Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сообщение темы и целей урока.

Ход урока.

Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»

1. В конце какого века болгары восстали и добились освобождения от власти Византии?

А) в конце XII века

Б) в конце III века

В) в конце XIV века

2. Самым мощным на Балканском полуострове было:

А) Сербское царство

Б) Византийское царство

В) Болгарское царство

3. Византийская империя была ослаблена:

А) междоусобными войнами

Б) бесконечными восстаниями крестьян

В) вереницей часто сменяющихся императоров

4. Османская империя получила такое название в связи с:

А) её местоположением

Б) именем её основателя

В) с населяющими её народами

5. По какой причине османские воины перешли от набегов к завоеваниями Балканских стран?

А) слабость Балканских стран

Б) неумение править императоров

В) они хотели получить добычу и земли

6. Как назывался город, который стал столицей Османской империи?

А) Константинополь

Б) Стамбул

В) Адрианополь

7. В каком году состоялась битва на Косовом поле?

А) 1364 г.

Б) 1389 г.

В) 1410 г.

8. Храброго сербского воина, который сумел пробраться к султану и убить его, звали:

А) Ян Жижка

Б) Милош Обилич

В) Иован Миклош

9. Битва на Косовом поле окончилась для сербов:

А) победой над турками

Б) страшным поражением

В) трудно определить, кто выиграл в этой борьбе

10. Кто из турецких султанов, желая избавиться от соперников, приказал даже убить своего 9-месячного брата?

А) Мехмед II

Б) Баязид I

В) Осман-паша

11. В каком году Константинополь был переименован в Стамбул?

А) в 1384 г.

Б) в1420 г.

В) в 1453 г.

 

Критерии оценки:

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

 

Ключ:

                     
а в а б а в б б б а в

 

Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

  1. Представления о мире расширяются.
  2. Переводы с греческого и арабского.
  3. Средневековые университеты.
  4. Схоластика.
  5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
  6. «Ангельский доктор»

 

5. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя:
1. Представления о мире расширяются.
(сл. 3)

Прочитайте материал на стр.208 и ответьте на вопрос: «Благодаря чему расширялись представления людей о мире»

1) С развитием городов и торговли, деловых и дип­ломатических связей,

2) в ходе военных предпри­ятий, завоевания новых территорий и

3) переселе­ний люди стали чаще покидать родные места.

4) На дорогах Европы можно было встретить нема­ло торговцев, бродячих ремесленников и весе­лых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно дви­гались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты.

5) Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили инте­ресные сведения о разных народах.
(сл.4) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путе­шественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Ки­тае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила ру­ководством для составления географических карт.

2. Переводы с греческого и арабского.

(сл. 5) Жи­тели Западной Европы V—X веков почти забы­ли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. Они относились враждебно, настороженно ко всем «чужакам», «иноверцам»:мусульманам, иудеям, язычникам, позднее —православным христианам.
(сл. 6) В XI—XII веках появилось большое количе­ство переводов на латинский язык книг гречес­ких и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврей­ские ученые переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с ев­рейского на латынь) и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.

3. Средневековые университеты.

(сл. 7) Средневе­ковое общество было корпоративным. Каждый человек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию

(сл.8) – запишем определение

Корпорация - — обособлен­ную группу людей, которые занимаются опре­деленным общим делом, живут соответствую­щим ему образом, подчиняются особым прави­лам и распорядкам.

(сл. 9) Университеты представля­ли собой корпорации людей интеллектуально­го труда — профессоров (преподавателей) и сту­дентов (от латинского слова «студере» — усер­дно заниматься).

(сл. 10) - запишем определение

Само слово «университет» означает «корпорация». Учеба и преподавание наук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Пари­же) — совет профессоров.
- Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужа­ки» не могли рассчитывать на поддержку город­ского суда в столкновениях с местными жите­лями. В борьбе с городскими властями универ­ситеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
(сл. 11) – запишем термины

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — фа­культеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — изби­рали главу университета — ректора.
(сл. 12) Обычно в университетах, кроме подготови­тельного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: пре­подаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонят­ные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чте­ние).

(сл. 13) Лекции дополнялись диспутами — словес­ными поединками. Это были состязания в зна­ниях и красноречии — споры по заранее выдви­нутым вопросам, например: «Сотворен ли чело­век в раю?» Нападающий старался своими воп­росами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными до­водами, либо с Библией и сочинениями цер­ковных писателей, признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участ­ника диспута с неослабным вниманием и азар­том ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «бо­лельщиками».
- В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Париж­ский университет славился пре­подавателями философии и бо­гословия, университет Болоньи (Италия) —права, Салерно (Си­цилия) — медицины. Универси­теты способствовали появле­нию в Европе светской интел­лигенции и образованного чинов­ничества, общему подъему куль­туры.

Схоластика.

(сл. 14) В XI—XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая рели­гиозная философия — схоластика (от греч. «схолэ» — школа).
2) работа по учебнику:

Прочитать материал на стр.211 - 212
3) рассказ учителя:
5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

(сл. 15) Одним из самых известных философов-схоластов XII ве­ка был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр с детства проявлял большие способнос­ти к науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех своих профессоров и побеждал их в диспутах.

В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской со­борной школе. Его лекции пользовались огром­ной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов станови­лось у него все больше: обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов церкви, а предла­гал свое толкование.
(сл. 16) В 1119 году началась история любви Абеля­ра и Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попроси­ли стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскры­тыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений;...глаза чаще отражали лю­бовь, чем следили за написанным», — вспоми­нал потом Абеляр в замечательной книге «Ис­тория моих бедствий». Элоиза родила Абеля­ру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опо­зоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на фи­лософа и изувечили его. Элоиза ушла в монас­тырь, но любила Абеляра до конца жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью.
(сл. 17) Ученики уговорили искалеченного филосо­фа продолжить лекции. Но тут на Абеляра об­рушились его идейные противники. Самым мощным из них был знаменитый мистик, созда­тель ордена тамплиеров и вдохновитель второ­го Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).
- Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры мож­но только при помощи разума. «Нельзя уверо­вать в то, чего ты предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разу­мом».

(сл. 18) Нужно понимать, чтобы верить.
- Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искрен­ней, идти от сердца, а не от рассудка. Боже­ственные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуж­дениям. Только в любви к Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соеди­няется с Богом
.
- Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рациона­лизма — опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.
(сл. 19) Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бро­сить свою книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-пре­жнему шли к нему, и он продолжал препода­вать.
- Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр приехал на него в надеж­де отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели откры­того диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его само­го заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора.
- Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер. Элоиза похо­ронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написали: «Да от­дохнут они от скорбного труда и любви».

6. «Ангельский доктор».

(сл. 20) Вершиной средне­вековой схоластики были труды ученого XIII ве­ка Фомы Аквинского (1225—1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в монастыр­ской школе и университете в Неаполе. Несмот­ря на протесты семьи, он стал монахом домини­канского ордена.
- Фома был смиренным, добрым и необыкно­венно работоспособным человеком. Самая зна­менитая его книга — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем.

(сл. 21) Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «дета­ли», от человека до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богосло­вия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, о которых вы еще узнаете из этой книги, — с готическими со­борами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображен весь христианский космос.
- После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.
4) самостоятельная работа:
7. «Удивительный доктор».

- Прочитать и рассказать об «удивительном докторе»

Современник Фомы Аквинского, монах ордена францискан­цев, англичанин Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказы­вал, что для познания истины авторитет и ра­зум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно прове­рить, верны ли наши знания.
- Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различ­ными веществами, магнитной стрелкой и уве­личительными стеклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебни­ком и прозвали «удивительным доктором».

 

5. Подведение итога урока:

(сл. 24 – 25)

Игра «Крестики-нолики»

- если утверждение верное – «Х», если нет «О»

Х Х Х
О Х О
Х Х Х

1(Х) С развитие городов, торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе войн и переселений средневековые жители стали больше узнавать мир.

2(Х) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока составил Марко Поло, который путешествовал более 25 лет.

3(Х) В 11-12 веках появилось большое количество переводов с латинского и греческого.

4.(О)Университеты представляли собой корпорации людей физического труда.

5 (Х) преподаватели создавали свои объединения по предметам – факультативам.

6 (О) В университетах, кроме подготовки существовало очень много факультетов

7 (Х) схоластика – это религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

8(Х) Пьер Абеляр и Бернар Клервонский были идейными противниками.

9(Х) Церковь объявила Фому Аквинскому святым за его смирение и добродетель.

 

6. Домашнее задание:

Параграф 27, вопросы, 7 вопрос - письменно

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из данных слов составить термины с согласованным и несогласованным определением | По развитию науки и образования А.И. Русакову
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.