Теперь мы изложим главу Дравьяди вигьяния – знание о веществах – так сказал Атрея и остальные мудрецы.
1-2. Дравья (вещество) является главным (наиважнейшим) среди раса (вкусов) и других (свойств); поскольку в нем (веществе) заключаются все (свойства). Оно (вещество) является панчабхутатмака (состоящим или рожденным из пяти элементов). Его основанием (массой или опорой) является кшима (притхви бхута) (земля), оно исходит из амбу (ап бхута) (воды), агни (теджас бхута) (огня), павана (вайю бхута) (воздуха) и набхас (акаша бхута) (пространства), причем их неделимое сочетание определяет структуру и свойства (всякого вещества). Суть всякого вещества и его обозначение происходят от преобладания (господства присутствующего в них бхута).
2. Эти бхута (элементы) не остаются разделенными каждый в своей сукшма (тонкой) форме, но быстро объединяются в неделимое сочетание (самавайю), становятся стхула (грубыми, осязаемыми) и дают исток образованию всех веществ этой Вселенной. Таким образом, вся Вселенная является панчабхаутика (состоящей из пяти элементов), а следовательно, определяется как прапанча (видимая). Количественное соотношение каждого бхута в их сочетании меняется, и поэтому во Вселенной существует великое множество веществ, отличающихся друг от друга. Среди бесчисленных разновидностей сочетаний пяти бхута (элементов) преобладающий в каждом случае бхута определяет наименование данного вещества. Если в каком-либо сочетании притхви бхута (элемент «земля») содержится в большем количестве, чем остальные четыре, образованное вещество называется партхива (земным); если в образовавшемся веществе преобладает ап бхута (элемент «воды»), оно называется апья (водным); если преобладает теджас бхута (элемент «огня»), вещество будет называться тайджаса (агнейя) (огненным), если вайю бхута (элемент «воздух») – оно будет вайявия (воздушным), и если преобладает акаша бхута (элемент «эфира»), вещество будет называться акашия (набхаса) (эфирным). Таким образом, все вещества Вселенной подразделяются на пять разновидностей. Качества (свойства) и функции каждой разновидности будут описаны в последующих стихах. Следовательно, всякое вещество всегда имеет более одной раса (вкусов), так как оно является сочетанием бхута (элементов). По этой причине болезни также вызываются не одной единственной дошей, а всякое вещество, принятое человеком, усиливает не одну, а несколько дош одновременно.
3. Среди них (вкусов, присутствующих в веществе) тот, который ярко выражен (воспринят и опознан) обозначается как раса (главный или превалирующий) вкус, а те, что выражены не очень ясно или воспринимаются в конце, называются анураса (вторичные вкусы).
4. Гуру (тяжесть) и другие гуны (качества), присутствующие в притхвивьяди дравья (веществах притхви и других преобладающих бхутах), пребывают в раса (вкусах этих веществ). Они (гуны) приводятся в соответствие вкусам (отождествляются с ними) из-за их неразрывной связи.
5. Вещество, обладающее такими свойствами как гуру (тяжесть), стхула (грубость), стхира (твердость) и наиболее проявленное в гандха (запахе), является партхива (принадлежащим элементу земли – притхви бхута). Оно дарует тяжесть, устойчивость, плотность и рост.
6. Вещество, обладающее такими качествами, как драва (влажность, текучесть), шита (холод), гуру (тяжесть), снигдха (маслянистость, влажность), манда (пассивность), сандра (плотность, густота) и наиболее проявленное в раса (вкусе) является апья (принадлежащим элементу «воды» – ап бхута); оно дарует текучесть (влажность), выделения (увлажнение), кледа (сохранение влажности), насыщение (удовлетворение) и связывание (соединение веществ воедино).
7. Вещество, обладающее такими качествами как рукша (сухость), тикшна (проникновение, острота), ушна (жар), вишада (невязкость, шершавость), сукшма (тонкость) и наиболее проявленное в рупа (зримой форме), является агнейя (принадлежащим элементу «огня» – теджас бхута). Оно вызывает чувство жжения, блеск, цветовую проявленность и пищеварение (процесс обмена веществ, гниение и другие).
8. Вещества вайявия (принадлежащие элементу «воздуха» – вайю бхута) обладают такими качествами, как рукша (сухость), вишада (невязкость, шершавость), лагху (легкость) и наиболее проявленные в спарша (осязании). Они вызывают сухость, легкость, прозрачность, подвижность (различные виды деятельности) и истощение.
9. Вещества набхаса (акашия – принадлежащие элементу «пространства», акаша бхута) обладают такими качествами, как сукшма (тонкость), вишада (прозрачность), лагху (легкость) и наиболее проявленное в шабда (звуке). Они вызывают пустоту и легкость (невесомость).
10. Нет ничего в этой Вселенной, что не имеет исцеляющего воздействия, ничего, что не может быть использовано для многих целей и множеством способов.
11. Вещества, в которых преобладают в основном бхуты агни (огня) и паваны (воздуха), обладают свойством восходящего движения (вызывают движение в верхнем направлении), а те, в которых обычно преобладают бхуты бхуми (земли) и тойя (воды) обладают свойством нисходящего движения (вызывают движение в нижнем направлении).
12. Некоторые авторитетные источники утверждают, что гуру (тяжесть), снигдха (липкость), хима (шита) (холод), мриду (мягкость), лагху (легкость), рукша (сухость), ушна (жар) и тикшна (острота) являются восемью вирья (воздействиями).
13. Чарака говорит, что вирья – это то (свойство), которое делает возможным любое действие, что никакое действие невозможно без вирья, и все действия происходят из вирья.
14-15. Те, кто определяет гуру и прочие (восемь качеств, упомянутые выше) как вирья, делают это на основании непосредственного опыта (наблюдения их действия), поскольку из всех качеств эти (восемь) являются главными и наиболее проявленными в повседневном опыте, наиболее характерными для большинства веществ (в процессе их наблюдения).
16. Раса (вкус) и другие (иные, чем вышеперечисленные восемь качеств) хотя и могут быть отнесены к вирья, не называются вирья, поскольку они не соответствуют (четырем особенностям, перечисленным в предыдущем стихе). Следовательно, только гуру и прочие (восемь качеств) являются вирья.
17-18. Иные полагают, что только две гуны являются вирья – ушна (жар) и шита (холод). Хотя вещества могут иметь множество особенностей и свойств, только агни (огонь) и сома столь же могущественны, как вьякта (проявленное) и авьякта (непроявленное) во Вселенной: они являются непревзойденными (ими нельзя пренебречь).
18-19. Ушна вирья (воздействие жара) вызывает головокружение, жажду, истощение (без напряжения), потливость, чувство жжения, а также быструю переработку (преобразование) и ослабление ваты и капхи. Шишира (шита вирья – воздействие холода) в свою очередь вызывает хладана (освежение), дживана (оживление), остановку (удержание, ограничение) и очищение (удаление нарушений) ракты (крови) и питты.
20. Изменение вкуса (веществ), которое возникает в конце пищеварения благодаря соединению с джатхарагни (огнем пищеварения, т.е. желудочным соком и ферментами в пищеварительном тракте) и их воздействием, называется випак.
21. Вкусы сваду (сладкий) и пату (соленый) становятся мадхура (сладкими, медовыми) по окончании процесса пищеварения; кислый остается кислым (самим собой), а випак вкусов тикта (горький), ушана (острый) и кашайя (вяжущий) обычно становится кату (острым).
Воздействие вкусов (первоначальных, ощущаемых во рту) и випак раса (вкусов в конце пищеварения) будут одинаковыми или подобными.
22. Вещества оказывают доброе или дурное воздействие, некоторые своими расами (вкусами), некоторые своим випака (вкусом после переваривания), некоторые своими гунами (свойствами), некоторые своими вирья и некоторые своим прабхава (особым воздействием).
23-24. То, что является в данном веществе наиболее могущественным (раса, випак, гуна, вирья или прабхава), покрывает собой (скрывает, уменьшает, нейтрализует или уничтожает) остальные (из перечисленных факторов) и определяет воздействие данного вещества. При наличии двух противоположных качеств более сильное из них нейтрализует более слабое.
25. Имея одинаковую силу, випак главенствует над раса; обе они (раса и випак) главенствуют над вирья; прабхава же преобладает над ними всеми (раса, випак и вирья). Таково их естественное соотношение.
26. Особое воздействие (веществ) проявляет себя, когда раса и остальные (присутствующие факторы) обладают одинаковой силой. При этом считается, что воздействие происходит из прабхавы. Например, хотя данти (croton tiglium) полностью аналогичен читрака (plumbago zeylanica) по раса, данти является слабительным (а читрака не является таковым). Подобно этому, мадхука (glycerrhiza glabra) и мридвика (vitis vinifera) имеют полностью аналогичные характеристики, но мридвика является слабительным, (а мадхука не является таковым). Гхрита (гхи – топленое масло) и кшира (молоко) таковы в активизации пищеварения (гхрита активизирует пищеварение, а кшира нет).
27-28. Так были описаны основные (обычные) виды воздействий веществ и другие их качества. Кроме того, существует особая категория (веществ) известных как вичитра пратьяярабдха (порожденных особой комбинацией причинных факторов – панчабхута). Например, и годхума (пшеница), и ява (ячмень) обладают сваду и гуру (сладким и тяжелым свойствами), но годхума (пшеница) ослабляет вату, тогда как ява (ячмень) ухудшает (усиливает) вату; рыба является горячей (по воздействию), тогда как молоко охлаждает (по воздействию) (хотя оба являются сладкими и тяжелыми).