Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


  публикаци€м докладов –удольфа Ўтайнера




ќснову антропософски ориентированной духовной науки составл€ют написанные и опубликованные –удольфом Ўтайнером (1861-1925) труды. Ќар€ду с этим с 1900 по 1924 год он читал многочисленные доклады и курсы, как публичные, так и дл€ членов “еософского, позднее јнтропософского ќбщества. ѕервоначально он не хотел, чтобы его всегда свободно читаемые доклады фиксировались письменно, поскольку они были задуманы как "устные, не предназначенные дл€ печати сообщени€". Ќо позднее, когда стали распростран€тьс€ в больших количествах неполные, изобилующие ошибками записи слушателей, он посчитал необходимым привести записи в пор€док. ¬ыполнить эту задачу он поручил ћарии Ўтайнер фон —ивере. ¬ ее об€занности входили подбор стенографисток, заведование запис€ми и необходимый дл€ издани€ просмотр текста. ѕоскольку –удольф Ўтайнер из-за недостатка времени лишь в редких случа€х мог сам корректировать конспекты, следует в отношении всех публикаций докладов учитывать его оговорку: "Ќужно иметь в виду, что в не просмотренных мною оригиналах обнаруживаютс€ ошибки".

ќб отношении докладов, прочитанных дл€ членов ќбщества и первоначально издававшихс€ на правах рукописи, к публичным работам –удольф Ўтайнер высказалс€ в автобиографии "ћой жизненный путь" (35 глава). —казанное там справедливо и дл€ курсов, посв€щенных отдельным профессиональным област€м, которые читались дл€ ограниченного, знакомого с основами духовной науки круга слушателей. ƒл€ русского читател€ в силу того, что до насто€щего времени в –оссии изданы далеко не все из написанных –. Ўтайнером книг, а из докладов издана лишь мала€ часть, высказанное там предупреждение становитс€ особенно важным.

ѕосле смерти ћарии Ўтайнер (1867-1948), в соответствии с намеченными ею направлени€ми, было предприн€то издание —обрани€ трудов –удольфа Ўтайнера. ѕредлагаемый том представл€ет собой составную часть этого —обрани€. Ѕолее подробные указани€ можно найти в примечани€х.

ѕ≈–¬џ… ƒќ Ћјƒ

ƒорнах, 25 июн€ 1924 года

» так, мои дорогие друзь€, у нас есть целый р€д детей, которые должны быть воспитаны с учетом их развити€, остающегос€ неполным, и, соответственно, насколько это возможно, излечены. Ќекотора€ часть этих детей находитс€ здесь, в клинико-терапевтическом институте, а часть детей в Ћауэнштайне. ќбсуждаемое здесь мы будем направл€ть таким образом, чтобы оно сразу же было нацелено, по возможности, на практическую работу. Ѕлагодар€ тому, что г-жа д-р ¬егман предоставила дл€ демонстрации - в нашем кругу это возможно - наход€щихс€ здесь детей, мы также сможем здесь непосредственно, ad oculos, рассмотреть несколько случаев.

Ќо здесь € хотел бы прежде всего поговорить сегодн€ о существе таких детей. ≈стественно, тот, кто хочет воспитывать детей с неполным развитием, должен прежде обрести знание, действительно проникновенное знание практики воспитани€ здоровых детей. Ёто знание необходимо усвоить каждому, кто хочет воспитывать таких детей. »бо нужно полностью у€снить, что все, что может про€витьс€ у детей с неполным развитием, болезненных детей, можно более интимным образом заметить также и в так называемой нормальной душевной жизни, надо лишь быть в состо€нии соответствующим образом наблюдать нормальную душевную жизнь.

ћожно сказать, что в конечном счете у каждого человека где-то в уголке душевной жизни сидит так называема€ ненормальность. “ака€, как, скажем, небольша€ рассе€нность мыслей, или неспособность делать в речи правильные паузы между словами, так что слова либо набегают друг на друга, либо в промежутке между двум€ произносимыми словами слушатель может совершить небольшую прогулку, а также другие расстройства такого рода, которые могут выступать в волевой или в чувственной жизни и которые, по крайней мере в задатках, заметны у многих людей. ѕозже подобные расстройства еще будут обсуждатьс€, поскольку они должны служить в качестве симптомов тому, кто хочет подойти с воспитательными или лечебными цел€ми к более серьезным неправильност€м.

Ќадо быть в состо€нии обучатьс€ на этих вещах симптоматике, подобно тому, как врач в случа€х болезней говорит о симптомах, по которым он распознает заболевание, а также говорит о симптомокомплексах, на которых он может обозревать болезненное, но никогда не надо смешивать то, что заключено в симптомокомплексе, с тем, что €вл€етс€ субстанциальным содержанием заболевани€.

“ак что то, что мы замечаем в душевной жизни детей с неполным развитием, мы не должны считать чем-то иным, нежели симптомами. “ак называема€ психографи€ - это, собственно, не что иное, как симптоматологи€. » если сегодн€ психиатри€ занимаетс€, в сущности, описанием аномальных душевных €влений в мышлении, чувствах и воле, то это означает лишь, что ею достигнут определенный прогресс в точном описании симптомокомплексов и что она, однако, не в состо€нии выйти за рамки такой психографии, абсолютно неспособна проникнуть в субстанциальное заболевани€. Ќужно войти в субстанциальное заболевани€. » тут вам может оказатьс€ полезным представление, на котором € прошу вас задержатьс€.

ѕредставим себе, что мы имеем здесь (см. табл. 1, в центре) физическое тело человека, как оно выступает перед нами в росте маленького ребенка. ћы имеем тогда как бы восход€щую, пробивающуюс€ из этого физического тела человека душевную жизнь. » эта душевна€ жизнь, котора€ может выступать нам навстречу как про€вление детской души, может быть нормальной или аномальной.

ћы, в сущности, не имеем вовсе никакого права иначе говорить о нормальности или ненормальности детской душевной жизни или душевной жизни человека вообще, кроме как сравнива€ с такой душевной жизнью, котора€ в среднем €вл€етс€ "нормальной". Ќет никакого другого критери€, помимо того, что признаетс€ общеприн€тым сообществом филистеров. » если это сообщество где-то что-то признает разумным или толковым, то "ненормальной" душевной жизнью считаетс€ все, что по воззрению этих филистеров не €вл€етс€ "нормальной" душевной жизнью. » нет никакого другого критери€. ѕоэтому так часто случаютс€ конфузы, когда, констатировав аномальность, начинают примен€ть все возможное дл€ ее устранени€ - а вместо этого лишают человека элемента гениальности.

Ќо с такими суждени€ми вообще нельз€ приступать к делу, и первое, что должно произойти, это чтобы врач и воспитатель отклонили подобное суждение, чтобы они преодолели высказывание: то или иное разумно или правильно согласно общеприн€тым мыслительным привычкам.  ак раз в этой области насущной необходимостью €вл€етс€ вообще не упражн€тьс€ ни в какой критике, но рассматривать вещи в чистом виде. »бо что, собственно, имеет место у человека?

ќтвлечемс€ теперь полностью от этой душевной жизни, котора€ и так постепенно обнаруживаетс€ и в которой зачастую принимают участие ве сьма сомнительные воспитатели. ќтвлечемс€ от этой душевной жизни, и тогда за телесностью мы обнаружим другое духовно-душевное, духовно-душевное, которое между зачатием и рождением нисходит из духовных миров. Ёта душевна€ жизнь не €вл€етс€ тем, что нисходит из духовно-душевных миров, но это друга€ душевна€ жизнь, котора€ поначалу дл€ земного сознани€ внешне невидима. —хематически € это представлю так (см. табл. 1, желтый).

¬с€ эта душевна€ жизнь, котора€ тут нисходит, овладевает телом, стро€щимс€ согласно наследственности последовательностью поколений. » если эта душевна€ жизнь такого рода, что конституирует больную печень, когда захватывает субстанцию печени, или же находит в физическом и эфирном теле обусловленное наследственностью болезненное, и от этого возникает болезненное ощущение, тогда имеет место заболевание. “очно так же любой другой орган или люба€ друга€ система органов могут быть неправильно вчленены в то, что нисходит из душевно-духовного космоса.

» лишь только когда имеетс€ эта св€зь, св€зь между тем, что нисходит, и тем, что было унаследовано, когда образовалось это душевно-телесное, возникает - но больше лишь как отражение - то, что €вл€етс€ нашей душевной жизнью и что обычно мы наблюдаем как мышление, чувство и волю (фиолетовый). Ёто мышление, чувство, вол€ суть вообще лишь отражени€, и как отражени€ они гаснут, когда мы засыпаем. —обственно продолжающа€с€ душевна€ жизнь находитс€ за ними, нисходит, она проходит через повтор€ющиес€ земные жизни и запечатлеваетс€ в организации тела.  ак же она в ней запечатлеваетс€?

–ассмотрим сначала человека в трех его членах: нервной системе, ритмической системе и системе конечностей и обмена веществ. ¬идите ли, нервно-чувственна€ система, как мы ее себе представл€ем - об этой нервно-чувственной системе мы думаем, что она главным образом, но схематически, локализована лишь в голове, и обсужда€ нервно-чувственную систему, мы говорим о системе головы; тем более мы вправе это делать, рассматрива€ ребенка, когда созидаема€ часть нервно-чувственной системы исходит из головы и действует во всем организме. Ёта система, эта нервно-чувственна€ система локализована в голове. Ёто синтетическа€ система.

ќна синтетична. „то € имею при этом в виду? ќна объедин€ет все де€тельности организма. ¬идите ли, в голове, в сущности, определенным образом содержитс€ весь человек. ≈сли мы говорим о печеночной де€тельности, а мы должны, в сущности, говорить лишь о печеночной де€тельности - то, что € вижу как печень, это лишь фиксированный печеночный процесс - то эта печеночна€ де€тельность сосредоточена, естественно, полностью в нижней части тела. Ќо вс€кой такой совокупности функций соответствует де€тельность в человеческой голове.

≈сли € схематически изображу это (см. табл. 1, справа), то будет, это выгл€деть так: пусть здесь будет печеночна€ де€тельность. Ётой печеночной де€тельности соответствует кака€-то де€тельность в человеческой голове или в мозгу. «десь, в нижней части тела, печень относительно обособлена от других органов, от почек, желудка и тому подобного. ¬ мозгу же все втекает друг в друга, здесь печеночна€ де€тельность сливаетс€ с другими де€тельност€ми, так что голова €вл€етс€ большим объединителем всего того, что происходит в организме. Ёта синтетическа€ де€тельность вызывает процесс расщеплени€. —убстанциальное выпадает в осадок.

“очно так же, как мы имеем в голове синтетический процесс, во всем остальном организме, особенно в системе конечностей и обмена веществ, мы имеем аналитический процесс. «десь все разделено, здесь в противоположность голове все разделено. ≈сли в голове почечна€ де€тельность соедин€етс€ с де€тельностью кишечника, то в противоположность этому в остальном организме все разделено, так что мы можем сказать, изобража€ далее схематично, например, печеночную де€тельность, желудочную де€тельность, что здесь все отделено друг от друга; в голове же одно втекает в другое, все стекаетс€ воедино, все синтезируетс€.

» это сли€ние - в то же врем€ с непрерывным выпадением субстанции, как если бы шел дождь - эта синтезирующа€ де€тельность головы лежит, в сущности, в основе вс€кой мыслительной де€тельности. „тобы человек мог мыслить, чтобы человек обнаружилс€ и стал де€тельным, то, что приходит из духовно-душевного, должно подействовать в голове объедин€ющим образом, вследствие чего происходит синтетическое расчленение наследственной субстанции. “ем самым в синтетически расчлененной наследственной субстанции можно видеть зеркало.

“аким образом, вы имеете следующее: если в голове это выступает при нисхождении, что голова организует синтетически, то голова становитс€ зеркалом и внутри нее отражаетс€ внешний мир; и это дает мышление, которое мы обычно наблюдаем. “о есть мы должны различать две мыслительные де€тельности: ту, котора€ стоит за воспринимаемым, котора€ строит мозг - это пребывающее - и мыслительную функцию, котора€ вовсе не €вл€етс€ реальностью, котора€ €вл€етс€ лишь отражающей, посто€нно погашаетс€ при засыпании и пропадает, когда мы не размышл€ем.

ƒруга€ же часть того, что нисходит из духовно-душевного, аналитически строит систему конечностей и обмена веществ, строит органы, которые обособл€ютс€, которые имеют отчетливо различимые отдельные контуры. ≈сли рассмотреть все тело с его отчетливо различимыми отдельными контурами, то мы увидим внутри печень, почки, сердце и так далее, с которыми св€зана система конечностей и обмена веществ; ритмическую систему мы не видим, все то, что наполнено физической субстанцией, принадлежит системе конечностей и обмена веществ; также и то, что мы видим в мозгу, есть обмен веществ. » то, что €вл€етс€ этими отдельными аналитически построенными органами, лежит в основе всей волевой жизни человека, как синтетическа€ де€тельность лежит в основе мышлени€. “ак что все, что находитс€ в органах, лежит в основе волевой жизни.

“еперь рассмотрим следующее: представим себе уже достаточно взрослого человека. „то произошло с этим весьма взрослым человеком во врем€ прохождени€ им своей земной жизни? ¬еро€тно, в семь лет он получил вторые зубы; в четырнадцать лет он достиг половой зрелости; потом он достиг 21-летнего возраста и вместе с тем возможности консолидации своей душевной жизни.

“еперь, если мы хотим вообще пон€ть развитие ребенка, мы должны строго различать тело, которое несет человек, прошедший смену зубов, и тело, которое несет ребенок, не прошедший смену зубов. “о, чему здесь будут приведены особенно нагл€дные примеры, происходит посто€нно. “ело обновл€етс€ ежегодно. ћы посто€нно выталкиваем наше тело наружу, это посто€нно направленный вовне центробежный поток, выталкивающий тело. Ёто приводит к тому, что тело фактически каждое семилетие полностью обновл€етс€.

¬идите ли, это обновление особенно важно в период смены зубов, на седьмом году жизни. ѕочему? ƒело в том, что тело, которое несет человек от рождени€ до смены зубов, это, в известной мере, только модель, которую мы прин€ли извне от наших родителей, оно содержит наследственные силы, в них стро€т предки. » мы сбрасываем его, это тело, в течение первых семи лет. » что же?

¬озникает совершенно новое тело; то тело, которое человек носит после смены зубов, построено не силами наследственности, оно целиком и полностью построено нисшедшим духовно-душевным, так что субстанциально человек носит унаследованное тело только до смены зубов, и, сбрасыва€ его, он из своей индивидуальности строит новое. Ќаше собственное тело мы приобретаем, собственно, лишь со сменой зубов.

ƒело обстоит так, что унаследованное тело мы используем как модель, и в зависимости от того, сильна или слаба духовно-душевна€ жизнь, в зависимости от того, в состо€нии ли это духовно-душевное выступить более индивидуально против того, что тут имеетс€ как унаследованна€ форма, или же оно подчин€етс€ унаследованной форме, должно быть сформировано второе тело, как первое было сформировано родител€ми.

“аким образом, то, что обычно преподноситс€ в теории наследственности - это просто вздор. ¬ том, что здесь обычно преподнос€т, законы роста, справедливые до смены зубов, просто распростран€ют дальше, на всю позднейшую жизнь. Ќо дело обстоит так, что то, что имело значение как наследственность, имеет силу не далее, чем до смены зубов; теперь этим овладевает индивидуальность и образует второе тело.

“о есть именно у ребенка мы должны различать унаследованное тело и то, что как следствие унаследованного тела вступает в индивидуальное тело. ќно образуетс€ постепенно, это индивидуальное тело, которое только и можно назвать телом человеческой личности.

» здесь, видите ли, в возрасте между семью и четырнадцатью годами развертываетс€ интенсивнейша€ работа, на которую только способна индивидуальность: либо она преодолевает наследственные силы, и тогда человек, прошедший через смену зубов, замечает, что он высвобождаетс€ от наследственных сил, или же - мы можем это видеть совершенно отчетливо и учитывать это, будучи воспитател€ми - индивидуальность целиком подпадает под власть наследственных сил, под власть того, что содержитс€ в модели. » тогда это наследственное уподобление родител€м просто продолжаетс€ за пределы семилетнего возраста.

Ёто зависит от индивидуальности, а не от наследственных сил. ѕредставьте себе, что какой-нибудь художник предлагает мне нечто дл€ копировани€, но € в копируемой картине радикально все изменил; и как € в этом случае не могу сказать, что мо€ живопись воспроизводит то, что мне предложено, так же € не могу сказать, что все, что мы имеем за пределами семилетнего возраста, что мы несем в себе по истечении первого семилети€, получено нами по наследованию. - » мы должны усвоить это, так сказать, в духовном постижении, и знать, как сильно в том или ином случае действует индивидуальность.

“аким образом, между седьмым и четырнадцатым годами жизни человек проходит через рост и становление, и здесь сильнейшим образом выражаетс€ нисшедша€ индивидуальность человека. ѕоэтому человек в этот период относительно замкнут в отношении внешнего мира. »менно в это врем€ представл€етс€ возможность наблюдать удивительное развертывание его индивидуальных сил. » если бы это развитие продолжалось, если бы человек только с таким развитием вступил в последующую жизнь, он стал бы ужасно отрешенным от мира существом, он стал бы глухим в отношении внешнего мира.

Ќо к этому времени он уже строит свое третье тело, которое по€вл€етс€ вместе с половой зрелостью. ќно, в свою очередь, строитс€ с учетом сил, действующих в земном окружении. “о, что выступает как отношение к полу, это еще не все; переоценка в этом отношении - лишь следствие наших материалистических воззрений. ¬ действительности же все отношени€ к внешнему миру, выступающие с наступлением половой зрелости, в сущности, однородны. ѕоэтому в принципе следует, пожалуй, говорить, не о половой зрелости, а о земной зрелости; и под земной зрелостью надо было бы понимать зрелость чувств, зрелость дыхани€, и ее составной частью должна быть также и полова€ зрелость.

“ак обстоит дело в действительности. «десь человек достигает земной зрелости, здесь он снова воспринимает в себ€ чужеродное, здесь он достигает способности не быть глухим к своему окружению. ќн способен воспринимать впечатлени€ от окружающего мира. ƒо сих пор он был неспособен получать впечатлени€ от другого пола, но также и от остального окружени€. “аким образом, здесь человек образует свое третье тело, которое действует до начала двадцатых годов.

“о, что низошло из духовного мира, уже нашло свое завершение через смену зубов, действовало в первом семилетии, до смены зубов, и вплоть до двадцатого года. ќно уже оформилось в имеющихс€ органах и привело человека к индивидуальной зрелости и земной зрелости. ≈сли же здесь выступает кака€-нибудь аномальность в душевной жизни, котора€ соответственно отражаетс€ в строении органов и котора€ обусловлена всем развитием в целом, тогда, естественно, душевна€ аномальность действительно имеет место. Ќо если по прошествии двадцати одного года выступает аномальность в печени или другом органе, то этот орган уже настолько стал самосто€тельным и обособленным, что душевное воли может сохран€ть свою независимость от этого. » эта независимость тем меньше, чем меньше возраст ребенка.

” взрослого человека душевна€ жизнь, поскольку органы уже имеют определенную направленность, относительно самосто€тельна, заболевани€ органов не так сильно действуют на душевную жизнь и лечить их можно как заболевание органов. ” ребенка все еще действует слитно, больной орган действует вплоть до душевной жизни.

¬идите ли, нынешние болезни, которые обычно диагностируют в нашей сегодн€шней патологии, это более грубые болезни. Ѕолее тонкие болезни, в сущности, недоступны гистологии, они корен€тс€ в жидких част€х, которые пронизывают орган, например, печень, они корен€тс€ в движении жидкости или даже в движении газообразного, пронизывающего печень. » прогревание такого органа имеет особое значение дл€ душевной жизни.

“аким образом, в детском организме, если речь идет о каком-то дефекте воли, нужно прежде всего спросить: с каким органом, с какой патологией органа, с каким заболеванием органа св€зан такой дефект воли? - Ётот вопрос более важен.

ћыслительный дефект не обладает столь неимоверной важностью. Ѕольшинство дефектов - это дефекты воли; и если вы имеете дефект мышлени€, вы должны тщательно разобратьс€, в какой мере дефект мышлени€ €вл€етс€ дефектом воли. »бо если вы мыслите слишком быстро или слишком медленно, ваши мысли при этом могут быть совершенно правильными, но дело здесь в том, что имеетс€ дефект воли, котора€ вовлекаетс€ в мышление. Ќужно посмотреть, в какой степени действенна вол€ там, внутри.

—обственно говор€, вы можете только тогда констатировать мыслительный дефект, когда независимо от воли выступают деформации мыслей, обман чувств. ќни совершенно бессознательно про€вл€ютс€, когда мы соотносим себ€ с внешним миром, и тогда становитс€ неправильным сам образ представлений. »ли же мы имеем нав€зчивые представлени€, и то, что они €вл€ютс€ нав€зчивыми представлени€ми, происходит из воли. Ќо мы должны прежде всего обращать внимание на то, с каким дефектом мы имеем дело, с дефектом воли или дефектом мышлени€.

ƒефекты мышлени€ большей частью относ€тс€ к области обособленного лечени€. — дефектами воли мы имеем дело большей частью при воспитании детей с неполным развитием.

“еперь задумайтесь о том, как целостное существо человека вт€гиваетс€ в свое развитие. ¬ы могли бы судить об этом, исход€ из того, что €вл€етс€ ведущим в этом развитии человека.

≈сли мы возьмем только первые семь лет жизни, то тут могут быть дефекты наследственности, поэтому речь идет преимущественно об этих дефектах. Ќо такой наследственный дефект мы не должны рассматривать таким ужасным образом, как это делает сегодн€шн€€ наука; он выступает перед нами не как случайность, он выступает перед нами как кармическа€ необходимость. ѕрежде всего из-за своего незнани€, еще в духовном мире мы выбираем тело, имеющее наследственный дефект.

“аким образом, там, где обнаруживаютс€ дефекты наследственных сил, там перед зачатием имеет место незнание человеческой организации. ј именно, прежде, чем низойти на «емлю, нужно совершенно точно знать человеческий организм, иначе мы можем неправильным образом вступить в первое семилетие и неправильным образом его преобразовать. » то знание, которое приобретают в отношении внутренней организации между смертью и новым рождением, оно совершенно несоизмеримо с теми крохами знаний, которые приобретает сегодн€ извне физиологи€ и гистологи€. ѕоследнее ничтожно. Ќо то знание, которое мы там имеем, которое погружаетс€ затем в тело, и которое, поскольку оно погружаетс€ в тело, забываетс€, оно не обращаетс€ посредством чувств на внешний мир. Ёто знание, оно суть нечто неизмеримо-величественное. Ќо это знание, однако, повреждаетс€, если мы в земной жизни не развиваем интереса к нашему окружению или что-то преп€тствует этому интересу.

ѕредставьте себе, в какую-нибудь эпоху цивилизации людей, запирают в отдельном помещении и держат их там с утра до вечера, так что они не могут развивать интереса к внешнему миру.  ак действует така€ цивилизаци€? ќна закрывает человеку познание внешнего мира. » когда человек с этим замкнутым бытием проходит через смерть и приносит с собой в духовный мир мало предрасположенности к познанию в этом духовном мире человеческого организма, то такой человек низойдет на «емлю со значительно меньшими знани€ми по сравнению с человеком, который приобрел свободный взгл€д на окружающий мир.

ƒруга€ тайна состоит в следующем: вы идете через мир. » проход€ через мир, вы представл€ете, например, один день, вы полагаете его чем-то весьма незначительным: это действительно нечто незначительное дл€ обычного сознани€, но это совсем не незначительное дл€ того, что в обычном сознании образует подсознательное. »бо если вы прожили лишь один день и точнейшим образом его рассмотрели, это уже €вл€етс€ условием дл€ познани€ внутреннего у человека. ¬нешний мир в земной жизни - это духовный, внутренний мир во внеземной жизни. » мы будем говорить о том, как действует наша цивилизаци€ и почему по€вл€ютс€ неполноценные дети.

Ћюди, живущие сегодн€ замкнуто от мира, когда-нибудь придут снова с незнанием человеческого организма, и они выберут себе предков, которые иначе остались бы бесплодными. Ѕудут выбиратьс€ как раз люди, поставл€ющие плохие тела, могущие же поставл€ть хорошие тела останутс€ стерильными. ƒействительно, от всего развити€ цивилизации зависит, как при нисхождении человека строитс€ род. » когда мы рассматриваем ребенка, мы должны видеть, что в этом ребенке живет от прежних земных жизней. Ќужно пон€ть, почему он выбрал органы, больные в силу наследственности, почему он, оп€ть-таки вследствие несовершенно развитой индивидуальности, вступил в это тело.

ѕодумайте, какие возможности возникают дл€ ребенка вплоть до смены зубов, ведь не всегда то, что нисходит, совершенно адекватно тому, что предлагаетс€. ћожет оказатьс€, что, например, ребенок имеет хорошую модель, котора€ хорошо организована в районе печени. Ќо поскольку индивидуальность неспособна пон€ть, что заложено там внутри, то во вторую жизненную эпоху она образуетс€ несовершенно, и тогда возникает значительный дефект воли. »менно, поскольку печень несовершенно строитс€ по модели печени, возникает волевой дефект, который выражаетс€ в том, что, хот€ ребенок волит, дело не доходит до исполнени€ воли, но вол€ застревает в мысл€х. –ебенок тотчас начинает хотеть чего-то другого, и вол€ застаиваетс€, вол€ запруживаетс€.

¬се дело в том, что печень - это не просто орган у человека, который описывает сегодн€шн€€ физиологи€, она, в самом высоком смысле, суть тот орган, который дает человеку смелость действительно выполнить задуманное дело. » может случитьс€, что €, как человек, организован таким образом, что вот трамвай отправл€етс€, € знаю, что мне надо ехать в Ѕазель - есть и такие люди - и € уже на платформе, но в последний момент € не могу подн€тьс€ в вагон, мен€ что-то хочет удержать, € не могу подн€тьс€!

¬идите ли, так подчас нечто открываетс€ примечательным образом, когда происходит застой воли. Ќо если происходит нечто подобное, то в таком случае всегда имеетс€ тонкий дефект печени. ѕечень всегда посредничает при переводе намеченной идеи в осуществл€емое посредством конечностей де€ние. » так каждый орган в чем-то посредничает.

¬идите ли, мне рассказывали об одном молодом человеке, у которого действительно было это заболевание, так что когда он сто€л на платформе и подходил трамвай, он неожиданно оставалс€ сто€ть и не входил в вагон. Ќикто из окружающих не знал, почему он не входит. » сам он тоже не знал. ќн остаетс€ сто€ть. ¬ол€ запруживаетс€. Ќо что здесь про€вл€етс€?

ќчень сложна€ вещь. ќтец этого молодого человека был философ, он примечательнейшим образом подраздел€л душевные способности на представлени€, суждени€ и силы симпатии и антипатии, и не учитывал в числе душевных сил волю. ¬ол€ не причисл€лась им к душевным силам. Ќо он хотел быть честным. ќн хотел говорить только о том, что представлено в сознании. Ёто зашло так далеко, что дл€ него стало естественным не иметь никакого представлени€ о воле.

ќтносительно в позднем возрасте у него родилс€ сын. ќн, отец, вследствие систематического игнорировани€ воли, вложил в печень задатки неспособности претвор€ть субъективные побуждени€ в действие. ” сына это выступило как заболевание. » здесь вы можете видеть, почему индивидуальность сына выбрала именно этого отца: потому что она ничего не знала о внутренней организации печени. ќна выбрала себе конституцию, при которой не нужно заниматьс€ печенью. “ак что у печени не было той функции, которой был лишен вступающий в земную жизнь. “аким образом, вы видите, что если мы хотим понимать ребенка, мы должны очень внимательно всматриватьс€ также и в его карму.

Ёто все, что € хотел вам рассказать сегодн€, мы продолжим завтра в это же врем€.

¬“ќ–ќ… ƒќ Ћјƒ

ƒорнах, 26 июн€ 1924 года

¬чера € обратил внимание - мы попытаемс€ эти вещи основательно, так сказать, проработать, чтобы затем перейти к практическому -на то, что обычна€ поверхностна€ душевна€ жизнь может быть понимаема лишь как симптомокомплекс. ≈сли мы хотим подойти к существу какой-либо так называемой душевной болезни или так называемого слабоуми€ у какого-нибудь ребенка, мы при этом видим, что все сегодн€шние способы рассмотрени€ духовного страдают тем, что они просто описывают поверхностные душевные состо€ни€ и затем не могут найти перехода к тому, что лежит глубже, то есть в те области, где, как мы вчера видели, функционирует собственно душевна€ жизнь.

«десь не следует углубл€тьс€ в то, как обстоит дело у взрослых душевнобольных, у которых всегда и во всех отношени€х налицо нечто проблематичное. Ќо что возможно сделать дл€ детей, это должно в эти часы предстать перед нашей душой. Ќасколько недостаточно при этом рассмотрение поверхностной душевной жизни - € имею в виду поверхностной не в смысле ущербной, а в смысле места - насколько ошибочным может быть рассмотрение поверхностной душевной жизни, € хотел бы вам предварительно показать на €рком примере, который имеет особое значение дл€ нашей задачи.

¬идите ли, есть такой бывший государственный прокурор ¬ульфен. ќн занималс€ различными духовными аномали€ми с точки зрени€ криминальной психологии и написал толстые книги об этом.  ак такой человек, который прежде всего исходил не из медицины, пришел к своим выводам? ≈стественно, во врем€ своей службы чиновником он имел богатые возможности изучать аномальную душевную жизнь, затем, уже вполне в зрелом возрасте, он познакомилс€ со вс€ческими медицинскими вещами, затем св€зал то, что он узнал из своей профессиональной де€тельности, с тем, что он прочел позднее, и из этого образовалась теори€, котора€ просто должна сегодн€ возникать из так называемых научных предпосылок. ѕотому что стоит прин€ть все эти вещи всерьез, и тогда выходит нечто подобное тому, что получилось у ¬ульфена, если же это не принимать всерьез, то необходимо исходить из антропософской точки зрени€. —редний путь всегда €вл€етс€ весьма сомнительным компромиссом.

Ќедавно в ÷юрихе этот прокурор ¬ульфен сделал доклад, притом из области уголовной психологии, в котором он говорит о патологической душевной жизни. Ёто важно, внимательно рассматривать подобные вещи, ибо вы подвергаетесь этому ежеминутно. ≈сли вы поразмыслите сегодн€ о том, что вы изучали, если вы берете в руки научную книгу, если вы берете в руки какую-либо книгу, написанную из научного образа мышлени€, вы везде находите мыслеформы, образ мыслей, который здесь, у этого юриста, выражен лишь более радикальным образом, так что должно быть €сно, куда именно в области так называемой аномальной душевной жизни должна вести сегодн€шн€€ наука.

ѕрежде, чем € прочту вам отрывок из газетной статьи, обращаю ваше внимание на то, что прокурор все еще €вл€етс€ намного более крупной величиной и имеет больше прав, чем журналист, который об этом пишет и может лишь веселитьс€ по этому поводу, поскольку он сегодн€, слава Ѕогу, еще имеет за своей спиной публику, настроенную против психиатрии и уголовной психологии. ≈стественно, что в этом случае дл€ вас не должен иметь значени€ тон этого сообщени€, ибо журналист все же намного слабее ¬ульфена, он может только сме€тьс€ над этими вещами, но он совсем не подозревает при этом, что смеетс€ над сегодн€шней наукой, а не над ¬ульфеном. »бо наука, в которую погружен и из которой творит ¬ульфен, должна, собственно, везде говорить таким образом, будучи откровенной и честной.

“еперь, поскольку это нас заинтересовало, рассмотрим этот газетный отрывок. —тать€ озаглавлена: "Ўиллер подвергнут психоанализу прокурором". Ќо ее нужно было бы озаглавить "‘ридрих Ўиллер подвергнут психоанализу сегодн€шней психологией или психопедагогикой.

"‘риц Ўиллер, небогатый, швабского происхождени€, бывший некогда профессором истории в »ене, автор различных революционных пьес, в прошлую п€тницу, 29 феврал€ 1924 года, был подвергнут резкой критике широко известным за пределами узкого круга специалистов и почтенным дрезденским прокурором д-ром  . Ќ. ¬ульфеном в блест€ще построенной речи "”головна€ психологи€ в применении к ‘ридриху Ўиллеру". –ечь имела решительный успех в многочисленной аудитории цюрихских юристов, тем более, что посмертно осужденный не мог присутствовать на собрании и, веро€тно, лишь его невидима€ рука указывала на написанное ею при жизни.

√-н прокурор со своей стороны выступил с хорошо обоснованными выводами; доказательства были безупречны; прокурор привлек к делу даже личную корреспонденцию Ўиллера, и вот с помощью д-ра ¬ульфена у аудитории упала с глаз пелена. ќказываетс€, любовь народа и юношества к Ўиллеру просто заложена в его отвратительных корн€х: Ўиллер попул€рен благодар€ его врожденной свирепости, его склонности к наслаждению мрачным великолепием ужасного, побудившей его написать такие баллады, как "ƒетоубийца", "»виковы, журавли", "¬одолаз", "ѕерчатка", "’ождение на железный завод" - где, например, в издевательских словах: "ѕечь нажралась и зубы скалит. ѕусть граф рабов своих похвалит!"многозначительно обнаруживаетс€ ненасытна€ свирепость, проистекающа€ из борьбы Ўиллера со своим чахлым телом. » трагедии Ўиллера, возбуждающие в зрителе страх и сострадание, почему они столь сценичны? ѕотому что апеллируют к латентным преступным наклонност€м публики и делают возможным безопасное изживание опасных инстинктов.

¬се это говорил г-н прокурор ¬ульфен и в заключение объ€вил себ€ убежденным почитателем Ўиллера; он даже закончил свою речь гетевским эпилогом к " олоколу": "’рани нас Ѕог от наших друзей!"

 онечно, г-н прокурор, несмотр€ на т€жкий груз доказательств, признает все же дл€ Ўиллера см€гчающие его вину обсто€тельства: его стремление к свободе, которое по причине раннего угнетени€ вылилось в комплекс неполноценности, внезапно вспыхнуло в "–азбойниках" и постепенно облагораживалось, чтобы, наконец, прославить в "“елле" революцию на основе пор€дка. - ¬ остальном же отношение Ўиллера к добру и злу существенно определ€етс€ эстетической точкой зрени€, и, как уже сказано, г-н д-р ¬ульфен быстро нашел и обозначил главные артерии, питающие его поэзию: свирепость и стремление к свободе. Ѕорьба с этими страст€ми, которую он изживал в поэзии, и привела Ўиллера на путь к совершенству". «десь вы имеете комплекс неполноценности, в его детские годы, естественно.

“еперь, не правда ли, нам должно быть €сно, что вышло бы в том случае, если бы сегодн€шн€€ наука перешла в педагогику, и педагоги стали бы преподавать в духе этой науки в этой школе, где как раз сидел бы такой Ўиллер. ¬ этом необходимо совершенно €сно отдавать себе отчет.

» собрав все то, что € сказал вам вчера, вы увидели бы, что как в иных случа€х заболеваний из иных ориентировочных симптомов можно делать заключение, собственно, о существе дела, так же и из того, что представл€ет собой душевную жизнь, из мышлени€, чувствовани€ и волени€ можно апостериорно усмотреть собственное существо дела или сделать о нем заключение.

» мы видели на примере печени, как причина душевной патологии, состо€ща€ в том, что упом€нутый больной не может перейти от намерени€ что-то сделать к действительному делу, как, собственно, причина этого должна быть искома в некоторой тонкой аномальности печени, и как с этим нужно обходитьс€ при лечении, при воспитании или терапевтическом лечении.

“еперь, прежде чем переходить к отдельным практическим случа€м, огл€немс€ еще раз на детскую душевную жизнь. — одной стороны мы видели, что тело в течение первого семилети€ представл€ет собой модель, по которой индивидуальность вырабатывает второе тело, выполн€ющее свои функции между сменой зубов и половой зрелостью.

≈сли индивидуальность сильнее, чем то, что заключено в унаследованных качествах, то ребенок в ходе смены зубов в большей или меньшей степени преодолеет наследственность и €витс€ как индивидуальность, также и внешне телесно, во всем своем душевном облике. ≈сли же индивидуальность ребенка слаба, то она подавл€етс€ наследственностью, она рассматривает модель таким образом, что становитс€ телесно видимой рабска€ копи€ модели. » тогда можно говорить об унаследованных свойствах в собственном смысле.

»бо между сменой зубов и половой зрелостью все это обстоит так, как вытекает из индивидуальности. ”наследованные свойства выступают постольку, поскольку индивидуальность была слишком слаба, чтобы их преодолеть, чтобы работать в своем духе соответственно карме. ќт этого собственно кармический импульс заглушаетс€ унаследованными свойствами.

¬идите ли, мои дорогие друзь€, мы это должны теперь рассматривать как генеральную симптоматологию - как мышление в своем развитии относитс€ к развитию воли у ребенка. ¬чера вы уже видели, в каком смысле это можно рассматривать лишь как симптоматическое. ¬ы видели, что в основе мышлени€, как оно про€вл€етс€ в поверхностной душевной жизни, лежит синтетическа€ де€тельность, котора€ заключаетс€ в построении и организации мозга, и что в основе про€влени€ воли лежит аналитическа€, раздел€юща€ де€тельность, лежаща€ в основе органов, главным образом человека конечностей и обмена веществ.

–ассмотрим теперь прежде всего мышление с лежащей в его основе синтетической де€тельностью мозга. “огда мы должны у€снить себе, что же такое, собственно, мысли. »бо мысли в детском организме всегда выступают поштучно. ¬зрослый человек также мыслит то, что вообще может мыслить человек, более или менее в фрагментах. ќдин имеет более обширную совокупность мыслей, другой менее обширную.

Ќо что такое, собственно, мысли? —егодн€шнее воззрение, вырождающеес€ в вульфенизм, рассматривает мысли как нечто, ступенчато возникающее в человеке по мере развити€. » когда человек приходит к тому, чтобы иметь такие мысли, которые год€тс€ дл€ мира, говор€т: он развил эти мысли из себ€.

Ќо если действительно исследовать человека, исход€ из антропософского воззрени€, вовсе не приход€т к тому, чтобы открыть в нем нечто такое, из чего возникают мысли. ¬се исследовани€, направленные на то, чтобы найти, из чего могут возникать мысли, €вл€ютс€ дл€ духовной науки подобными тому, как если бы некто обнаруживал ежедневно утром у себ€ на столе горшок с молоком (см. табл. 2, справа) и однажды начал бы рассуждать о том, каким образом глина, из которой сделан горшок, каждое утро производит из себ€ молоко. Ќо в глине, из которой сделан горшок, невозможно найти ничего такого, из чего могло бы происходить молоко.

ѕредставим себе, что кака€-нибудь служанка, или нет, скажем, кака€-нибудь современна€ домохоз€йка из бывших гувернанток - хот€ это почти и невозможно - но все же, не правда ли, это могло бы однажды случитьс€, чтобы кто-то никогда не видел, как молоко попадает в горшок: если бы он стал рассуждать о том, как молоко из глины выдел€етс€ в молочный горшок, его посчитали бы глупцом. Ёто ведь в самом деле гипотеза, сама себ€ привод€ща€ к абсурду, если кто-то придет к такому воззрению относительно молочного горшка.

Ќаука же в отношении мышлени€ приходит к этой гипотезе. ќна глупа, эта гипотеза, несомненно глупа. ≈сли мы приступим к исследовани€м, вооруженные всеми средствами, которые предлагает нам духовна€ наука, о которых говорилось уже более двадцати лет назад, если подходить с этими средствами, то мы также никогда не найдем во всем том, что представл€ет собой человеческую организацию, ничего, что могло бы производить мысли. ѕросто ничего этого нет. “ак же, как молоко должно быть налито в горшок, чтобы оно в нем было, так и мысли должны войти в человека, чтобы быть внутри него.

» откуда приход€т они в жизни, рассматриваемой пока между рождением и смертью? √де они пребывают? “ак же, как мы можем исследовать происхождение молока, мы должны вы€снить, где пребывают мысли. √де же пребывают эти мысли?

¬идите ли, мы окружены физическим миром. Ќо также и эфирным миром, из которого непосредственно перед Ќисхождением в нашу физическую инкарнацию вз€то человеческое эфирное тело. ¬едь человеческое эфирное тело вз€то из общего мирового эфира, который есть абсолютно везде. ¬от этот мировой эфир, мои дорогие друзь€, и €вл€етс€ в действительности носителем мыслей. Ётот мировой эфир, общий дл€ всех, и €вл€етс€ носителем мыслей, здесь пребывают мысли, здесь пребывают именно те живые мысли, о которых € вам всегда говорил в антропософских лекци€х, что в них соучаствует и человек в своей предземной жизни, перед своим нисхождением на «емлю. ¬се, что вообще существует как такие мысли, пребывает в живом состо€нии в мировом эфире и никогда не извлекаетс€ из мирового эфира в жизни между рождением и смертью, никогда; но все, что человек содержит в себе как живой мыслительный запас, он воспринимает в тот момент, когда нисходит из духовного мира, то есть покидает свой собственный живой мыслительный элемент, когда он нисходит и образует свое эфирное тело. ¬нутри него еще пребывают живые мысли, в том, что у человека формирует и организует.

»так, если € еще раз нарисую вчерашнюю схему (см. табл. 2, середина), если вы видите здесь человека, если мы имеем здесь симптоматическую душевную жизнь, имеем мышление, чувствование, воление, если мы за всем этим имеем действительную душевную жизнь, то часть этой действительной душевной жизни мы имеем в мысл€х.

» эти мысли, которые мы извлекли из всеобщего мирового эфира, образуют нам преимущественно наш мозг и, в широком смысле, нашу нервно-чувственную систему. Ёто живое мышление образует нам мозг как орган распада, орган, который в известной мере обходитс€ с материей следующим образом.

 огда мы взираем на окружающий мир, мы имеем вокруг себ€ земную субстанцию в ее различных процессах и разного рода воздействи€х. Ёти процессы, живущие в природе, де€тельностью живого мышлени€ подвергаютс€ ступенчатому распаду, так что здесь (см. табл. 2) непрерывно происходит распад, то есть процессы, которые €вл€ютс€ природными процессами, останавливаютс€, застопориваютс€. “аким образом, в мозгу положено начало тому, чтобы природные процессы стопорились и матери€ посто€нно выпадала в осадок.

Ёта выпадающа€ матери€, то есть выделивша€с€ и ставша€ негодной к употреблению матери€ - нервы. » эти нервы получаютс€ оттого, что они упом€нутым образом обрабатываютс€ живым мышлением, оттого, что они посто€нно умерщвл€ютс€, это способность, подобна€ отражающей способности. “ем самым они получают способность отражать мысли окружающего эфира, и вследствие этого возникает субъективное мышление, поверхностное мышление, состо€щее лишь из отраженных образов, которое мы несем в себе между рождением и смертью.

“аким образом, благодар€ тому, что мы носим в себе ткущее, живое мышление, мы становимс€ способными противопоставл€ть мир нашей нервно-чувственной системе, преобразовывать впечатлени€, живущие в окружающем эфире, в отраженные образы и запечатлевать их в нашем сознании. “ак что это мышление и представлени€ поверхностной душевной жизни есть не что иное, как отражение мыслей, живущих в мировом эфире.

 

 

Ќо если вы сравните самого себ€ со своим зеркальным отражением, то вы придете к тому, что вы суть нечто иное, нежели ваш отраженный образ. “очно так же вы можете сравнить мысли с их отраженными образами и получите вследствие этого мертвое мышление, так же, как отразившийс€ в зеркале образ мертв по сравнению с вами, живым, сто€щим перед зеркалом человеком. ¬ мировом эфире никогда не может быть искаженной, нелогичной, нелепой мысли. Ќо мысли, содержащиес€ в обычной поверхностной душевной жизни, это лишь отражени€ мыслей мирового эфира. ќткуда же может прийти извращенна€, нелепа€ мысль? ќттого, что зеркало, все то, что возникло как организаци€ мозга, не в пор€дке.

“аким образом, речь идет о том, чтобы мы правильным образом нашли обратный путь от искаженных мыслей к тому, что, собственно, действует в человеческом мозгу и соответственно в нервно-чувственной системе, что человек построил себе из действительной жизни живых мыслей. ќтсюда вы видите, что дело в чрезвычайно сильной степени заключаетс€ в том, чтобы мы исходили из сознани€: к самому содержанию мыслей, к собственно мысл€м мы подойти не можем вовсе, ибо они пребывают в мировом эфире в своей абсолютной правильности.

ћы должны попытатьс€ сделать все, чтобы воспитанник, который нам доверен, мог правильным образом подойти к этому мировому эфиру. Ќо мы никогда не сможем этого сделать, если мы как воспитатели не проникнемс€ в действительности ощущением того, что в мировом эфире содержитс€ истинно-прав€ща€ жизненность мыслей. Ѕез такой космической религиозной установки мы не сможем развить правильное поведение по отношению к ребенку. » все зависит от этой установки. » € хочу вам показать, почему все зависит от этой установки.

„то же это такое, что действует на ребенка, что живет в ребенке, когда он приходит к искаженным мысл€м, и что может в таком случае действовать на ребенка со стороны воспитател€? ¬ы видите, что из того, что € вам сказал, можно заключить, что если в основе лежит нечто подобное, то не сформировано правильным образом эфирное тело. » когда человек приходит, нисход€ из доземного быти€, в мировом эфире, естественно, есть лишь верные мысли, но эти верные, правильные мысли должны приниматьс€ тем, кто облачаетс€ в свое эфирное тело.

“еперь вернемс€ еще раз к нашему молочному горшку. ћолоко, мы не можем сказать о нем, что оно как-то неверно сформировано: оно принимает ту форму, котора€ может придаватьс€ ему внешней средой, окружением. ≈сли мы имеем разумным образом устроенный сосуд, то и молоко в нем будет размещено разумным образом. ѕредставим себе упр€мца, который поистине упр€м, которому пришло бы в голову сформировать сосуд дл€ї молока таким образом (см. табл. 2, справа), и если теперь он будет наливать в него молоко, оно не сможет попасть в нижнюю часть. Ќо он принимаетс€ считать, и когда он вычисл€ет объем сосуда, он причисл€ет к нему и эту нижнюю часть.

Ёто крайний случай. ћожно сделать молочный сосуд неудачным во всех направлени€х. ћожно, например, сделать его таким образом, чтобы он опрокидывалс€ через мес€ц оттого, что неудачно сделано дно, и на двадцать седьмой день молоко вытечет. “о есть речь идет о том, что молоко будет в сосуде таким, каков сосуд. Ёфирное тело со всей его жизненностью у человека таково, каким его мог прин€ть в себ€ человек, приход€ из доземного быти€ со своей кармой. „то мы и должны осознать.

Ќу, это совсем не так уж невозможно, чтобы человек пришел, вследствие своей кармы, с чем-то, не сильно отличающимс€ от этого горшка. ≈сли, например, он прибыл таким образом, что соответственно своей карме не мог надлежащим образом пронизать систему конечностей и обмена веществ, так что она снабжена эфирным телом весьма скудно, и затем он хорошо образовал свое эфирное тело в области головы, но эфирное тело нижней области и области конечностей у него образовано плохо. ¬ этом месте оно, в отношении формирующих мыслей, пусто.

“о есть, прежде всего мы должны у€снить, что в многочисленных случа€х душевно неполноценных детей мы имеем дело с недостаточно сформированным эфирным телом. » мы должны спросить себ€: что действует на эфирное тело, которое имеетс€ у ребенка в годы его развити€, что действует на эфирное тело?

» как раз здесь перед нами выступает педагогический закон, который справедлив дл€ всей педагогики. ќн заключаетс€ в том, что на тот или иной член человеческого существа, причем так происходит всегда, воздействует следующий высший член, и только благодар€ этому данный член развиваетс€. ƒл€ развити€ физического тела может быть действенно живущее в эфирном теле. ƒл€ развити€ эфирного тела может быть действенно только лишь живущее в астральном теле. ƒл€ развити€ астрального тела может быть действенно лишь живущее в "я". » воздействовать на "я" может лишь живущее в —амодухе. я мог бы следовать еще дальше за пределы —амодуха, но тогда бы мы уже вошли в учение об эзотерическом.

„то все это значит? ≈сли вы заметили, что эфирное тело в ребенке в том или ином отношении недоразвито, вы должны вашему собственному астральному телу придать такой вид, чтобы оно корректирующим образом могло действовать на эфирное тело ребенка. ћы должны пр€мо сказать, что в отношении схемы воспитани€ можно написать следующее:

ребенок: физическое тело воспитатель: эфирное тело

эфирное тело астральное тело

астральное тело "я"

"я" —амодух

—обственное эфирное тело воспитател€ должно - и этого следует достичь семинарскими зан€ти€ми - должно быть в состо€нии воздействовать на физическое тело ребенка. ≈го собственное астральное телї должно быть в состо€нии воздействовать на эфирное тело ребенка. —обственное "я" воспитател€ должно быть в состо€нии воздействовать на астральное тело ребенка.

» теперь вы внутренне испугаетесь, ибо здесь стоит —амодух воспитател€, о котором вы думаете, что он не развит. ќн должен действовать на "я" ребенка. Ќо таков закон. » € вам покажу, насколько, фактически, не только в идеальном воспитателе, но зачастую и в самом плохом воспитателе на "я" ребенка воздействует —амодух воспитател€, которого он может даже не осознавать. ƒело воспитани€ фактически окутано целым р€дом мистерий.

Ќо теперь речь у нас пойдет о том, что на недоразвитое эфирное тело ребенка должно воздействовать оздоравливающее астральное тело воспитател€. » как с учетом именно этих вещей может воспитыватьс€ астральное тело воспитател€, как может происходить самовоспитание, как это должно быть уже сегодн€? ¬едь антропософи€ сегодн€ может дать лишь побуждение, мы не можем по каждому вопросу тотчас основывать семинары. —обственное астральное тело воспитател€ должно быть таким, чтобы оно обладало инстинктивным пониманием отклонений развити€ в эфирном теле ребенка.

ѕредставим себе, что в области печени у ребенка недоразвито эфирное тело. ¬следствие этого у ребенка наблюдаетс€ то, что в силу своего намерени€ он всегда производит воление, но это воление перед совершением действи€ всегда стопоритс€. ≈сли же воспитатель может внутренне полностью вчувствоватьс€ в это положение, дл€ чего он должен втиснутьс€ своей волей в требуемое действие, если он может проникнутьс€ сочувствием этому застопориванию и в то же врем€ может из своей собственной энергии развить сострадание к этому столь внутреннему переживанию, тогда в его собственном астральном теле образуетс€ понимание этого состо€ни€ ребенка и он постепенно придет к тому, чтобы искоренить в себе любые следы симпатии или антипатии в отношении к этому €влению у ребенка.

Ѕлагодар€ тому, что воспитатель искоренил в себе симпатию и антипатию, он действует воспитующе на свое собственное астральное тело. » пока мы будем подходить с симпатией или антипатией, например, к такому про€влению у ребенка, что он хочет идти и не может ступить - это может доходить до патологического состо€ни€ которое может бросатьс€ в глаза; он всегда входит в патологическое состо€ние, доход€щее, € хотел бы сказать, до совершенно вызывающего патологического состо€ни€, которое обозначают тем, что говор€т, что ребенок не может научитьс€ ходить - пока имеют при этом симпатию или антипатию, даже если они выступают в очень слабой степени, пока при этом могут входить в возбужденное состо€ние, до тех пор, в сущности, действенно воспитывать нельз€.

“олько когда мы продвинулись настолько далеко, что такое €вление становитс€ объективным образом, что мы воспринимаем его с известной невозмутимостью, как объективный образ, и не испытываем при этом ничего, кроме сострадани€, тогда в астральном теле сложитс€ необходимое душевное настроение, которое правильным образом поставит воспитател€ р€дом с ребенком. ј тогда и все остальное устроитс€ более или менее правильно. »бо, мои дорогие друзь€, вы не представл€ете себе, насколько безразлично по существу то, что воспитатель поверхностно говорит или не говорит, и какое огромное значение имеет то, каков он сам как воспитатель.

Ќо как прийти к такому пониманию?   такому пониманию приход€т именно тогда, когда развивают все больший и больший интерес к мистерии человеческой организации вообще. Ётой мистерии, и вообще этого интереса к человеческой организации крайне недостает сегодн€шней цивилизации. ѕоэтому сегодн€шн€€ цивилизаци€ ничего не знает. —егодн€шн€€ цивилизаци€ видит, скажем, т€желого душевнобольного... (пропуск в тексте стенограммы).

—амо собой разумеетс€, все происходит лишь так, как оно может разыгрыватьс€ внутри цивилизации, поэтому те вещи, которые мы должны пон€ть, могут быть исполнены нами в каждом отдельном случае не совсем так, как мы их представл€ем в пон€ти€х. ѕоэтому чрезвычайно важно, чтобы среди вас, сид€щих здесь, не было фанатиков, не было людей, с самого начала настроенных фанатично, не представл€ющих всей важности прин€ти€ истины относительно вещей, которые должны эзотерически внедр€тьс€ в практическую жизнь. ѕотому можно круг людей, в котором излагаютс€ эти вещи, сегодн€ не очерчивать достаточно узко, так как человек сегодн€шней цивилизации не может пон€ть, почему это необходимо, чтобы можно было в многочисленных случа€х ходить не по струнке. Ќо это нужно знать и затем стремитьс€ к здравомыслию, и примен€ть его там, где оно применимо, и - это имеет место при воспитании неполноценных детей - примен€ть его в соответствующих границах.

ѕо отношению к взрослым душевнобольным мы его примен€ть не можем, поскольку здесь примешиваетс€ нечто, к делу не относ€щеес€, скажем, полици€. ¬ тот момент, когда мы вынуждены иметь дело с инородными импульсами, когда мы имеем дело с законодательством, это оказываетс€ невыполнимым. »бо законодательство это нечто генеральное, оно не может примен€тьс€ к индивидуальному, оно может быть лишь всеобщим. ёриспруденци€ во всех случа€х лечени€ аномальных людей €вл€етс€ насто€щим €дом. Ќо она все же стоит перед вами. ¬ы не можете примен€ть вещи фанатичным образом, вы должны позволить жизни течь таким образом, как она идет, как это возможно.

ѕредставьте себе, что перед вами человек, о котором говор€т, что он т€жело душевно болен, и вы можете, как это сегодн€ прин€то, то есть в симптомах, психографически, описать его состо€ние: он делает совершенно сумасшедшие вещи - согласно существующим ныне воззрени€м. Ќо человек сегодн€шней цивилизации совершенно не думает о том, что здесь имеет место.

¬идите ли, то, что имеет здесь место, заключаетс€ в следующем: этот человек, который сегодн€ изживает себ€ как совершенно помешанный, мог при определенных обсто€тельствах иметь очень важную инкарнацию в прежние времена, гениальным образом изживал себ€ некогда, в прежние времена. Ќу, скажем, это гениальное изживание могло иметь место во второй предшествующей инкарнации (см. табл. 3, внизу). «атем могла последовать инкарнаци€, в которой данный человек в относительно раннем возрасте был заключен в тюрьму, так что он почти не имел отношений с внешним миром. «атем он прошел через смерть и жил дальше. » вот он по€вилс€ снова как помешанный.

»менно потому, что прин€тое им в инкарнацию осталось совершенно вне области переживаний физического и эфирного тел, он не имел возможности это переработать, и поэтому он пришел к инкарнации в полном незнании внутреннего человеческого тела, он не может войти в физическое и эфирное тело, он всегда остаетс€ вовне, и, поскольку он не может обслуживатьс€ физическим телом, он сумасшедший. ќн изживаетс€ таким образом, что мы сможем увидеть его тем, чем он €вл€етс€, каков он, лишь тогда, когда мы совершенно отвлечемс€ от его физического и его эфирного тела, когда мы взгл€нем на его астральное тело и его "я".

ѕредставьте себе, что перед нами такой человек в детском возрасте. «десь мы видим в детском существе человека эти непрерывные попытки войти в физическое и эфирное тела, и затем снова это отбрасывание назад.

“ак что мы вполне можем иметь такой случай - пусть, скажем, здесь будут физическое и эфирное тела (см. табл. 3, справа), здесь некоторые органы, которые в силу предшествующих условий не в пор€дке; астральное тело и "я" стрем€тс€ вовнутрь. ќни здесь везде вход€т вовнутрь, но здесь (см. табл. 3) они не вход€т вовнутрь аккуратно, они каждый раз должны делать усилие. —кажем, астральное тело и "я" каждый раз должны делать усилие, чтобы пронизать печень и желудок.

Ёто усилие действует примечательным образом: возникает нечто вроде аномального ритма, усилие ведет к тому, что "я" в соответствующий момент усиливаетс€ и затем снова расслабл€етс€. » мы имеем в ребенке попеременно то усиленное печеночно-желудочное, то, едва это печеночно-желудочное ощущение доходит до сознани€, оно снова ослаблено. » ребенок посто€нно колеблетс€ туда-сюда между этой усиленной и ослабленной печеночно-желудочной чувствительностью. ѕоэтому ребенок не достигает того, чтобы так называемым нормальным образом использовать свое тело. »бо его можно правильно использовать лишь тогда, когда этот ритм не возникает и астральное тело и "я" спокойным образом овладевают отдельными органами.

ƒа, но как прийти к пониманию такой вещи?   пониманию этого приход€т, когда весь процесс вид€т примерно следующим образом.

ѕредставим себе, есть весьма умный человек, который, однако, не €вл€етс€ часовым мастером. Ќо вот он вынужден сам ремонтировать свои остановившиес€ часы. » случаетс€ так, что вместо того, чтобы их отремонтировать, он их окончательно ломает. Ёто не противоречит тому, что он вполне умен. ќн потерпел в своем меропри€тии неудачу не от недостатка разумности, а из-за недостаточного овладени€ возможност€ми. “ак же при определенных обсто€тельствах при нисхождении из доземного в земное бытие терпит неудачу и целостна€ гениальность, только неудача эта разыгрываетс€ не в течение столь краткого времени, но в течение всей земной жизни.

Ќо это требует от нас, прежде всего, вгл€детьс€ в то, что нисходит, любовно вгл€детьс€ в то, что изживает себ€ в так называемом сумасшествии, вгл€детьс€ во все частности, которые изживаютс€ в сумасшествии, и подн€тьс€ над голой симптоматологией душевной жизни, котора€ может привести к психографии, и больше вгл€дыватьс€ в кармические взаимосв€зи, в которые вступает этот сумасшедший, - больше смотреть на его св€зь с внешним миром, на то, в какие жизненные услови€ он пришел - ибо эти жизненные услови€ неверо€тно интересны - смотреть на это более объективно, и тогда вы найдете это сумасшествие необычайно интересным и увидите в нем искаженное отражение высочайшей мудрости, открытие врат в духовный мир, только с искаженными исходными средствами, вы почувствуете усиливающийс€ интерес, вовсе не дл€ сенсации, но глубоко внутренний интерес к аномальност€м. »бо если ненормальность однажды действительно охватывает физическое и эфирное тела, это приводит к тому, что € вам сейчас обрисовал: из-за сильного про€влени€ астральной де€тельности и де€тельности "я" возникает ритм, физическое и эфирное тела слишком сильно захватываютс€ этой де€тельностью, затем преодолевают ее, затем снова расслабл€ютс€, и если подступитьс€ к этому так, чтобы можно было наблюдать, что происходит в момент интенсивного самозахвата, в момент слабого самозахвата, подходить к этому преисполненными любви, то из этого ритма может произойти, что позднее, когда этот ритм будет преодолен, печень и желудок будут захвачены более интенсивным образом, чем это имеет место в обычном случае; тогда может возникнуть гений де€тельности, гений де€ни€, в то врем€, как обычно это предоставл€етс€ изглаживанию в дальнейшей жизни между смертью и новым рождением.

¬думайтесь в это однажды, это необходимо осознать, что, воспитыва€ неполноценного ребенка, мы вмешиваемс€ в то, что при естественном ходе, без вмешательства или при неправильном вмешательстве происходит только тогда, когда ребенок проходит врата смерти и возрождаетс€ к новой жизни, то есть глубоко затрагиваем карму. “ак что при воспитании неполноценного ребенка происходит глубокое вмешательство в карму, что, разумеетс€, и должно происходить. Ёто правомерное вмешательство в карму, здесь должны преодолеватьс€ известные вещи.

  тому, что преодолеваютс€ известные вещи, имеющие место здесь и имевшие место в Ѕреслау, € хочу привести вам пример, чтобы вы правильным образом мыслили о таких вещах. ¬ сельскохоз€йственном курсе в Ѕреслау € дал указани€, как правильным образом лечить сельское хоз€йство.

Ётот курс слушал также один старый фермер, тоже старый член ќбщества. Ќа прот€жении всего курса его не покидало известное ощущение, которое у него про€вл€лось в дискусси€х. ќн то и дело говорил: да, но если это делать, то здесь ведь используютс€ оккультные средства дл€ получени€ практических результатов. Ќе слишком ли интенсивно затрагивает это человеческую моральность? Ќельз€ ли этим воспользоватьс€ аморальным образом? ќн никак не мог преодолеть это сомнение, он чу€л в применении таких вещей черную магию.

≈стественно, эти вещи станов€тс€ черной магией, если с ними обращаютс€ недолжным образом. ѕоэтому € однажды сказал совершенно €сно: да, моральность должна быть во всех этих делах. ѕоэтому € предполагаю, что все, кто участвовал в этом курсе, участвовали в нем дл€ того, чтобы преисполненными моральности служить человечеству, помога€ сельскому хоз€йству. ѕоэтому сельскохоз€йственный круг необходимо рассматривать также как моральный круг, который имеет задачу обеспечить правильное применение этих вещей. ћагию ведь примен€ют и боги, но различие между белой и черной магией состоит исключительно в том, что в белой магии вмешиваютс€ моральным образом, бессамостно, самоотреченно, в черной же магии неморально, самостно, эгоистично. ƒругого различи€ нет.

» очевидно, что все речи о воспитании неполноценных детей - пуста€ болтовн€, если при этом не исход€т из того, что таковое воспитание действует лишь такими средствами, которые могут также иметь и аморальное применение. «десь нужно иметь в виду прежде всего усиление чувства ответственности.

» € должен вам откровенно сказать, мои дорогие друзь€, что если бы сегодн€, в наше врем€, можно было рассчитывать на более сильное чувство ответственности, можно было бы сделать многое. Ќо поскольку в наше врем€ совестливость не слишком, развита, именно поэтому о многом необходимо молчать.  огда люди слышат: можно сделать то, можно сделать это, - они хот€т это делать. ∆елание сделать что-нибудь у них есть. Ќо как только они приступают к действительному делу, как только они приход€т к тому, чтобы извлечь новые импульсы из духовного мира - а они должны быть извлечены - тогда дело прежде всего в том, что должны быть пробуждены чувство ответственности и совестливость. ќни пробуждаютс€ только тогда, когда знают, о чем идет речь. » поэтому необходимо знать, что речь идет о глубоком вмешательстве в кармическую де€тельность, которое иначе осуществл€лось бы между смертью и следующим рождением.

¬ воспитании неполноценных детей дело обстоит таким образом, что то, что мы делаем здесь, вмешиваетс€ в работу богов, котора€ должна была бы протекать позднее. ≈сли не представл€ть это лишь теорией, но дать этому сильно воздействовать на свою душу, то, естественно, всегда станов€тс€ перед альтернативой: либо делать, чему быть должно, либо от этого отказатьс€.

Ќо не следует забывать: вс€кий шаг, совершаемый исход€ из духовного мира, ведет человека к тому, чтобы, посмотрев направо, налево, всегда принимать новое решение на основе внутреннего мужества. ќбычна€ жизнь между рождением и смертью хранит человека от необходимости иметь это внутреннее мужество. «десь он может посто€нно делать то, что ему привычно, к чему он привык. «десь он направл€етс€ тем, что в нем застр€ло, здесь он всегда рассматривает свои воззрени€ как правильные, не име€ необходимости приобретать новые.

Ёто хорошо дл€ жизни, протекающей только лишь в физическом мире. Ќо если приход€т к воздействию из духовного, необходимо ежедневно, ежечасно чувствовать себ€ поставленным перед необходимостью прин€ть решение, при каждом де€нии чувствовать себ€ поставленным перед возможностью осуществить его, отказатьс€ или же сохранить нейтральность. » дл€ этой решимости требуетс€ мужество, внутреннее мужество. Ёто первейшее условие, если мы хотим что-либо сделать в этой области. » бодрствует лишь тот, кто посто€нно имеет перед глазами все величие этих вещей: ты делаешь нечто, что в ином случае делали бы боги в период между смертью и новым рождением.

«нание этого преисполнено значени€. ѕримите это медитативно. ќгромное значение имеет размышление над этим. ѕровод€ это ежедневно медитативно перед душой, мы тем самым создаем в себе такую конституцию астрального тела, в которой мы нуждаемс€, чтобы правильным образом встать перед неполноценными детьми. “олько когда мы поверим в то, что мы сами себ€ должны направить таким образом, только тогда мы сможем говорить о дальнейших вещах. ѕоэтому будем все это рассматриват





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-01-21; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1433 - | 1308 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.108 с.