Оператор безусловного перехода позволяет изменить обычный последовательный порядок выполнения операторов и непосредственно перейти к нужному оператору, предварительно помеченному меткой.
Структура такого оператора:
GOTO < метка >;
где GOTO - ключевое слово, обозначающее перейти к < метке >,
< метка > является произвольным идентификатором, который позволяет пометить любой оператор в программе и потом ссылаться на него.
Оператор от метки отделяется двоеточием. В языке Pascal ABC допускается использовать в качестве метки также целое число без знака.
Пример:
LABEL m1, loop;
VAR a, b, c, d: word;
BEGIN
m1: a: = b+c*d;
...
goto m1;
loop: END.
Все использованные в программе метки должны быть описаны в разделе описаний программы с указанием ключевого слова “LABEL”. Описанные в этом операторе метки обязательно должны быть использованы в программе.
Метки, описанные в функции или процедуре, локализуются только в ней, передача управления извне процедуры на метку внутри ее невозможна. С помощью оператора GOTO не рекомендуется осуществлять переход во внутреннюю часть сложного оператора (цикла, составного оператора). Запрещается переход с одной альтернативной части (ветви) сложного оператора на другую.
Современная технология структурного программирования основана на принципе программирования без GOTO. Считается, что злоупотребление этими операторами затрудняет чтение программы, усложняет ее отладку.
Тем не менее, в некоторых случаях использование оператора перехода может упростить программу. Обычно GOTO используется для досрочного выхода из любого сложного оператора или вложенных операторов цикла.
Пример и задания с оператором IF
Пример. Вычислить значения функции y(x) в зависимости от интервала, в который попадает аргумент x.
Для xÎ [-10,5]
где а = 1. 5, b = 0. 5.
Алгоритм представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Алгоритм программы
Напишем программу, соответствующую схеме алгоритма (рисунок 1):
Program Lr2;
Label m1, 10;
Const A = 1.5; B = 0.5;
var x, y: real; // переменные вещественного типа
Begin
m1: read(x); // вводим значение переменной x
IF (x < -10) or (x>5) then goto m1;
IF x<0 then begin y: = a*x+b; goto 10 end;
if (x >= 0) and (x<=2) then y: =A*SQR(x)*LN(x+1);
if x>2 then y: = EXP(A*x+1)*COS(B*x);
10: writeln(' x= ', x: 8: 1, ' y= ', y: 8: 2); // вывод значений x и y
Еnd.
Каждому условному оператору в программе соответствует символ “решение” в схеме алгоритма на рисунке 5. Программу можно упростить, используя вложенные условные операторы. Например, если в первом и втором операторах IF добавить их альтернативные части ELSE, тогда в третьем IF условие упростится до вида (x <= 2) и не потребуется последний оператор IF.
Задания к самостоятельному выполнению
Программа 1. Вычислить значение функции в зависимости от интервала, в который попадает вводимый с клавиатуры аргумент:
1. Для t [0,3], at2lnt при 1 £ t £ 2,
где a = -0.5,b = 2 z = 1 при t < 1,
eatcosbt при t > 2,
2. Для x [0,4], при x > 2,
где а = 2.3 f = х при 0.3 < x £ 2,
cos(x-a) при x £ 0.3,
3. Для x [0,7], (a+b)/(ex+cosx) при 0 £ x < 2.3,
где a = -2.7,b = -0.27 z = (a+b)/(x+1) при 2.3 £ x < 5,
ex+sinx при 7 ³ х ³ 5,
4. Для i [7,12], ai4+bi при I < 10,
где a = 2.2,b = 0.3. y = tg(i+0.5) при I = 10,
e2i+ при I > 10,
5. Для x [0.9,5], x2-7/x2 при x < 1.3,
где a = 1.5 y = ax3+7 при 1.3 £ x < 3,
lg(x+7 ) при x ³ 3,
6. Для t [-1.4], при t < 0.1,
где a = 2.1,b = 0.37. z = at+b при 0.1 £ t < 2,
при t ³ 2,
7. Для x [0,6], a esinx+2.5 при x < 0.3,
где a = 1.5. y = ecosx+a при 0.3 £ x < 4,
(sin x)/(a+ex) при x ³ 4,
|
где a = 1.8,b = -0.5, c = 3.5 (a+bx)/ при x > 1.2,
9. Для t [1,5], t при t > a,
где a = 2.5 z = t sin at при t = a,
e-at cos at при t < a,
10. Для x [0,4], e-bx sin bx при x < 2.3,
где a = 1,b = 3 y = сos bx при 2.3 £ x £ 3,
e-ax cos bx при x ³ 3,
11. Для t [0.5,3], at2-b при t < a,
где a = 1.3, b = 6.5 z = a-b при a £ t £ b,
a t2/3- при t > b,
12. Для x [0,2], |e-2x sin bx| при x >1,
где b = -2.9 y = cos bx при x = 1,
e-x cos bx при x < 1,
13. Для x [0.5,2] sin (cos ax) при x >1,
где a = -0.8 z = tg ax при x = 1,
a2 x при x < 1,
14. Для x [1,2], ln bx - 1/(bx+1) при x < 1.3,
где b = 1.3 y = bx + 1 при 1.3 ³ x ³ 1.7,
ln bx +1/(bx+1) при x > 1.7,
15. Для x [-1,1], ax2+bx2/3 при x < 0.1,
где a = 2.5,b = -0.9 z = a x2 при x = 0.1,
b x2/3 при x > 0.1.
Программа 2.
1. Ввести координаты точки (x, y). Напечатать, в каком квадранте или на какой оси координат находится эта точка.
2. Ввести радиусы R1, R2 и высоту. Вычислить объем усеченного конуса: , где S – площадь оснований. Если R1 = R2 – объем и площадь цилиндра, если R1 = 0 или R2 = 0 – объем (hπr2) и площадь πr() поверхности конуса.
3. Ввести с клавиатуры цифру. Определить, какой системе счисления она может принадлежать.
4. Ввести число. Определить, делится ли оно нацело на два, три или на пять.
5. Ввести a, b, h. Если h = 0, вычислить площадь прямоугольника; при a = b, найти площадь квадрата; в противном случае подсчитать площадь трапеции.
6. Наибольшее из 3-х различных значений переменных вещественного типа Х, У, Z уменьшить на 0.3.
7. Ввести три числа: А, В и С. Вычислить: D = max (A+С, B2, C+В);
8. Даны 3 целых числа. Найти среднее из них. Средним назовем число, которое больше наименьшего из данных чисел, но меньше наибольшего.
9. Вычислить значение переменной d=a+в, если а – нечетное, и d=a×в, если а –четное, где а и в целые числа.
10. Найти произведение двух наибольших из трех введенных с клавиатуры чисел.
11. Ввести три числа: а, в и с. Вычислить: К = МАХ (а+в, в·с, в2)
12. Ввести два числа: а и в. Вычислить значение с=а+в, если а – четное и с=а*в, если а – нечетное.
13. Даны Х # У. Меньшее из этих двух чисел заменить их полусуммой, а большее – их удвоенным произведением.
14. Если целое число М делится нацело на целое число N, то вывести частное от деления, иначе вывести сообщение «М на N не делится».
15. Найти:
16. Найти: .
17. Даны целые числа А, В, С. Если А ≤ В ≤ С, то все числа заменить их квадратами, если А > В > С, то каждое число заменить наибольшим из них, в противном случае сменить знак каждого числа.
18. Составить программу нахождения произведения двух наибольших из трех введенных с клавиатуры чисел.
19. Составьте программу, которая из трех введенных с клавиатуры чисел возводит в квадрат положительные, а отрицательные оставляет без изменения.
20. Составьте программу вычисления выражения: МАХ (Х+У+Z, X·Y·Z)+3
21. Составьте программу вычисления выражения: MIN (X2 +Y2, Y2 + Z2, X2+Z2) – 4
22. Составьте программу вычисления выражения: MAX (X·Y, Y·Z, X·Z) +20
23. Составьте программу вычисления выражения: MIN (X2, Y·Z, Z2) ·15
24. Составьте программу вычисления выражения: MAX (X·Z-Y, Z·Y-X, X·Y-Z) + 10
25. Составьте программу вычисления выражения: MIN (X·Z·Y, Y2, Z2) ·X·Z·Y
26. Составьте программу, заменяющую большее из двух данных чисел модулем суммы, а меньшее – модулем полуразности этих чисел.
27. Составьте программу, заменяющую большее из двух данных чисел модулем произведения, а меньшее – модулем разности этих чисел.
28. Составьте программу, заменяющую большее из двух данных чисел удвоенным произведением, а меньшее – модулем полусуммы этих чисел.
29. Составьте программу расположения трех чисел в порядке убывания.
30. Составьте программу расположения трех чисел в порядке возрастания.