал скот и устанавливал таким образом право отцовства. При добрых отношениях с семьей он мог взять ребенка на воспитание жене в свое домохозяйство. Младшую сестру впоследствии выдавали замуж за другого человека. У венда, свази и тонга сороратный брак мог быть заключен не только с сестрой, но и с племянницей — дочерью брата жены.
У многих народов признаются конкубинатные формы брака— союз мужчины и совершеннолетней женщины без оформления брака и без уплаты выкупа. Конкубинат получил широкое распространение в период колониализма, когда была расшатана традиционная экономика. Массовое возникновение конкубинатных браков вызывалось отходничеством и развитием межэтнических контактов, а позже — урбанизацией. В ряде случаев конкубинат возникал на основе признаваемого обычным правом брака-бегства.
Английский этнограф П. П. Хоуэлл отмечал, например, что у нилотов древняя традиция охраняет высокий статус женщины. Нилотские девушки, как правило, свободны в выборе мужа. Но в тех отдельных случаях, когда отец или брат все-таки оказывают на них давление, они оставляют семью и, живут в конкубинатном союзе без совершения ритуалов и внесения брачных платежей. У нуэр конкубину называют чик ме кеагх (cik me keagh). В конкубинате может жить и женщина, бывшая до того замужем. При неудачном браке жена оставляет мужа, избранного ее семьей, и после развода становится женой (кеагх) другого человека. Эта форма брака, по словам Хоуэлла, не рассматривается как аморальная, хотя семьи и недовольны утратой брачных плат. «Социальные позиции конкубин,— отмечает этнограф,— в общем ниже, чем у замужних женщин, но в повседневной жизни в поведении их соседей это различие не ощущается».
По сведениям Дж. М. Сарбы, у акан конкубинатный брак был распространен в бедных слоях.
Запрещение полигамии в португальских и бельгийских колониях, поощрение, а иногда и навязывание моногамных христианских браков в колониальных владениях Англии и Франции вызвали умножение конкубинатных полигамных семей, которые получали признание местных общин.
В Кении у луо конкубинатные браки носят специальное название— пор. В прошлом они были следствием бегства. В современных условиях форма пор приобрела новое содержание: она стала популярной среди молодых образованных луо, которые уходят в города и все чаще отказываются от покупного «брака». Своды обычного права Кении конкубинатный брак - вообще не рассматривают и любые формы связи мужчины и женщины без брачных платежей признают «незаконными».