Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семья как предмет историко-философского анализа

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Аристотелю (384--322 до н.э.). Величайший мыслитель древности серьезно анализирован устройство семейной жизни, характерное для своего времени, и обосновывал наиболее приемлемые для государства и общества формы брачно-семейных отношений. В его сочинениях затрагиваются проблемы семейного права, взаимоотношений между супругами, воспитания детей. Патриархальную семью, которая зиждется на абсолютной власти мужа и отца, он считал неизменной, исходной ячейкой общества, первоосновой государства. Наряду с другими античными авторами он считал, что греческие полисы (города-государства) возникли в результате объединения разрозненных семей в селения, а затем в города.

Сохранение строгих нравов патриархальной семьи Аристотель считал важнейшим условием государственного процветания. Жена, по мнению философа, должна находиться в полном подчинении у супруга, быть преданной ему и никогда не соприкасаться с внешним миром. Сравнивая между собою женщин и мужчин-рабов, Аристотель указывает, что последние занимают потенциально более высокое положение. Рабы в принципе могут обрести свободу, в то время как женщина должна находиться в вечном подчинении, поскольку ее жизнь сама по себе не имеет никакой ценности и обретает смысл исключительно в служении мужу. Согласно Аристотелю, брак и семья должны существовать только для рождения детей, психологические отношения между мужем и женой невозможны. При рождении ребенка женщина дает ему тело, а мужчина -- душу. Точка зрения Аристотеля, согласно которой женщина по своей природе является низшим в сравнении с мужчиной существом, не способным к полноценной душевной и духовной жизни, господствовала на протяжении многих веков. Большинство европейских религиозных философов периода Средневековья придерживались схожих взглядов. Так, великий мыслитель и религиозный деятель Августин Блаженный всерьез инициировал дискуссию о наличии у женщин души. Он полагал, что единственным оправданием брака и разрешенных супругам греховных плотских отношений является необходимость продолжать человеческий род. Однако существовал и прямо противоположный взгляд на брачный союз, восходящий к трудам одного из наиболее почитаемых отцов церкви -- Иоанна Златоуста, согласно которому брак между мужчиной и женщиной дает им возможность обретения духовной, душевной и телесной целостности. Эта точка зрения согласуется с евангельским представлением о соединении душ каждого из супругов в единую душу. Супругам следует любить, уважать, заботиться о благополучии друг друга, проявлять терпение, т.е. их духовное единство должно отражаться в обыденной жизни. Семья, основанная на таких отношениях между мужем и женой, способна воспитывать в детях истинные христианские добродетели и является, по своей сути, малой церковью.

Единственной моделью брачно-семейных отношений в средневековых христианских странах была патриархальная семья. При этом следует отметить, что экономическое устройство европейских стран в Средние века предполагало активное участие всех членов семьи, независимо от пола и возраста, в производственном процессе и торговле. Средневековые семейные союзы, таким образом, были своеобразными «трудовыми коллективами», в которых статус каждого члена в значительной степени зависел от его или ее вклада в общее дело.

В эпоху Ренессанса взгляды на отношения между мужчинами и женщинами начинают меняться. Такие деятели Возрождения, как Т. Кампанелло, Т. Мор, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, видят женщину равной мужчине по значимости своего бытия, но имеющей разное с ним предназначение.

Философ-утопист Т. Мор в своей «Золотой книге» описывает совершенное государство, в котором представители обоих полов получают одинаковое образование и впоследствии вольны заниматься любым видом деятельности -- наукой, искусством, политикой, религиозным служением. Примечательно, что женщины наравне с мужчинами могут занимать высшие государственные посты, а также становиться священниками. «Золотая книга» стала первым источником, в котором высказывается широко распространенная в современной психологии семьи идея о преимуществах брака, основанного не на слепой, быстро проходящей, страсти, а на совместимости характеров супругов.

Величайший итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», в бессмертном образе Беатриче воплотил представление о женщине как духовной спутнице мужчины, вдохновляющей, а иногда и спасающей его в периоды мучительных внутренних исканий. Эти идеи восходят к христианскому образу Софии Премудрости Божией -- особому проявлению божественной силы, которая пронизывает собою все творение, наделяет его душой и упорядочивает. Впоследствии, данная тенденция философии Возрождения была продолжена в трудах представителей русского философско-религиозного Ренессанса конца XIX -- начала XX в. В частности, она найдет выражение в идее Вечной Женственности, развиваемой выдающимся мыслителем В.С. Соловьевым. С его точки зрения, божественный план бытия являет себя мужчине в лице любимой им женщины, которая выступает потенциальной носительницей высшего начала -- земным воплощением Софии.

Возвращаясь к эволюции взглядов на брачно-семейные отношения, следует обратиться к трудам французского философа эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо. Он писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное -- это семья...» Взгляды великого просветителя относительно женщин были довольно противоречивы. С одной стороны, он полагал, что женщина обладает «изящным и проницательным» умом и вследствие этого способна получать образование. С другой стороны, он преувеличивал значение эмоциональности и природной непосредственности женщин, которые, с его точки зрения, неизбежно приводят их к импульсивным, необдуманным поступкам. Подобно детям, жены нуждаются в воспитательном влиянии своих более рациональных и эмоционально сдержанных мужей, которые, в частности, должны оберегать своих избранниц от пагубного влияния светского общества. Естественное женское предназначение Ж.Ж. Руссо видел в семейной жизни, полной нежной заботы о муже и детях, полагая при этом, что супружеские отношения, воспитание детей и выполнение обязанностей хозяйки дома могут дать женщине идеальную возможность реализовать свои способности и таланты. Как и большинство философов-просветителей (Вольтер, Д. Дидро и др.), Ж.Ж. Руссо был сторонником брака, в который оба супруга вступают по любви, при этом женщина наравне с мужчиной имеет право свободно выбирать своего спутника.

В рамках немецкой философии существовало несколько разнонаправленных тенденций в понимании сущности семьи. Так, А. Шопенгауэр полагал, что основой союза будущих родителей может быть только страстная любовь и исключительно в результате такой любви должны рождаться дети. Однако его представления о взаимоотношениях полов весьма противоречивы. Он подчеркивал способность женщин к сочувствию и сопереживанию другим людям, которые являются следствием свойственного им конкретного мышления. В свою очередь мужчины, в силу развитого у них абстрактного мышления, склонны скорее к формированию отвлеченной идеи общей справедливости, чем к заботе о конкретном человеке. При этом для А. Шопенгауэра мужская позиция является правильной и здоровой, а женская указывает на неполноценность личности. Мужчине и женщине практически невозможно понять друг друга, найти точки соприкосновения в интеллектуальной и духовной сферах, поэтому только сильное влечение, страстная любовь могут наполнить смыслом их союз. Другой немецкий философ -- Ф. Шлегель придерживается противоположных взглядов, которые в наибольшей степени отвечают современным представлениям о сущности каждого пола и взаимоотношениях между ними. Он полагал, что человек, независимо от своей половой принадлежности, обладает одинаковыми качествами, но некоторые из них естественным образом больше развиты у мужчин, а другие -- у женщин. Для гармоничного развития личности Ф. Шлегель советовал культивировать в себе качества противоположного пола: мужчинам -- эмоциональность, женщинам -- рациональность. Естественно, любовь, брак, семейная жизнь предоставляют людям прекрасную возможность для того, чтобы учиться друг у друга, достигая психологической целостности. Наконец, великий мыслитель, представитель классической школы немецкой философии Г. Гегель полагал, что семья одновременно представляет собой и духовный союз, и экономико-правовой институт. По его мнению, семья может выступать как некое единое образование, в первую очередь в качестве обладателя совместного имущества. В глазах общества семья как владелица частной собственности становится неким единым «существом». Именно совместное имущество делает семью отдельной социальной частицей, как мы бы сейчас сказали -- ячейкой общества, и выступает механизмом ее внутренней интеграции и сплочения.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский историк И.Я. Бахофен (1815--1887) -- автор работы «Материнское право». Ученый выдвинул концепцию гетеризма, основанную на представлениях о высоком положении женщины на ранних ступенях общественного развития, и описал путь к индивидуальному браку и моногамной семье.

Крупной вехой на пути обоснования эволюционных идей были труды американского ученого, юриста и этнолога, Л. Моргана (1818--1881). В работах «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» он обосновывает идею прогрессивного поэтапного развития человечества от родовых связей к современной семье. Трем эпохам, на которые традиционно подразделяется история общества, -- дикости, варварству и цивилизации -- соответствуют определенные формы и типы брачно-семейных отношений. В первобытном обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались лишь биологическими потребностями и носили беспорядочный характер. В половые связи могли вступать все представители рода. Такая форма отношений называется промискуитет. Неупорядоченные отношения между мужчинами и женщинами вносили дезорганизацию в жизнь первобытных людей, обусловливая острые конфликты на сексуальной почве, столкновения во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий в процессе охоты и пр. Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытных сообществ.

Обуздание полового инстинкта началось с установления древней общиной половых табу -- запретов, которые помогали сдерживать проявления инстинкта в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между братьями и сестрами, предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами.

Впоследствии появился новый вид отношений -- экзогамия -- связь мужчин и женщин, принадлежавших разным родам, форма группового брака, абсолютно запрещавшая все половые связи внутри рода. Её появление связано с необходимостью расширения социальных контактов с другими социальными сообществами, установлением мира внутри рода, снижением риска рождения неполноценных детей. Семьи в современном понимании еще не существовало, брак представлял собой подтверждение союза, заключенного между двумя родами (дуально-родовой брак). Биологическое отцовство в этих условиях установить было невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети принадлежали всему роду, и их воспитанием могли заниматься все члены родовой коммуны.

Постепенно матриархальные отношения заменяются патриархальными. В условиях развивающегося земледельчества и скотоводства мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ, ответственным за судьбу детей и их имущественное положение. Супружеские пары приобретают самостоятельность и отходят от рода.

Следует отметить, что пережитки полигамии (группового брака) в различных формах существуют до сих пор. К групповому браку относят полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Полигиния существует в форме семей гаремного типа в мусульманском мире. Полиандрия встречается в странах Южной Америки, высокогорных районах Тибета и на некоторых островах Малайзии, где из-за крайней бедности жена старшего брата становится женой других братьев, которые не в состоянии иметь своих жен. Эти формы брачно-семейных отношений являются исключениями, с моральных позиций цивилизованных народов они приводят к дезорганизации половых отношений.

Наряду с Л. Морганом значительный вклад в исторический анализ происхождения и эволюции брачно-семейных отношений сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали, что в развитии семьи определяющим фактором были и остаются социально-экономические отношения. Моногамная семья, основанная на союзе одного мужчины и одной женщины, исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Однако установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной, постепенным превращением жены в собственность мужа -- хозяина. Моногамия в классовом обществе -- не равноправный союз мужчины и женщины. Главной целью брака становится передача накопленного богатства законным наследникам, что требует особого контроля за поведением женщины, изоляции ее от внешнего мира в рамках жестко регламентированной домашней жизни.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производство основных видов продукции промышленности строительных материалов | Круглый стол в формате видеоконференции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.