К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Аристотелю (384--322 до н.э.). Величайший мыслитель древности серьезно анализирован устройство семейной жизни, характерное для своего времени, и обосновывал наиболее приемлемые для государства и общества формы брачно-семейных отношений. В его сочинениях затрагиваются проблемы семейного права, взаимоотношений между супругами, воспитания детей. Патриархальную семью, которая зиждется на абсолютной власти мужа и отца, он считал неизменной, исходной ячейкой общества, первоосновой государства. Наряду с другими античными авторами он считал, что греческие полисы (города-государства) возникли в результате объединения разрозненных семей в селения, а затем в города.
Сохранение строгих нравов патриархальной семьи Аристотель считал важнейшим условием государственного процветания. Жена, по мнению философа, должна находиться в полном подчинении у супруга, быть преданной ему и никогда не соприкасаться с внешним миром. Сравнивая между собою женщин и мужчин-рабов, Аристотель указывает, что последние занимают потенциально более высокое положение. Рабы в принципе могут обрести свободу, в то время как женщина должна находиться в вечном подчинении, поскольку ее жизнь сама по себе не имеет никакой ценности и обретает смысл исключительно в служении мужу. Согласно Аристотелю, брак и семья должны существовать только для рождения детей, психологические отношения между мужем и женой невозможны. При рождении ребенка женщина дает ему тело, а мужчина -- душу. Точка зрения Аристотеля, согласно которой женщина по своей природе является низшим в сравнении с мужчиной существом, не способным к полноценной душевной и духовной жизни, господствовала на протяжении многих веков. Большинство европейских религиозных философов периода Средневековья придерживались схожих взглядов. Так, великий мыслитель и религиозный деятель Августин Блаженный всерьез инициировал дискуссию о наличии у женщин души. Он полагал, что единственным оправданием брака и разрешенных супругам греховных плотских отношений является необходимость продолжать человеческий род. Однако существовал и прямо противоположный взгляд на брачный союз, восходящий к трудам одного из наиболее почитаемых отцов церкви -- Иоанна Златоуста, согласно которому брак между мужчиной и женщиной дает им возможность обретения духовной, душевной и телесной целостности. Эта точка зрения согласуется с евангельским представлением о соединении душ каждого из супругов в единую душу. Супругам следует любить, уважать, заботиться о благополучии друг друга, проявлять терпение, т.е. их духовное единство должно отражаться в обыденной жизни. Семья, основанная на таких отношениях между мужем и женой, способна воспитывать в детях истинные христианские добродетели и является, по своей сути, малой церковью.
Единственной моделью брачно-семейных отношений в средневековых христианских странах была патриархальная семья. При этом следует отметить, что экономическое устройство европейских стран в Средние века предполагало активное участие всех членов семьи, независимо от пола и возраста, в производственном процессе и торговле. Средневековые семейные союзы, таким образом, были своеобразными «трудовыми коллективами», в которых статус каждого члена в значительной степени зависел от его или ее вклада в общее дело.
В эпоху Ренессанса взгляды на отношения между мужчинами и женщинами начинают меняться. Такие деятели Возрождения, как Т. Кампанелло, Т. Мор, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, видят женщину равной мужчине по значимости своего бытия, но имеющей разное с ним предназначение.
Философ-утопист Т. Мор в своей «Золотой книге» описывает совершенное государство, в котором представители обоих полов получают одинаковое образование и впоследствии вольны заниматься любым видом деятельности -- наукой, искусством, политикой, религиозным служением. Примечательно, что женщины наравне с мужчинами могут занимать высшие государственные посты, а также становиться священниками. «Золотая книга» стала первым источником, в котором высказывается широко распространенная в современной психологии семьи идея о преимуществах брака, основанного не на слепой, быстро проходящей, страсти, а на совместимости характеров супругов.
Величайший итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», в бессмертном образе Беатриче воплотил представление о женщине как духовной спутнице мужчины, вдохновляющей, а иногда и спасающей его в периоды мучительных внутренних исканий. Эти идеи восходят к христианскому образу Софии Премудрости Божией -- особому проявлению божественной силы, которая пронизывает собою все творение, наделяет его душой и упорядочивает. Впоследствии, данная тенденция философии Возрождения была продолжена в трудах представителей русского философско-религиозного Ренессанса конца XIX -- начала XX в. В частности, она найдет выражение в идее Вечной Женственности, развиваемой выдающимся мыслителем В.С. Соловьевым. С его точки зрения, божественный план бытия являет себя мужчине в лице любимой им женщины, которая выступает потенциальной носительницей высшего начала -- земным воплощением Софии.
Возвращаясь к эволюции взглядов на брачно-семейные отношения, следует обратиться к трудам французского философа эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо. Он писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное -- это семья...» Взгляды великого просветителя относительно женщин были довольно противоречивы. С одной стороны, он полагал, что женщина обладает «изящным и проницательным» умом и вследствие этого способна получать образование. С другой стороны, он преувеличивал значение эмоциональности и природной непосредственности женщин, которые, с его точки зрения, неизбежно приводят их к импульсивным, необдуманным поступкам. Подобно детям, жены нуждаются в воспитательном влиянии своих более рациональных и эмоционально сдержанных мужей, которые, в частности, должны оберегать своих избранниц от пагубного влияния светского общества. Естественное женское предназначение Ж.Ж. Руссо видел в семейной жизни, полной нежной заботы о муже и детях, полагая при этом, что супружеские отношения, воспитание детей и выполнение обязанностей хозяйки дома могут дать женщине идеальную возможность реализовать свои способности и таланты. Как и большинство философов-просветителей (Вольтер, Д. Дидро и др.), Ж.Ж. Руссо был сторонником брака, в который оба супруга вступают по любви, при этом женщина наравне с мужчиной имеет право свободно выбирать своего спутника.
В рамках немецкой философии существовало несколько разнонаправленных тенденций в понимании сущности семьи. Так, А. Шопенгауэр полагал, что основой союза будущих родителей может быть только страстная любовь и исключительно в результате такой любви должны рождаться дети. Однако его представления о взаимоотношениях полов весьма противоречивы. Он подчеркивал способность женщин к сочувствию и сопереживанию другим людям, которые являются следствием свойственного им конкретного мышления. В свою очередь мужчины, в силу развитого у них абстрактного мышления, склонны скорее к формированию отвлеченной идеи общей справедливости, чем к заботе о конкретном человеке. При этом для А. Шопенгауэра мужская позиция является правильной и здоровой, а женская указывает на неполноценность личности. Мужчине и женщине практически невозможно понять друг друга, найти точки соприкосновения в интеллектуальной и духовной сферах, поэтому только сильное влечение, страстная любовь могут наполнить смыслом их союз. Другой немецкий философ -- Ф. Шлегель придерживается противоположных взглядов, которые в наибольшей степени отвечают современным представлениям о сущности каждого пола и взаимоотношениях между ними. Он полагал, что человек, независимо от своей половой принадлежности, обладает одинаковыми качествами, но некоторые из них естественным образом больше развиты у мужчин, а другие -- у женщин. Для гармоничного развития личности Ф. Шлегель советовал культивировать в себе качества противоположного пола: мужчинам -- эмоциональность, женщинам -- рациональность. Естественно, любовь, брак, семейная жизнь предоставляют людям прекрасную возможность для того, чтобы учиться друг у друга, достигая психологической целостности. Наконец, великий мыслитель, представитель классической школы немецкой философии Г. Гегель полагал, что семья одновременно представляет собой и духовный союз, и экономико-правовой институт. По его мнению, семья может выступать как некое единое образование, в первую очередь в качестве обладателя совместного имущества. В глазах общества семья как владелица частной собственности становится неким единым «существом». Именно совместное имущество делает семью отдельной социальной частицей, как мы бы сейчас сказали -- ячейкой общества, и выступает механизмом ее внутренней интеграции и сплочения.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский историк И.Я. Бахофен (1815--1887) -- автор работы «Материнское право». Ученый выдвинул концепцию гетеризма, основанную на представлениях о высоком положении женщины на ранних ступенях общественного развития, и описал путь к индивидуальному браку и моногамной семье.
Крупной вехой на пути обоснования эволюционных идей были труды американского ученого, юриста и этнолога, Л. Моргана (1818--1881). В работах «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» он обосновывает идею прогрессивного поэтапного развития человечества от родовых связей к современной семье. Трем эпохам, на которые традиционно подразделяется история общества, -- дикости, варварству и цивилизации -- соответствуют определенные формы и типы брачно-семейных отношений. В первобытном обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались лишь биологическими потребностями и носили беспорядочный характер. В половые связи могли вступать все представители рода. Такая форма отношений называется промискуитет. Неупорядоченные отношения между мужчинами и женщинами вносили дезорганизацию в жизнь первобытных людей, обусловливая острые конфликты на сексуальной почве, столкновения во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий в процессе охоты и пр. Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытных сообществ.
Обуздание полового инстинкта началось с установления древней общиной половых табу -- запретов, которые помогали сдерживать проявления инстинкта в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между братьями и сестрами, предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами.
Впоследствии появился новый вид отношений -- экзогамия -- связь мужчин и женщин, принадлежавших разным родам, форма группового брака, абсолютно запрещавшая все половые связи внутри рода. Её появление связано с необходимостью расширения социальных контактов с другими социальными сообществами, установлением мира внутри рода, снижением риска рождения неполноценных детей. Семьи в современном понимании еще не существовало, брак представлял собой подтверждение союза, заключенного между двумя родами (дуально-родовой брак). Биологическое отцовство в этих условиях установить было невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети принадлежали всему роду, и их воспитанием могли заниматься все члены родовой коммуны.
Постепенно матриархальные отношения заменяются патриархальными. В условиях развивающегося земледельчества и скотоводства мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ, ответственным за судьбу детей и их имущественное положение. Супружеские пары приобретают самостоятельность и отходят от рода.
Следует отметить, что пережитки полигамии (группового брака) в различных формах существуют до сих пор. К групповому браку относят полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).
Полигиния существует в форме семей гаремного типа в мусульманском мире. Полиандрия встречается в странах Южной Америки, высокогорных районах Тибета и на некоторых островах Малайзии, где из-за крайней бедности жена старшего брата становится женой других братьев, которые не в состоянии иметь своих жен. Эти формы брачно-семейных отношений являются исключениями, с моральных позиций цивилизованных народов они приводят к дезорганизации половых отношений.
Наряду с Л. Морганом значительный вклад в исторический анализ происхождения и эволюции брачно-семейных отношений сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали, что в развитии семьи определяющим фактором были и остаются социально-экономические отношения. Моногамная семья, основанная на союзе одного мужчины и одной женщины, исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Однако установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной, постепенным превращением жены в собственность мужа -- хозяина. Моногамия в классовом обществе -- не равноправный союз мужчины и женщины. Главной целью брака становится передача накопленного богатства законным наследникам, что требует особого контроля за поведением женщины, изоляции ее от внешнего мира в рамках жестко регламентированной домашней жизни.